Архангельский храм с. Юрловка

 Прошепчет ветер на юру -
-Молитесь люди за грехи, _
 За прах развеяный по ветру,
 За храм,порушаный людьми.

 За раны,-время их не лечит,
 Нас к покаянию зовёт,
 Молитесь люди,-Бог услышит,
 Набатом колокол взорвёт -

 Вонзаясь в наше сердце,душу,
 Молитесь,чтоб простил Господь,
 Пусть каждый скажет громко, -
 Слышу,
 Исправить всё готов я вновь.

 За наш цинизм,и равнодушие,
 За наше варварство без слёз,
 Молитесь,чтобы всё бездушие,
 Не повторилось в жизни вновь.

 Безверие,-Веру обретает,
 Среди безмолвия пустынь,
 Где нимб воскресший воссияет,
 Войдёт он в храм как херувим.


      
 Вряд ли кто из жителей
 с.Юрловка вспомнит  о таком
 знаменательном событии, _
 Двести восемьдесят лет со дня
 возведения в селе Юрловка в
 1743 году  храма  в честь
 святителя Николая Чудотворца.
 Более чем за сто лет до крещения
 Руси  в Киеве существовал  храм
 Святого Николая. В семнадцатом
 веке  в Москве насчитывалось 
 более 128  храмов  в честь
 Николая Чудотворца.(Василий
 Юдин"Дни величальные",страницы 
 христианского народного
 календаря)
 Многие старожилы села Юрловка
 до сих пор с  великим почтением
 вспоминают о храме построенным
 нашими предками.
 Нашему поколению, детям,
 внукам  не удалось лицезреть
 красоты Архангельско-
 Михайловского храма.О храме мы
 знаем лишь немного по
 воспоминаниям наших родителей,
 бабушек,местных жителей
 с.Юрловка.
 Сказать,что храм в жизни 
 прихожан занимал особое место в 
 тех столетиях _
 значит  ничего вообще не
 сказать.Родился младенец-
 крестили в храме, женился -
 венчали в храме, в последний
 путь  провожали,отпевали в
 храме.Вся жизнь крестьянина на
 селе  была неразрывно связана с
 церковью.
 В царской России  государство и
 церковь были обьединены в 
 единое целое.
 Не один крестьянин в селе не 
 садился за стол  не   
 перекрестившись.
 Первый храм в селе Юрловка 
 представлял собой  тёплое,
 деревянное здание  без
 колокольни. Строился храм на
 пожертвования крестьян "однодворцев".(государственный
 архив Ульяновской области)
 
 
 Вторая церковь  в честь   
 Архистратига Михаила была
 построена  8 ноября(по старому
 стилю, по новому стилю- 21 
 ноября) 1769 года,_ считалась
 основной.(государственный архив
 Ульяновской области)

 В 1882 году Архангельский храм
 был перестроен, в  нем стало три
 престола _
 Главный _ во имя Архистратига
 Михаила
 и в приделах, _
 в правом  в честь иконы
 Грузинской Божьей Матери,
 и в левом,
 во имя Святителя
 Николая Чудотворца.

