О силе имени Божия
Представленный здесь материал является небольшим отрывком из интересной книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Промысл Божий в моей жизни». Располагаю его на своей странице в виду важности его значения в повседневной жизни верующих людей, для помощи людям в их жизненных обстоятельствах, для предохранения их от бед и несчастий порой по своей неосторожной беспечности. Помоги всем Господь!
Что значит, - с молитвой!
В 1913 году я гостил в Оптиной пустыни. Меня поместили с одним иеромонахом, студентом Казанской Духовной Академии, о. А., в скиту. Как-то, выходя на литургию, мы забыли взять ключ и захлопнули за собою дверь; она механически заперлась, и чтобы её отворить, нужен был особый винтовой ключ.
Что делать? Не разбирать же стекло в окне?
После литургии рассказали эконому о. Макарию о нашей оплошности. Он был человек молчаливый и даже немного суровый. Да в экономы в монастыре и нельзя выбирать мягкого и любезного - слишком расточал бы добро. Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошёл к нашему жилищу. Но оказалось, что сердечко подобранного им схожего ключа было меньше, чем горлышко нашего замка. Тогда он поднял с полу тоненькую хворостинку, отломил от неё кусок, приложил к сердечку ключа и стал вертеть... Но сколько мы ни трудились, было напрасно, ключ беспомощно кружился, не вытягивая запора.
– Батюшка, – говорю я ему, – вы, видно, слишком тоненькую вложили хворостинку! Возьмите потолще, тогда туже будет!
Он чуточку помолчал, а потом ответил:
– Нет, это не от этого... А от того, что я без молитвы – начал.
И тут же истово перекрестился, произнося молитву Иисусову:
– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Начал снова крутить с тою же хворостинкою, и замок – сразу отпёрся.
После этого я и на своём, и на чужом опыте много раз проверял, что УПОТРЕБЛЕНИЕ имени Божия – ТВОРИТ чудеса даже – в мелочах. И не только сам пользовался и пользуюсь им доселе, но и других, где можно, тому же учу.
Вот другой пример.
Был я на одном съезде христианской молодёжи в Германии. Начали устраивать церковь.
Молодой человек, по прозвищу Шу-Шу (сокращённо - Шура-Шурович, Александр Александрович) развешивал иконы на стене. Здание было каменное. Ударит он молотком по гвоздю, а тот и согнётся – на камень попал. Вижу я неудачу его и говорю: – Шу-Шу! А вы бы перекрестились да сказали бы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот тогда у вас дело пойдёт.
Он поверил. Смирился. Ведь молодому-то не так это и легко. Перекрестился, упомянул имя Божие, наставил гвоздь в другое место, ударил молотком и попал в паз. И дальше вся работа - пошла удачно.
Рассказал я этот случай как-то недавно в кружке знакомых. Спустя несколько дней одна женщина, вдова К., недавно потерявшая мужа, рассказала мне:
«Пришла я после вашего рассказа домой и ложусь спать. А у меня давно уже бессонница... Нервы сдают, видно. И вдруг я вспомнила – вы велели ПОМИНАТЬ имя Божие даже и в малых вещах. И сказала я: „Господи! Дай мне сон!“ И даже не помню, кажется, сию же минуту и заснула. А до сих пор долго – мучилась бессонницей».
ИСКУШЕНИЕ.
А теперь я расскажу, так сказать, "Обратный" случай, как ОПАСНО – жить и даже говорить – без имени Божия.
Однажды после службы подходит ко мне простая женщина высокого роста, довольно полная, блондинка, со спокойным лицом и манерами, и, получив благословение, неторопливо говорит:
– Батюшка! Что мне делать? Какое-то искушение со мной: мне все кажется всякое непонятное и странное. – Как так? – спрашиваю.
– Ну, вот. Стою я, к примеру, в церкви, а с потолка вдруг ведро с огурцами падает около меня. Я бросаюсь собирать их – ничего нет... А я неловко повернулась, когда кинулась за огурцами-то, да ногу себе повредила, видно, жилу растянула. Болит теперь.
Дома по потолку кошки какие-то бегают, головами вниз. И всякое такое.
И все это она рассказала спокойно, никакой неврастении, возбужденности или чего-либо ненормального даже невозможно было и предположить в этой здоровой тулячке.
Муж ее, тоже высокий и полный блондин, со спокойным улыбающимся лицом, служил пожарным на Балтийском Судостроительном заводе. Я и его узнал потом. И он был прекрасного здоровья. Жили они между собою душа в душу, мирно, дружно.
