Поспешай медленно
1990 год. Апрель месяц, лагерный аэродром Будённовск.
Снег сошёл, и мы там высадились квартирьерами ещё в начале марта.
Готовим всё и вся к работе с переменным лётным составом, а они у нас – иностранцы.
Жилые казармы, технические домики, дорожки на аэродром, лётно-техническую столовую и территорию возле неё.
Стоянку самолётов, ТЭЧ полка.
Представители ОБАТО и батальона связи готовят свои объекты.
Все заняты делом. Тут не спрячешься среди общей массы.
Десант опытных специалистов по строительству и подготовке. Не первый раз принимают участие в подобных работах.
Указания и задачи выдаются каждый день.
Вечером подводятся итоги : что сделано, что нет, причины. Выявляются «узкие» места, тут же вырабатываются мероприятия по их ликвидации.
Все усилия приурочены к дате, когда аэродром начнёт функционировать.
У каждого они свои, но все вместе мы делаем одно общее дело : готовим авиационные кадры для иностранных государств, вставших или, пытающихся встать, на путь социалистического развития.
И вот этот день настал.
Вторник, сегодня две эскадрильи должны перелететь с основного аэродрома базирования.
Утреннее построение, получаем задачи. А их много.
На первом этапе : перелёт самолётов, их приёмка, расстановка на стоянке. Размещение лётчиков.
Далее, переброска самолётами военно-транспортной авиации лётно-инструкторского, иностранного, технического, аэродромного и остального обеспечивающего состава.
Их размещение.
Система эта отлажена на протяжении всего существования учебного полка. Но случается всякое и надо быть «на чеку», чтобы своевременно устранить, предотвратить возможные казусы и не стыковки.
Средства наземного обеспечения полётов приняты. К встрече самолётов готовы.
Аэродром не нашего училища, но он имеет бетонное покрытие. Работаем с него второй год. Что успешно решает проблему с полётами после дождей. Не нужно ждать, пока грунтовая полоса высохнет и будет пригодна для производства взлётов и посадок. Экономим драгоценное время в деле подготовки лётных кадров.
Технический состав занял позицию на стоянке самолётов. Сюда и будут заруливать самолёты эскадрилий. Плановая таблица перелёта составлена с учётом и пожеланиями технического состава. Перелетающие пары так и будут стоять на стоянке, согласно расписанию эскадрилий и звеньев.
Так их удобно расставлять, чтобы не делать двойную работу : ещё раз переставлять и перетасовывать их. На бетоне уже вычерчены белой краской линии, на окончании которых стоят номера бортов, которые будут стоять здесь весь лётный сезон этого года.
Стоянка самолётов – бетонные плиты, ширина её 30 метров.
Позади хвостов лайнеров – линия бетонных столбов для освещения.
Фонари отремонтированы силами ОБАТО, опробованы, освещение есть.
Спорный вопрос имеет место. Освещение стоянки – вещь, конечно, полезная и нужная.
Но когда стоянку охраняют ночью, зачем он ? Самолёты видны, как днём.
Подступы освещать бы… Диверсанты могут снять часовых и…
Сами понимаете, что и как здесь. Но как есть, так есть, существующая эта проблема.
А вот и первая ласточка : вёртолёт МИ-8 поисково-спасательной службы заходит на посадку.
Необходимая и важная процедура, а вдруг случится что : найти и спасти его предназначение, и тех кто внутри его будет.
Сел в расположении старта, но рулит почему-то на стоянку самолётов. Вот и первая неувязка : зачем он там ?
Здесь ему не место.
Увы.. уже на стоянке самолётов, где он явно не нужен : рушатся планы по их расстановке.
Через некоторое время – проход над полосой и посадка первого самолёта.
Прилетел самолёт, который пилотировал подполковник Д., Владимир Андреевич, заместитель командира полка по лётной подготовке, который и будет начальником лагерного сбора.
Автор этих строк – его заместитель по инженерно-авиационной службе на весь период этого сезона.
Прилетел с командиром эскадрильи. Сейчас остальные появятся.
Согласно разметке на бетоне, он самый первый, самый дальний от старта.
Технический состав закатывает аппарат на место его «якорной» стоянки.
- Сегодня перелёт, вероятно, не состоится, на маршруте засветки, грозовой фронт, еле сам проскочил, но расслабляться не следует, - это уже нам. Будем ждать ! Но надеемся, что сегодня успеют перелететь. Не расслабляться !
Борт заправляют топливом, воздухом и кислородом.
Вот и время обеда подошло. Встречаемся в лётно-технической столовой, которая обновлена.
Краска на полу высохла, но запах её ещё витает в воздухе.
Обедаем и выдвигаемся на стоянку.
Собираемся у руководителя полётов.
- Метео ! Погоду !
Начальник метеослужбы по селектору докладывает её фактическое состояние.
Аэродром может принять борта, но вот на маршруте засветки : грозовой фронт и дождь.