 Церковь и прихожане во  все
 времена  были неразрывно
 связаны с друг другом.
 С благословения  Божьего
 начинался грядущий день любого
 крестьянина.
 Ранним утром  помолившись перед
 работой в поле, взор каждого
 крестьянина невольно обращался
 на Божий храм. Тишину села
 нарушал мелодичный колокольный
 звон.Звонкое эхо разносило
 колокольный отголосок по всем
 округам. Высокий храм  с
 округлыми куполами блестел в
 свете солнечных лучей. На
 куполах вырисовывались
 лики святых угодников. Многим 
 прихожанам  казалось, что сам
 Господь отметил  юрловскую 
 землю особым  знаком
 расположения .Наши предки
 помнили слова Великого  князя
 Владимира _
"Душа должна полниться
 Верой,тогда и смысл жизни
 будет". _
_ Негоже простому народу без веры
 жить .»
 В своем очерке я не случайно
 вспомнила слова Великого князя
 Владимира.
 Я приведу лишь несколько
 примеров о роли церкви в нашем
 селе.
 Анну Васильевну Гришину 
 старожила с.Юрловка ,я не
 редко упоминаю в своих очерках.
 Об Архангельско-Михайловском
 храме с.Юрловка,мы  с Анной
 Васильевной беседовали не раз.
 Анна Васильевна вспоминала _
"Её отец, Василий Алексеевич 
 Казаков рассказывал  _
"Храм Архистратига Михаила был
 построен заново. От прежнего
 храма оставалась лишь каменная
 кладка.По бокам  рылись
 дополнительные  котлованы  для
 новых пристроек."
 Народу в те времена в селе
 проживало много. В 1913 году 
 население с.Юрловка составляло
 1019 сельчан.(статистические
 данные)
 Нужно также учесть, что
 прихожанами  Архангельского
 храма являлись жители д.  «Однодворцы»(в девятнадцатом
 веке-начале двадцатого столетия
 находились при имении
 Анненковых д. Иевлевка) ,
 крестьяне д.Жуковка (имение
 дворянина П.И. Жукова).

 Прихожане не могли уместиться   
 в маленьком храме. Многие во
 время службы стояли на улице.
 По словам Анны Васильевны
 Гришиной _
"Каждое воскресение  мы всей
 семьей,нарядно одетые спешили в
 храм".
 Для всех прихожан посещение
 храма было большим праздником.
 Жизнь на селе  была в те
 времена очень тяжёлой _
 Рутинная  работа с утра до ночи
 в поле.Церковь являлась
 отдушиной для каждого
 крестьянина. В воскресенье
 никаких дел не планировали. Отец
 Анны Васильевны  был
 единственным мужчиной-певчим на
 клиросях в храме с.Юрловка, не 
 считая служителей храма. Певчими 
 в храме были многие женщины из
 села.Окна в храме были
 высокими,в летнее время их
 открывали настежь.Далеко за
 пределами села можно было
 слышать многоголосое церковное 
 пение.У отца Анны Васильевны
 был необычно красивый голос.В
 созвучии  с женскими
 голосами,его голос предавал хору
 особое звучание.
 По воспоминаниям Анны
 Васильевны _
"Мой отец ,Василий Алексеевич 
 рассказывал, _
 Церковь строилась долго. Многие
 сельские жители  помогали при
 строительстве храма."

 Решили построить всем миром
 такую церковь ,чтобы она
 радовала душу и сердце.
 Крестьяне "Однодворцы"  средств
 на Божий храм не жалели. В
 1882 году в селе Юрловка было
 большое количество зажиточных
 крестьян. Церковь получилась
 добротной, высокой. Многие
 считают , что Архангельский храм
 с.Юрловка чем то похож  на
 Рождественскую церковь
 с.Павловка Барышского
 района.Это далеко не так. _
 В храме села Юрловка на потолках   
 и на стенах была сделана более
 искусная роспись. Храм
 с.Юрловка  по уровню намного
 выше  Рождественской церкви с.
 Павловка .
 Купола Архангельского храма 
 были в те времена более
 округлыми , расписаны ликами
 Иисуса Христа, Богородицы,
 святых угодников.
 Большая площадь вокруг храма
 была обнесена витым рельефным
 прутом.По словам Анны
 Васильевны. _"Перед входом в
 церковь было десять ступенек .
 Дверь основная была очень
 большой, тяжелой  обитая
 железом . Перед входом в храм
 находилось фойе . В храме были
 две двери. Одна дверь имела
 выход к речке, другая  дверь
 вела на второй этаж. Ближе к
 речке располагались хозяйственные
 постройки крытые  соломой.
 Анна Васильевна вспоминает _
"Архангельский храм достроили в
 1923 году.Меня крестили в1924
 году в новом храме .
 Нередко в храме можно было
 встретить представителей  другого
 вероисповедания .С чистой душой
 и светлыми помыслами  вход в
 храм  был открыт для всех.
 После 1905 года, в храме
 появились переселенцы из Эстонии 
 Прихожане православной веры
 стояли в правой половине церкви,
 в левой _ располагались эстонские
 семьи.