Ясно, что здесь причины были духовные, сверхъестественные. Неопытный, я ничего не мог понять. Еще меньше мог что-либо сделать, даже не знал, что хоть сказать бы ей...
И спросил, чтобы продлить разговор:
– А с чего это у тебя началось?
– Да вот как. Сижу это я в квартире. А пожарным казенные дома дают, и отопление, и освещение. И жалование хорошее – нам с мужем довольно. Детей у нас нет и не было – Бог не дал, Его святая воля. Сижу у окна за делом, да и говорю сама себе:
– Как уж хорошо живется: все есть, с мужем ладно... Красный угол передо мною был, и вот после этого вдруг выходит из иконы Иван Предтеча, как живой, и говорит мне:
– Ну, если тебе хорошо, так за это чем-нибудь отплатить нужно, какую-нибудь жертву принести. Не успела я от страха-то опомниться, а он опять: – Вот зарежь себя в жертву.
И исчез. А на меня, батюшка, такой страх напал, такая мука мученическая схватила меня, что я света белого не взвидела. Сердце так защемило, что дыхания нет. Умереть лучше. И уже, как без памяти, бросилась я в кухню, схватила нож и хотела пырнуть себя в грудь-то им. Уж очень сильная мука была на сердце. Уж смерть мне казалась легче... Ну, и сама опять не знаю как случилось – но ножик точно кто выбил из рук. Упал он наземь. И я в память пришла. Вот с той самой поры и начало мне представляться разное. Я теперь и икону-то эту боюсь.
Выслушал я и подивился. Первый раз в жизни пришлось узнать такое от живого человека, а не из житий святых.
– Ну, чем же я тебе помогу? Ведь я не чудотворец. А вот, приди ныне вечером к службе, исповедуйся, завтра причастись Святых Тайн. А после обедни пойдем к тебе на квартиру и отслужим молебен с водосвятием. А там дальше, что Бог даст. Икону же, коли ты ее боишься, принеси ко мне.
Она покорно и тихо выслушала и ушла. Вечером принесла икону св. Иоанна Предтечи. Как сейчас ее помню: вершков 8x5 величиною, бумажная олеография, в узенькой коричневой рамочке. После Богослужения эта женщина исповедовалась у меня. Редко бывают люди такой чистоты в миру. И грехов-то, собственно, не было.
Однако она искренне в каких-то мелочах каялась с сокрушением, но опять-таки мирно... Вообще она была "здоровая" не только телом, но и душою. На другой день причастилась, а потом мы пошли к ней на квартиру.
Квартира – самая обыкновенная комната, выбеленная чисто, везде порядок. В углу икона с лампадкой. Муж был на службе. Отслужили мы молебен, окропили все святой водою. Угостила меня чаем. И я ушел.
Дня через два-три я увидел ее в церкви подворья и спросил:
– Ну, как с тобой?
– Слава Богу! – говорит она – все кончилось.
– Ну, слава Богу! — ответил я и даже не задумался, что совершилось чудо. А скоро и забыл совсем. И никому даже не хотелось почему-то рассказывать о всем происшедшем. Только своему духовному отцу я все открыл, и то для того, чтобы спросить его, почему это все с ней случилось.
Когда он выслушал меня, то без колебания сказал мне:
– Это оттого, что она похвалилась. Никогда – не нужно хвалиться чем-либо, а особенно вслух. Бесы – НЕ МОГУТ переносить, когда человеку хорошо: они злобны и завистливы. Но если ещё человек молчит, то они, как говорит св. Макарий Египетский, хотя и догадываются о многом, но не все знают. Если же человек выскажет вслух, то узнав, они – раздражаются и СТАРАЮТСЯ потом чем-либо – НАВРЕДИТЬ: им невыносимо блаженство людей.
– Ну, а как же быть, если и в самом деле хорошо?
– И тогда лучше "Молчанием – ограждаться", как говорил преподобный Серафим. Ну, а уж если и хочет сказать человек, или поблагодарить Бога, тогда нужно – ОГРАДИТЬ это именем Божиим: сказать "Слава Богу" или что-нибудь иное. А она сказала: "как хорошо живется", похвалилась. Да ещё не прибавила имени Божия.
Потому бесы и нашли доступ к ней, по попущению Божию.
