Родивсь мертвим

Есть старый анекдот. Его можно было услышать с эстрады, кто-то из юмористов рассказывал его не так давно. Обычно его расцвечивают в кавказско-украинские тона. Ну, что ж, использую и я их.

Приехали два украинца на Кавказ, ходят по местному кладбищу и читают надписи на памятниках: «Гиви Чевадзе: год рождения 1928, смерти — 2000, — жил 5 лет».
«Георгий Чхения, 1928–2007, — жил 7 лет». И так на каждой могиле.
Встречают сторожа: «Извини, генацвале, мы уже и в столбик считали, и на калькуляторе — не получается!» «Понимаете, 5-7 лет были деньги, ресторан, вино, девочки, море, а кончились деньги — что за жизнь?»
Тогда один украинец говорит товарищу: «Микола, якщо я перший помру, ты напиши мені на могиле: «Родивсь мертвим…»

Ресторан, вино, девочки, море, это, конечно, вечные ценности. С этим мы здесь спорить не будем. Важнее тут то, что календарная жизнь, от даты рождения и до даты смерти, не тождественна собственно жизни в понимании персонажей.
 
В моем понимании тоже.

Если еще немножко пошутить на эту тему, то вот два признанных авторитета.

Ежи Лец - То, что он умер, еще не доказывает, что он жил.  И Михаил Жванецкий. Есть свидетельство о рождении. Есть свидетельство о смерти. Где свидетельство о жизни?*

Если попытаться представить прожитую человеком жизнь чем-то похожим на колбаску (аналогия специфическая, может быть потому, что худею, но вполне рабочая), то кусочки мяса, сала, зернышки тмина, перец, соль, это те события, которые произошли с человеком. Они красочные, интересные, большие, маленькие, важные, совсем незаметные. Но если рассмотреть эту «колбаску» повнимательней, то окажется, что внутри есть нечто похожее на изогнутую проволочку. Какие-то твердые линии, задающие направление, которые в определенной точке изламываются и направление изменяется. Иногда очень резко. Вот места изломов, после которых меняется направление, это важные, ключевые события в нашей жизни.  Есть среди этих событий те, которые произошли без нашей воли и желания, но они изменили нашу жизнь навсегда. Первое из них, которое и кладет начало всем событиям, наше рождение. С нами никто не советовался по этому поводу. Несчастный случай, лишивший нас близкого человека, и навсегда изменивший нашу жизнь и нас самих. Среди моих близких и знакомых есть двое, чья судьба имеет этот излом. Любовь, которая «нечаянно нагрянет». Война, не приведи господи. Но взрослея, мы все больше стараемся влиять на то, что с нами происходит. Примеры? Куда пойти учиться – в пед с языковой подготовкой, или в театральный? Куда пойти работать? Остаться в родном городе, или уехать далеко, где есть перспективы? Отвергнуть ухаживания, или ответить взаимностью? Выйти замуж (жениться), или повременить? Обзавестись ребенком сразу, или через некоторое время? Согласится на неожиданное предложение на работе, или уволится? После каждого из этих событий жизнь человека меняется. Человек делает свой выбор. Иногда мучительно. Тяжело. И выбрав, меняет свою жизнь. А выбор… Выбор имеет такую особенность, вы не только выбираете, делаете что-то своим, а, вы и от чего-то отказываетесь. И не всегда от плохого. Иногда от хорошего. Иногда от очень хорошего. Но вы выбираете нечто иное. И так устроена жизнь (возможно, это несправедливо), что почти всегда (а с точки зрения всей жизни, то просто всегда), вернуться и изменить что-то в своем выборе уже очень сложно, или вовсе нельзя. Та возможность, от которой мы отказались, уходит в вечность, и останется только в нашей памяти.

Прожив достаточно, каждый может обернуться и увидеть эти изломы в своей жизни, и припомнить то, от чего отказался. И уж так устроена наша жизнь, нам всегда есть о чем сожалеть, глядя на свою жизнь. Вся жизнь может оказаться разочарованием. Как лет триста назад заметил один англичанин – «Мы рождаемся в слезах, живем, жалуясь, и умираем в разочаровании» (Томас Фуллер).

Но именно вот это событие, выбор, делает нас хозяевами своей жизни. Внутри себя мы решали, кто мы и что нам нужно. Взвешивали, что нам нужно в первую очередь, а что может подождать. Делая выбор, мы творим свою жизнь. Что-то привносим в нее, и от чего-то отказываемся. Собственно, наша жизнь и есть не все то, что с нами происходило, а цепь вот этих выборов, которые мы сделали (это и есть те 5 или 7 лет).  Знаменитая гегелевская формулировка «человек есть не что иное, как ряд его поступков», об этом. Выбор, это поступок.