 Дом батюшки  в прежние времена
 располагался  нам месте здания
 сельской администрации.
 Рядом находились многочисленные
 постройки. Кроме прислуги,
 многие из сельчан  помогали 
 батюшке  по хозяйству.
 Анна Васильевна припомнила _
"В  более поздний период , после
 двадцатых годов двадцатого
 столетия  дом был ликвидирован
 советской властью. Небольшой 
 домик священнослужителя по
 фамилии "Красноярский находился
 за старой почтой. Часто мы
 играли в разные игры с дочерью 
 батюшки, её звали  Люба ."

 Особое значение в жизни  села
 имели в те времена праздники 
 особо  почитаемые жителями .
 Одним из таких  праздников 
 являлся  Михайлов день.
 По воспоминаниям  Анны
 Васильевны Гришиной _
"Михайлов день являлся
 престольным праздником в селе
 Юрловка ,д.Иевлевка ,д. Жуковка
 После службы в храме,священо _
 служитель с диаконом  обходили
 каждый дом по порядку.В доме
 званых гостей встречали с
 почестями .
 Батюшка входил в каждый дом, 
 проводил  как полагается службу
 желал благоденствия,мира и
 процветания всем сельчанам. Всю
 снедь  со стола собирали в
 корзины,грузили на лошадь ,везли
 в пристройку -кухню , раздавали
 бедным и нищим . Многим из
 бедных семей  батюшка
 помогал с работой. Находил
 работу на церковной кухне .
 Непосредственно находилась работа
 и в самой церкви. Целую неделю 
 крестьяне справляли особо
 почитаемый народом праздник.
 В это время столы  ломились  от
 яств. Заканчивались осенние
 работы .Перед Рождественским
 постом крестьяне старались
 набраться сил, повеселиться на
 славу. В каждом селе у каждого
 из юрловчан были  родные. 
 Целую неделю крестьяне  ходили
 из села в село  навещая своих
 родственников .
 Впереди их ждал долгий
 рождественский пост.
 По поводу церкви я вела беседу с 
 Антониной  Ивановной Шеяновой(
 1928), местной жительницей
 с.Юрловка.
 Антонина Ивановна помнит церковь
 в те времена,когда в храме в
 советские времена размещалась
 мельница. Мама Антонины
 Ивановны рассказывала ей _
"Ранее считалась самой красивой 
 церковь в с.Павловка.Юрловская 
 церковь  после перестройки в
 1882 году  превосходила красотой
 и благолепием Павловскую
 церковь.»
 В детстве  _я,и мои старшие
 сестры (конец 1970-начало
 восьмидесятых годов), вместе с
 нашей бабушкой Анисьей
 Тимофеевной  Ховриной часто
 посещали храм в с.Павловка.
 Перед  службой мы всегда
 заходили на святой источник
 с.Юрловка ,набирали воды для
 освещения в храме .

 Большая толпа богомольцев 
 вместе с детьми  отправлялась в
 соседнее село Павловка на
 богослужение.
 В те времена,в составе
 богомольцевв можно было
 встретить представителей
 различных национальностей _
 чуваши ,мордва .
 Все давно были знакомы с друг
 другом. Многие их них в былые
 времена приходили на 
 богослужение в Архангельской-
 Михайловский храм с.Юрловка.
 По дороге в Павловскую церковь, 
 многие их них вспоминали о
 былом величье храма с.Юрловка.
 Всегда говорили с особым
 почтением о большой люстре  в
 церкви со множеством в ней
 огней.
 Спустя много времени , я поняла
 о чем шла речь.
 Люстра в церкви(от греческого
 «много» называется «паникадило»
 в центре – свеча ).
 Множество огней «паникадило»
 означает "небесную церковь", как
 созвездие, собрание людей,
 освящённых благодатью Святого
 Духа ,горящим огнем любви к
 Богу."Вспоминали о красоте
 храма внутри, о великолепной
 росписи на потолках и стенах.