РП докладывает состояние погоды в вышестоящие штабы для принятия решения на перелёт.
- Товарищ подполковник ! А дайте команду, пусть вертолёт перерулит на другое место. Не место ему там. Сейчас борта «сыпаться» начнут, и куда мы их ставить будем ? – это техники самолётов с челобитной к начальнику лагерного сбора подошли.
РП связывается с командиром и даёт команду на перестановку вертолёта, чтобы он не мешал.
Через полчаса появляется экипаж вертолёта.
- 736 на связи ! Прошу «добро» на перестановку вертолёта. Куда ставить будем ?
РП по рации объясняет, куда и зачем его переставить.
- Отдайте команду техсоставу зачехлить самолёт, возможно и у нас сейчас дождик начнётся, - это уже мне.
Дублирую команду начальнику ТЭЧ звена на зачехловку прилетевшего борта, который как гордый орёл, в одиночестве, ждёт своих собратьев по крылу.
- Понятно ! Выполняем !
Технари идут за самолётными чехлами и заглушками.
- 736 на связи ! Прошу «добро» на запуск двигателей и перестановку вертолёта.
- 736, запускайте !
Говорят, что можно бесконечно наблюдать, как горит огонь, течёт вода, и кто-то работает.
Можно добавить, и как переруливают самолёты и вертолёты.
Соскучились все за грохотом авиационных двигателей в период подготовки лагеря к работе.
Всё больше звуки топоров, пил, молотков был привычен в это время.
Запуск двигателей. Вертолёт лениво трогается с места…
Столб пыли, разлёт элементов конструкции лопастей и то, что осталось от столба освещения стоянки.
Вначале была видна вспышка, затем облако пыли бетонной. Звук металлических оттенков, как будто, рояль уронили, до нас долетел немного позже.
- Твою мать…
Бегу к самолёту. Я же туда людей послал ! Что с ними ?
В это время экипаж выключает двигатели, свист у них не такой, как при наличии лопастей. Тональность звука поменялась. Фальшиво, как-то, и шепелявя, издают звук обрубки лопастей.
- Перерулили… твою дивизию, - это уже экипаж, когда поравнялся с ними.
Технический состав у самолёта не наблюдаю.
Уф ! Пронесло в этот раз !
На бетоне стоянки множество осколков, фольга от сотового наполнителя лопастей, куски бетона, арматура.
Бегло осматриваю лайнер и выясняется, что имеются повреждения.
Передний фонарь разрушен попаданием элемента лопасти вертолёта. Огромный кусок оргстекла лежит в чашке кресла.
Под звездой, на киле, зияет дыра, а сам осколок застрял на другой стороне обшивки.
Не смог пробить, - вся сила удара ушла на пробитие материала обшивки с одной стороны.
Застрял на излёте.
А если бы здесь люди были ?
Спокойно…
Всё в порядке. Могло быть и хуже. Хорошо, что баки не повреждены и нет жертв.
А повреждения специалисты ТЭЧ устранят.
Подходит руководство лагерного сбора.
- Что ? Как ?
Докладываю о выявленных повреждениях. Записываю для доклада и определения фронта работ по вводу его в строй.
С вертолётом всё ясно. Лопастей нет ни одной. Так, обрубки.
Вырабатываем тактику и стратегию дальнейших наших действий.
В этот момент появляется технический состав с заглушками и чехлами.
- А что тут случилось ?
Его появлению очень рад. Не сказано рад. Все живы и здоровы !
Никогда в своей деятельности не был рад тому, что отданное распоряжение было выполнено с таким запозданием. Замешкались они, ключи забыл прапорщик от помещения, где чехлы находились, пришлось ему за ними возвращаться в жилую зону.
Доложили о произошедшем : не рассчитав радиуса разворота, диаметра винтов и расстояния до линии столбов, воздушное судно совершило столкновение с одним из последних…
Послесловие :
Вертолёт простоял до конца закрытия лагеря.
Привезли лопасти с просроченным сроком консервации. Никто не отдал команду на их установку.
Потому, что такие ставить не положено. Их в ремонт отправлять нужно, хотя и не использовались в межремонтный период. Продлить ресурс и назначить новый никто не взялся.
По окончании лётной программы стало известно, что были доставлены другие лопасти и заменены бригадой ПАРМ.
Вертолёт успешно облётан и покинул указанный аэродром.
Наш самолёт был восстановлен. Все повреждения были устранены, и он участвовал в процессе обучения иностранного переменного состава.
… надейся, а сам, - не плошай !
Поспешай медленно !
В 1995 году... помните ? больница... Басаев...
«7» апреля 2018 года
Свидетельство о публикации №118040709798
Гаванна Наташа 25.04.2018 23:34 Заявить о нарушении
а если боярки дадим во внутря и... мухоморами закусим...
Эхх... америка... гуттенбай !
Тэхон 26.04.2018 09:06 Заявить о нарушении