Вот и преподобный Макарий говорит: "Если заметишь ты, что доброе, то не приписывай, не присваивай это себе, а отнеси к Богу и возблагодари Его за это".
После из-за этого случая мне многое стало ясно в языке нашем. Например, в обыкновенных разговорах люди всех стран и религий, а особенно христиане, весьма честно употребляют имя Божие, если даже почти не замечая этого.
– Боже сохрани! Бога ради! Бог с вами. Ах, Господи!
– Да что это такое, Боже мой! Ой, Боже мой! и т.п. А самое частое употребляемое имя Божие – при прощании: – С Богом!
Отчего все это? Оттого, что люди опытно, веками, коллективным наблюдением заметили пользу от одного лишь употребления имени Божия, даже и без особенной веры и молитвы в тот момент.
Но особенно достойно внимания отношение к похвалам нашего русского "простого", а, в сущности, мудрого человека. Когда вы спросите его: "Ну, как поживаете?", и даже если у него действительно всё в жизни довольно неплохо – он никогда НЕ ПОХВАЛИТСЯ, не скажет "хорошо" или "отлично". А сдержанно ответит что-либо такое: – Да ничего, слава Богу...
Потому что многие люди хорошо знают, что, СТОИТ только хотя бы немного – ПОХВАЛИТЬСЯ в слух – так сразу же и ПРОБЛЕМЫ начнутся, что и не рад жизни будешь…
А другие ещё благоразумнее скажут, если все благополучно:
– Милостив Бог.
Или просто совсем и обычно:
– Помаленьку, слава Богу!
И повсюду – ВИДИШЬ и слышишь ОСТОРОЖНОСТЬ, смирение и непременное ОГРАЖДЕНИЕ от козней бесовских – всех своих слов и дел – именем Божиим.
Читал я у одного современного писателя рассказ о силе имени Божия. То было в немецкую войну. Перевозили на позицию пушки. Прошел дождь. Дорогу развезло.
Тяжесть неимоверная. Несколько пар лошадей. Пушка завязла в выбоине. Солдаты бьются, мучаются, сквернословят, хлещут лошадей. Ни взад, ни вперед... И чем бы кончилось это бесплодное мучение и людей и лошадей, Бог весть.
Но в это время к этому месту подошел один благообразный, пожилой уже, мужичок. Этот почтенный старичок сначала ласково приветствовал солдат. Потом во имя Божие пожелал им успеха. Погладил лошадок. А потом, когда они и солдаты немного отдохнули, он предложил попробовать двинуться еще раз. И так ласково обратился к солдатам. Они кто к лошадям, кто к пушке. И старичок тут же. – Ну-ка, милые, с Богом!
Солдаты крикнули, лошади рванули и пушка была вытянута. Дальше уже легко было.
А сколько таких случаев! Только мы, слепые, не замечаем. Но хорошо, что говорим языком, и это одно нередко ограждает нас от силы вражьей.
Между тем в новое время стали стыдиться употребления этого спасительного имени.
И нередко мы слышим или горькую жалобу на тяжкое житье, или, наоборот, легкомысленные похвалы:
– Превосходно, превосхо-о-дно!
А иногда и безумные речи: "адски хорошо", или с употреблением "черного слова". И жалея его же, хочется поправить его. Бывало, услыша хвалу, я или сам добавлю, или говорящего попрошу добавить:
– Скажите: "Слава Богу!"
– А зачем?
Вот и расскажешь ему такую историю. Иной и примет во внимание...
К этому рассказу митрополита следует добавить еще известный жизненный опыт духовных подвижников: не только самим хвалиться опасно, но и других людей хвалить – тоже, что вредить им, подставляя их под "обстрел" искушений и бесовских козней.
Всё доброе они старались делать втайне, чтобы не иметь похвалу у людей. Это их самих сохраняло от повреждения тщеславием, а также от зависти и нападений падших духов.
Свидетельство о публикации №118040511199
Удивительно влияние наших слов и мысли и на происходящее
вокруг и на нас самих, наш организм в целом.
А со словами молитвы и хвалы к Богу все получится,
только дай Бог нам всегда помнить об этом.
С наступающим Рождеством Христовым,
мира, радости и всех Благословений Вам!
Анна Квятковская 06.01.2020 16:49 Заявить о нарушении
Пусть этот праздник чудесами
Заполнит сердце до краев,
Чтоб вы всегда умели сами
Беречь и счастье, и любовь!
С уважением,
Сергий Пономарь 06.01.2020 18:55 Заявить о нарушении