 Рассказывали о серебряных
 подсвечниках ,о медном большом
 кресте ,стоящим перед распятием 
 Иисуса Христа. Много раз я
 слышала рассказы о позолоченных
 куполах с золотыми крестами .
 В храме  в  те времена  было
 большое множество серебряных 
 медных и позолоченых изделий .
 Вспоминали часто об основной 
 иконе "Грузинской Божьей Матери" 
 Считали "что икона была
 настоящей".Рассказывали часто о
 священнослужителях , о
 прекрасном пении певчих на
 клиросях .
 Посещение церкви  в те времена
 было запрещено законом . Часто
 «доброжелатели» сообщали
 дирекции школы о наших походах
 с бабушкой в церковь. Нашу маму
 неоднократно вызывали в
 Юрловскую школу. Мы  с
 сёстрами  до 1973 года посещали 
 с бабушкой Анисьей
 Павловскую церковь .В 1974 году 
 бабушка стала сильно болеть, 
 походы  в церковь прекратились.
 В  1975 году нашей бабушки не
 стало.



 
 Анну Васильевну я спросила и о
 других  священнослужителях
 с.Юрловка. Ввиду того, что в те
 времена Анна Васильевна была
 слишком маленькой,кроме "
 батюшки Красноярского" она не
 смогла  припомнить кого либо
 ещё. Мне пришлось обратиться за
 помощью в Базарносызганский
 районный ЗАГС. В Загсе 
 находились две метрические
 книги.
 Одна из них принадлежала 
 Николаевской церкви с.Нечаевка 
 Симбирской духовной консистории   
 Вторая книга,Архангельской церкви
 с.Юрловка  Симбирской духовной
 консистории .С разрешению
 работников районного ЗАГСа  мне
 удалось просмотреть обе книги 
 Каждая книга
 состояла из трёх частей  _
 О рождении ,о браке , о смерти .Регистрация в метрических книгах
 велась священнослужителем со
 слов прихожан.Ввиду этого 
 существует множество расхождений
 в настоящем положении дел.
 Книги велись в двух экземплярах 
 Один из них отправлялся в архив
 симбирской консистории. Другой
 экземпляр хранился в храме села.
 Фактически все метрические книги
 велись до 1918 года ,кое где до
 1921 года. По утверждению Анны
 Васильевны Гришиной "крестили ее
 в храме в 1924 году. Это говорит
 о том " что в церкви на этот
 период проводились службы 
 довольно длительное  время."
 Просматривая метрическую книгу 
 Николаевской церкви  Нечаевка я
 обратила внимание на то,что 
 начинаяс 1865 года 
 священнослужителем Петром
 Лаврентьевым, диаконом
 Владимиром Кандидовым
 проволились службы и с.Юрловка.
 Существует большое количество 
 записей о рождении,о браке ,о
 смерти  представителей всех
 сословий с.Юрловка ,также
 крестьян д. Иевлевка ,д.Жуковка
 
 В результате всех поисков мне
 удалось разыскать в метрической 
 книге  Николаевской церкви
 с.Нечаевка первого
 священнослужителя ,в период с
 1866 – 1876 г.г,
"Дмитрий 
 Михайловский –
 священнослужитель с. Юрловка   
 так гласит запись в метрической
 книге за 1866 год.
 С 1876год по 1888 года
 священнослужитель Николай
 Тихомирский ,диакон Иван
 Смирнов.
 С 1888 года по1894 год
 священнослужитель Петр Малинин,
 псаломщик Михаил Грачевский .
 В  1896 году  в с.Юрловка
 образуется церковно  приходское
 попечительство.Первым
 священнослужителем при
 церковном попечительстве
 назначают Иоанна Сергиевского,
 диаконом - Василия Зефирова.С
 1895 года Иоанн Сергиевский 
 являлся законоучителем в
 церковно-приходской  школе .
 Многие жители села Юрловка
 д.Иевлевка, д. Жуковка 
 вспоминают "что
 бабушки,прабабушки  посещали
 церковно- приходскую школу.
 Прослужил в нашем селе
 Юрловка, Иоанн Петрович
 Сергиевский до 1910 года .
 1911 год- священнослужитель
 Порфирий Анненков (ни в коем
 случае не путать с дворянским
 семейством Анненковых).
 Среди священнослужителей
 Анненковых  это тоже целая
 династия, псаломщик - Николай
 Ясенский.