Как начинается наш день? Мы встаем, пытаемся попасть ногами в тапочки. Потом в туалет. Оттуда в душ. Потом на кухню, включить кофеварку. Все это «на автопилоте». Здесь никаких выборов. Потом снова в спальню. Берем носки, и делаем первый выбор. Одеть, или взять свежие. Потом к шкафу, второй выбор. Голубая рубашка в тонкую полоску, или бордовая в клетку. Завтрак. Сотовый в карман, ключи в карман. Выходите из квартиры. Лифт занят. Третий выбор. Ждать, или сбежать по лестнице. Все это рутина, в которой мы никак практически не проявляемся. Есть, правда, мелкие, незаметные события, которые определяют наше будущее. Как в старом фильме «Москва слезам не верит». Главная героиня говорит: «Ты знаешь, меня иногда такой ужас охватывает, когда я подумаю, что я могла тогда у Тони остаться ночевать. Или бы на другую электричку села». Случайная встреча, конечно же, важна. Но важнее когда главной героине предложили подвезти ее домой на такси. И она сделала свой выбор. Она согласилась. А вот это согласие и дало начало новому, тому, чем она уже так дорожила.

Проходит время. Силы человека слабеют. И когда приходит время делать очередной выбор, становится все трудней выбрать то, что вы считаете достойным выбора. Вы выбираете то, что вам еще по силам. С этого момента вы начинаете терять контроль над своей судьбой. Вы перестаете быть самим собой. Вы не можете быть таким, каким вы считаете, вы должны быть. Вы становитесь таким, каким получается. Вы все больше и больше плывете по течению. Такая жизнь теряет смысл. В такие моменты некоторые уходят. Сами. Я не уверен, что это единственный выход в такой ситуации. Хотя это каждый решает сам. И, нужно признать, потеря самого себя («потеря лица» в японской культурной традиции) всегда считалась тяжелейшим событием.

Был такой наблюдательный и тонкий исследователь Сирил Норткот Паркинсон, автор знаменитого закона Паркинсона. Он отмечал – «Люди перестают развиваться, как только начинают размножаться»**. На первый взгляд можно и не согласиться. Но не на второй. Любая репликация (и саморепликация в том числе)  осуществляется в статике. Нельзя копировать движущийся речной поток, воссоздавая рядом такой же. Можно копировать фотографию или картину потока. Человек развивается в борьбе противоречий. Противоречий внутри себя, и в борьбе с внешними противоречиями. Выбор, о котором уже говорилось, это борьба с самим собой (столкновение и сопоставление своих внутренних устремлений), и борьба за важный шанс (выбор) вовне себя. А ребенку мы преподносим чистые истины, незамутненные сомнениями и противоречиями. Мы закладываем нашим детям позитивную модель мира. С негативной нередко они сталкиваются весьма неожиданно. На улице. Либо с прорвавшимися в общении усталостью и раздражением родителей. Результатом появления детей в подавляющем большинстве случаев является то, что мы перестаем строить свою судьбу. Появляется наша судьба, которая по мере взросления детей все больше становится их судьбой. И вы уже живете их выборами. Вы не спите ночей, думаете. Волнуетесь. И когда они звонят, волнуясь, спрашиваете «Ну, как сдал? Вопросы сложные были?», «Списки вывесили? Поступил?». «Ну, зачем ты так далеко едешь? Звони каждый день. Ты ведь знаешь, я буду ждать, и если не позвонишь, буду волноваться». И т.д.

Вот эта включенность в жизнь других, ответственность за них и становится смыслом нашего существования в последний период нашей жизни. Как заметила по этому поводу баронесса фон Эбнер-Эшенбах, по совместительству писательница Мария Эбнерэшенбах, в одном из своих афоризмов, - «Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой».

Сам давно придерживаюсь такого же мнения.

Быть нужным людям, это единственное, к чему по-настоящему нужно стремиться в жизни.

Кажется все.

Длинно все-таки написал. Надо было бы короче.

Но концовка будет образцово короткой.

Вслед за гордыми вождями краснокожих, хотя сам не горд и не воинственен, повторю, - «Хуг! Я все сказал».

*  - Та же мысль у Вольтера "Большинство людей умирает, так и не поживши".

** - Правда, он это писал, исследуя жизнь государственных корпораций. Их рост и падение их эффективности. Но сути это не меняет.

PS: „Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить...“ Марк Аврелий


Рецензии