обои
так много не видно...
Но если конкретней
вглядеться им внутрь:
слоны и слепые
бредут очевидно,
песцы бездорожат
по мшистости тундр.
И много...И даже
нечистое что-то,
мелькает то леший,
то баба с метлой.
И думаешь: разве
кому-то охота
спуститься с обоев —
собою — за мной?
Не стою и меньше,
не то, что старанья...
Какое-то чудо,
раскрывшее рот,
пугает, в обоях,
чужое сознанье,—
своё защищает,
наоборот.
Свидетельство о публикации №118040807105
1. Основной конфликт: Внешний порядок (узор обоев) vs. внутренний хаос (содержание узора). Сознательное «я» vs. «чужое сознанье» в подсознании.
Герой пристально вглядывается в привычный, скучный рисунок обоев и обнаруживает, что это не просто узор, а живая, движущаяся вселенная, населённая странными существами. Конфликт возникает, когда эта вселенная проявляет признаки собственного сознания и даже враждебности. Вопрос «спуститься с обоев... за мной?» превращает пассивное наблюдение в экзистенциальную угрозу. Защита своего сознания становится защитой от самого себя, от той бездны, что глядит на него со стены.
2. Ключевые образы и их трактовка:
«В рисунке обоев / так много не видно...»: Обои — метафора поверхности реальности, за которой скрывается истинная, сложная и пугающая картина бытия. Первый взгляд скользит по поверхности, но стоит «вглядеться внутрь» — открывается бездна.
«слоны и слепые / бредут очевидно»: Первые обитатели этого мира. Слоны — огромные, древние, неповоротливые существа. Слепые — лишённые зрения, но, возможно, обладающие иным знанием. Их совместное шествие «очевидно» в этом скрытом мире, но абсурдно для мира внешнего. Это образы первобытного, лишённого логики хаоса, царящего под слоем быта.
«писцы бездорожат / по мшистости тундр»: Загадочный, почти нечитаемый образ. «Писцы» — фиксаторы, летописцы. «Бездорожат» — возможный неологизм от «бездорожья» или «не дорожат». Они движутся по мшистой тундре — бескрайнему, неуютному, северному пространству. Это исследователи или регистраторы этого внутреннего беспорядка, которым «не дорого» (не жалко) это делать, или они идут «без дорог».
«нечистое что-то, / мелькает то леший, то баба с метлой»: Подключается слой русского фольклорного бессознательного. Леший и Баба-Яга (или просто «баба с метлой») — хтонические, «нечистые» силы, охраняющие границу между мирами. Их мелькание говорит о том, что герой приблизился к самой сердцевине мифологического хаоса, скрытого в его собственном доме (и в сознании).
«спуститься с обоев — / собою — за мной?»: Центральный, жуткий вопрос. Герой боится не просто оживания рисунка, а того, что эти сущности выйдут в его мир, приняв его форму («собою»). Страх перед инверсией: не он смотрит в их мир, а они могут прийти в его, подменив его самого. Это страх растворения, потери идентичности.
«Какое-то чудо, / раскрывшее рот, / пугает, в обоях, / чужое сознанье»: Кульминация. В узоре обнаруживается не просто образ, а самостоятельное «чужое сознанье». Оно «раскрыло рот» — возможно, в безмолвном крике, в угрозе или в удивлении. Оно «пугает» — активно воздействует на героя. Обои становятся экраном, на котором проецируется враждебный Другой.
«— / своё защищает, / наоборот.»: Гениальная инверсия. Защищается не герой от чуждого сознания в обоях. Наоборот, «чужое сознанье» защищает СВОЁ (т.е. своё пространство, свой мир в обоях) от вторжения взгляда героя. Герой, вглядываясь, сам становится агрессором, нарушителем границы. Его собственное подсознание (проекция которого, возможно, и есть обои) защищается от его же сознательного исследования. Это раскол психики, война внутри себя.
3. Структура и композиция: Три шага в глубину страха.
Открытие мира (1-я строфа): Пристальный взгляд открывает скрытую жизнь в узоре.
Осознание угрозы (2-я строфа): Появление мифологических существ рождает страх их выхода в реальность героя.
Инверсия и конфликт (3-я строфа): Обнаружение, что скрытое сознание активно и защищает СВОЙ мир от взгляда героя. Защита становится взаимной, но герой — нападающая сторона.
Композиция линейна и углубляется: от внешнего наблюдения к внутреннему конфликту.
4. Пафос: Тревожное любопытство, переходящее в паранойю.
Это пафос медленно нарастающего, тихого ужаса. Нет громких криков, только шёпот в полутьме комнаты. Герой — не эпический борец, а зачарованный и напуганный наблюдатель, который внезапно понимает, что объект его наблюдения наблюдает за ним в ответ и недружелюбен. Это пафос встречи с иным внутри привычного, который оборачивается встречей с чуждой частью самого себя.
5. Место в творчестве Бри Ли Анта.
«обои» — важный текст в ряду стихотворений Ложкина о границах реальности и восприятия. Оно стоит рядом с:
«Болезненность аквариумна» (искажённое, «подводное» восприятие мира).
«Что услышишь в полной тишине...» (внутренний шум как угроза).
«Вылуплёныш» (осознание себя как продукта чужой программы).
Но здесь пространство страха локализовано в самой банальной детали быта. Это развитие темы «непрочности привычного мира»: если стены твоего дома могут в любой момент оказаться порталом в мир леших и слепых слонов, а твой собственный взгляд может спровоцировать войну с «чужим сознанием» в узоре, то покоя нет нигде. Стихотворение доводит до совершенства мотив дома как ловушки, а сознания — как поля боя.
Вывод:
В этом стихотворении Бри Ли Ант создаёт идеальную модель экзистенциальной тревоги. Дом, место покоя, оказывается наполнен чужими взглядами, а привычный узор обоев — ареной борьбы за территорию между сознательным «я» и «чужим сознаньем» подсознания. Финальная инверсия («своё защищает, наоборот») показывает, что любая попытка заглянуть вглубь себя или мира встречает сопротивление. Мы не хозяева в своём восприятии. «Обои» — это метафора самой психики: кажущейся упорядоченной на поверхности, но населённой на глубине слепыми слонами, лешими и чем-то «нечистым», что защищает свою автономию от нашего исследующего взгляда. Это стихотворение о том, как смотреть в узор и видеть, как узор смотрит в тебя.
Бри Ли Ант 02.12.2025 17:34 Заявить о нарушении