 1912 год -священнослужитель
 Александр Малинин ,псаломщик - 
 Николай  Ясенский.

 С 1914 года – священнослужитель
 Александр Лебединский ,диакон
 -Алексей Ясенский .
 Это далеко не полный список всех
 священнослужителей в
 Архангельско-Михайловской церкви
 с.Юрловка.
 К сожалению  в  районном Загсе
 сохранились не все метрические
 книги по Архангельско- 
 Михайловской церкви. Многие
 метрические книги  подверглись
 поруганию в годы советской
 власти,были преданы огню.
 Последним священнослужителем в
 Архангельско-
 Михайловском храме считается 
 Павел Родионович Андреянов .
 В метрических книгах какие_либо
 сведения  о
 священослужителе Павле
 Родионове отсутствуют.
 По этому вопросу я обратилась к
 Анне Васильевне Гришиной. _
"Семья Андреяновых  жила не
 далеко от нас .Больше известны 
 под уличной фамилии как
 «Родькины».Мама Анны
 Васильевны говорила"что с детства
 соседский мальчик Павел
 прислуживал в церкви.Я его почти
 не помню .Знаю,что его перевели
 куда служить священником» .
 Возможно до сих пор   село
 продолжало жить своей
 размеренной  жизнью.Случилось
 непредвиденное. Самодержавие
 свергли.Во всех городах и 
 сельских  местностях на крови
 устанавливается новая власть
 Советов.Первыми кто попал под
 прицел молодой советской
 власти  было духовенство.
 Несметные богатства храмов  были 
 как бельмо на глазу для голодной
 Росии.Голод по всей России
 пробудил такой аппетит у
 советской власти,что сразу же 23
 января 1918 года был опубликован
 декрет Советского Правительства
 об отделении Церкви от
 государства, и школы от Церкви,
 получивший название Закона  «о
 свободе совести».С 1918 по 1920
 г.г.началась первая волна
 репрессий  по отношению к
 священнослужителям .Особого
 размаха карательные операции
 совершаются начиная с 1929 по
 1937 г.г. По  статистическим
 данным за этот период было
 расстреляно   85300 православных
 священников.


 Накануне войны насчитывалось не 
 более 5665 священнослужителей.

 В 1914 году,для сравнения 
 – 66100 (священников и
 клириков.
 Расстрелы священнослужителей 
 продолжались до 1941 года (расстреляно - 1900
 священослужителей).(Александра
 Баландина,Газета.ru _ За что
 расстреливали священников в
 СССР)

 Как и многие священнослужители 
 Иоанн Петрович Сергиевский был
 расстрелян в 1938 году в г.
 Ульяновске.Павел Родионович
 расстрелян в 1938 году в г.
 Кузнецке .(архивные данные
 г.Ульяновс дБ
к)
 23 февраля 1922 года издается 
 декрет ВЦИК «об изъятии
 церковных ценностей».
 1928 год – Главнарком  выносит
 постановление «о
 неприкосновенности сооружений  и
 памятников истории культуры».
 К неприкосновенным  относятся
 сооружении и памятники _
 
 С 1613 -1725 г.г.

 С 1725 -1825 г.г. – сохранить
 только в случае надобности.

