Концерт для пишущей машинки - 1

(Быль)


(Начало)

Ника пулей влетела в машбюро и положила на стол исписанные листки бумаги.
Михаил сидел на своем обычном месте. Он сразу уставился на нее своим
задумчивым взглядом, но разговор не начинал. И тогда первой заговорила
Ника:
- Миша, извини, но мне не до тебя. У меня срочная работа.

Девушка уселась за стол, где стояла печатная машинка, и начала строчить,
как пулеметчица, на ходу поясняя упорно молчавшему другу:
- Мне редактор поручил срочную работу. Эта статья должна быть
в завтрашнем номере. Судьба газеты в моих руках.

Вот уже около года Ника работала курьером в редакции городской газеты.
Если у машинисток был завал, она охотно их выручала. Девушка отлично
печатала на машинке, так как до работы в редакции окончила курсы
машинописи. А в основном она целый день с  готовыми материалами
и газетными полосами носилась между типографией и редакцией, которые
находились далеко друг от друга.

Ника – это прекрасная грива длинных блестящих темно-каштановых волос
и веселые зеленые глаза, смотрящие на мир из-под озорной челки, это
стройная фигурка и море энергии, это еще девятнадцать лет юности плюс 
мечты, уносящие в голубую  даль.

А Михаил – это медвежонок, которого Нике подарила на день рождения
начинающий журналист Валентина.

Рано утром, приходя на работу, девушка всегда весело здоровалась
с ним: - Привет!

Днем в своем прозрачном хрустящем пакете с красным бантом медвежонок
гордо восседал на рабочем столе Никы, как наблюдатель ООН.  А ночью
Михаил, оставшись один, охранял накрытую чехлом, дремлющую машинку.

Сегодня уже под вечер, Ника доставила готовые  полосы завтрашней газеты
на подпись строгому и немногословному пожилому  редактору. Рабочий день 
давно закончился, и в здании редакции никого уже не было. Девушка
устроилась в кресле приемной редактора, и, ожидая вызова, листала журнал.
Ей осталось сделать последний рейс в типографию, чтобы сдать подписанные
полосы в печать.

Но в последний момент редактор внес в уже готовый номер свои коррективы.
И теперь по его указанию она срочно печатала дополнительный материал.

Глядя на печатную машинку, Ника всегда начинала смеяться. Она сразу
вспоминала курсы машинописи, которые посещала целый месяц. Это были,
поистине, уникальные занятия. Ника сама себя обучала печатать
на машинке.

…После окончания школы энергичной Нике очень хотелось учиться чему-нибудь.
В областной институт культуры ее не приняли.

- Там не разглядели мои таланты, видимо они слишком глубоко во мне
закопаны, - со смехом объясняла она своим подружкам.

Случайно прочитав в местной газете объявление о наборе на платные курсы
 машинописи и делопроизводства при доме культуры «Металлург», она пошла
и записалась на них, уплатив нужную сумму в кассу. Ей выдали квитанцию
и назначили время обучения на вечер.

Как и положено, Ника пришла в условленный час в здание очага культуры,
но к своему удивлению, никого не нашла, кроме вахтерши. В большом
старинном здании было тихо и пустынно. Мощная вахтерша, загородив
вход, строго спросила:

- Тебе кого?

Затем, внимательно изучив квитанцию, она повела девушку по темному
и прохладному коридору. Открыв  ключом какую-то дверь, запустила ее
в комнату, предварительно включив свет. На письменном столе
громоздилась древняя пишущая машинка.

- А кто меня будет учить? – спросила Ника.

Вахтерша, махнув рукой, объяснила:

-Дак, садись и учись скоко хошь.

И, оставив девушку одну, ушла.

Ученица присела на стул рядом с машинкой и с любопытством начала ее
рассматривать, так как впервые встретилась с этим чудом техники.

Железная «старушка» молча возвышалась на столе. Она посматривала
на юную незнакомку каким-то хитрым, многозначительным взглядом.

Наконец, набравшись храбрости, Ника осторожно одним пальцем ударила
по клавише. «Старушка» не осталась без ответа.  Из ее железного
алфавитного веера стрелой радостно выскочил  бойкий молоточек и звонко
тюкнул по дремлющему валику. Лениво лежавший на боку толстяк-валик
мгновенно поймал этого нахала и зажал какой-то хитрой пластинкой.

Ника стала освобождать  молоточек из плена пальцем левой руки,
одновременно зачем-то нажала на какой-то рычаг пальцем правой руки.

Каретка внезапно затарахтела и со  скоростью локомотива, как ненормальная,
понеслась по рельсам, не подавая никаких сигналов, и чуть не задавила
самоуверенный  палец Ники. Больно ударив его и даже оцарапав, машинка
сильно стукнулась об ограничители, содрогнув стол, и мигом остановилась,
как конь перед  пропастью.

В последний момент, почувствовав острую боль, Ника успела отдернуть
левую руку, чем спасла себя от тяжких последствий, иначе произошел
бы трагический наезд  каретки на живой палец. А это уже чистейшее
ДТП (дорожно-транспортное происшествие) с жертвой и грубым нарушением
правил, которые ученица совершенно не знала.

Потирая ушибленный, но спасенный палец, Ника поняла, что  правила
по технике безопасности она усвоила. У нее появились опыт и даже
какая-то уверенность.

Осторожно, чуть дыша, она освободила молоточек и уложила его на место.
Затем, встав со стула, она подошла к машинке сбоку, крепко упираясь
ногами в пол, медленно толкая упирающуюся каретку двумя рукеми,
вернула ее в первоначальное положение и снова села на стул.

Укрощенная «старушка» смотрела на нее подобревшим взглядом с искрой
надежды.
Ника была довольна своим первым самостоятельным шагом. Кажется,
у нее что-то получалось.

После этого она догадалась вставить найденный на столе чистый лист
бумаги в каретку и накрутить его на валик.

И потихоньку Ника начала одним пальцем «давить клопов и тараканов»,
то есть  пальцем ударять поочередное по клавишам, стараясь напечатать
простые слова и даже короткие предложения, правда пока без заглавных
букв и знаков препинания, но это ученицу не страшило. Потому что это
был уже второй и довольно рискованный шаг, но и с ним она тоже
справилась. Медленно, но верно ее учеба продвигалась вперед.

В тишине, в огромном здании дома культуры, напряженно и настойчиво
Ника училась печатать на машинке. Ей никто не помогал, но никто
и не мешал. Она училась на своих собственных ошибках и на случайных
удачах.

И вот первая строка закончилась. Каретка доехала до края листа
и остановилась. Надо было передвинуть ее назад и перейти на вторую
строку. Это была уже третья задача, самая трудная и очень ответственная
в жизни девушки. Если Ника ее не решит, то ее уникальное
самообразование зайдет в тупик. Ученица просто не сможет идти дальше.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)


= Тина (Танзиля) АНСАРОВА


Рецензии