 После 1825 года – к памятникам
 не причислять, государством не
 охранять.
 Симбирская губерния,
 великий град  на Волге Симбирск 
 славились  своими  храмами  и
 церквями. 
 Многих иностранных
 путешественников Симбирск
 поражал великолепием архитектуры
 храмов и церквей.
 Во многих селах и деревнях храмы
 строились с образованием
 поселения,имели большую
 историческую ценность.Но это не
 остановило местную власть в
 селах.
 Закрыть храм до 1930 года было
 делом сложным.Нужно было
 согласие Комиссии по вопросам
 Культуры при  Президиуме ВЦИК 
 РСФСР.После 1930 года положение
 резко изменилось.В селах,
 деревнях началась массовая
 компания по закрытию церквей,
 изъятию всех материальных
 ценностей.
 Архангельско_Михайловская 
 церковь подверглась такому же
 разорению как и множество других
 храмов на селе.
 Массовые расстрелы
 священнослужителей,разорение
 храмов  привели к тому ,что
 зарубежные  страны были
 вынуждены указать советскому
 правительству на бесчинство
 вершимое над своим народом.
 Но это не остановило волну
 репрессий по отношению к
 священнослужителям  и разорению 
 храмов.Гражданская война,голод,
 переход одной власти к другой,
 сделали невыносимой жизнь
 народа.

 Фактически  на сегодняшний день
 не осталось старожилов,чтобы
 рассказать о начале разрушения
 церкви.
 Моя бабушка  Анисья  Тимофеевна
 Ховрина(1898 г.р.) рассказала
 мне и моим сестрам  множество
 историй об Архангельском храме _ «Весть о закрытии храма в
 с.Юрловка  облетела все
 близлежащие села."
 Возле церкви собралось большая
 толпа.К храму сходились жители 
 всех деревень.
 Народ  крестился,многие жители
 плакали.Из храма выносили 
 книги ,иконы,различную
 церковную утварь.Образовалась 
 большая куча церковных
 принадлежностей .Иконы кидали 
 как попало.Многие старинные
 деревянные иконы поломались.
 Почти  все  церковное имущество
 отвезли  домой кладовщику
 Андреянову Ивану Матвеевичу
 Некоторым из жителей  разрешили
 взять небольшое количество икон.
 Моя бабушка Анисья принесла
 домой иконку Пресвятой
 Богородицы с младенцем Иисусом
 Христом на руках.Икона сгорела 
 в 1974 году при пожаре в
 д.»Однодворцы».
 После того ,как церковную утварь
 всю вынесли из храма,моя
 бабушка и другие жители вошли в
 опустевший храм.
 Даже без церковной утвари, 
 стены церкви излучали какую то
 особую магнетическую силу.
 Лики святых укоризненно смотрели
 в людские души.Многие быстро 
 крестились стараясь покинуть
 побыстрее опустевший храм.Моя
 бабушка была человеком глубоко
 верующим .Она встала на колени,
 перед тем местом,где находился
 Алтарь и начала
 молиться _
 Просила Господа Бога,Богородицу,
 всех  святых простить народ за
 кощунство над святым местом.
 Много времени   простояла моя
 бабушка на коленях .Позже
 пришли местные активисты  стали
 ругаться ,выгонять
 из храма.В храм вошел
 управляющий,он был неместным,
 с Базарно- Сызгана. Разрешил
 бабушке и  другим прихожанам 
 остаться  в храме ненадолго.
 День  был тяжёлым для всех.
 Народ долго не расходился по
 домам. У всех в глазах была
 такая тоска, как будто потеряли
 близкого человека.Многие
 мужчины, как и женщины
 смахивали с  глаз нечаянно
 набежавшую слезу .С властью
 было трудно поспорить.В этот
 день был сильный ветер.Колокол
 время от времени производил
 удары  похожие  на набат. Этого
 раньше никогда не было.
 Представители  местной власти
 старались завершить побыстрее
 все работы.Даже они с опаской
 поглядывали на храм.
 В детстве,я и мои сестры  вместе
 с бабушкой Анисьей    посещали
 во  все большие праздники
 Павловскую  церковь.Часто  с
 сестрами вспоминаем рассказы
 нашей бабушки . Многое забылось
 за давностью лет ,но все же
 какая то малая частичка осталась 
 от тех времён ,таких дорогих для
 сердца.
 Бабушка  как будто бы знала ,что
 придёт время ,я  донесу ее
 рассказ до потомков.
 Перепись 1955 года показала _
 более 50% населения России
 считали себя верующими.(статистические данные)

 Как и во многих селах, церковь
 быстро нашла применение при
 советской власти .В тридцатых
 годах двадцатого столетия многие
 здания использовались по новому
 назначению .Священный храм
 превратили в склад .Все
 настенные  и потолочные росписи
 забелили побелкой.Но лики святых
 проявлялись по новому  на своих
 местах. В храме находилась
 мельница.Часть храма была
 приспособлена под хранение
 зерна. 
 В хозяйственных постройках   
 возле церкви хранили мясо,муку ,
 мёд ,масл.Многие сельчане
 вспоминают _ "Храм обладал 
 каким то особым магнетизмом
 тепла и света.Присутствовала
 особая энергетика желания
 находиться в нем".Не зря наши
 деды и прадеды вложили столько
 любви и тепла в строительство
 храма.По старой привычке многие
 паломники подходили к месту,где
 находилась Архангельская-
 церковь, молились, часто
 плакали.
 Перекрестившись,шли далее к
 святому родничку.
 Перед войной  с района пригнали
 кран.Сняли  колокола ,позолоту с
 куполов,кресты.
 Колокола использовали на
 переплавку  снарядов.Я читала и
 другую версию применения"Из
 колоколов отливали монеты."
 Казалось бы  от церкви осталось
 всего то ничего . _
 Непокорённый храм продолжал 
 жить своей жизнью.
 После шестидесятых годов
 двадцатого столетия в селе
 Юрловка селе построили новое
 зернохранилище.Надобность в
 старом храме отпала.

 По решению местной власти  на
 месте храма решили построить
 сельский клуб. Храм решили
 снести, использовать для
 отопления в пекарне,на ферме 
 Тяжелые бревна не поддавались
 людям.Решили использовать
 трактора.Три трактора рвали в
 разные  стороны сердце и душу
 Архангельского храма.
 В очередной раз люди плакали и
 молились, _ понимали, что видят
 церковь в последний раз.Гул
 тракторов далеко был слышен за
 пределами села.После 
 продолжительной блокады церковь
 рухнула.По нелепой случайности 
 через некоторое время с тракторис
 тами случилась беда.Никто не
 может сказать _ Было ли это
 наказание божие,или просто
 нелепая случайность,но жители
 связали данную ситуацию с карой
 божьей.Я хочу сказать,что все
 они являлись  исполнителями
 чужой воли.Нам не дано
 право судить трактористов ,как и
 тех, кто  заставил их совершить
 подобное кощунство .Время
 рсставило все по своим местам.
 Не зря говорят в народе _"На
 месте храма строительство не
 затевают, _Продашь душу
 дьяволу.
 Но кто в те времена
 прислушивался к разумным
 доводам.Сказано _ сделано.

 Под строительство клуба начали
 рыть котлован. Перед взором 
 строителей открылась необычная
 картина _"На поверхности  земли
 лежали останки человеческих
 костей.Попадалось большое
 количество принадлежностей к
 офицерским мундирам _
 медали ,эполеты,аксельбанты.
 При постройке клуба рабочие
 наткнулись на захоронение _ "Склеп." Многие старожилы не
 знали о его существовании.
 Только в трех случаях
 церковь могла удостоить
 захоронения в храме  _

 Полностью посвятившего себя
 Богу,
 и особенно  мужчины,

 Тот,кто удостоился сана и
 почестей в церкви ,и в миру.

 Либо они являются служителями
 Божьими.

 Кроме того,кто своей знатностью,
 своими действиями , и своими
 заслугами отличился в служении
 Богу и государству.

 В храмах хоронили самых-самых
 благотворителей  на средства
 которого построен храм.

 Особо отличившихся людей ,как
 личность удостоенную высшей
 награды перед Господом Богом, 
 хоронили в церковных подвалах.
 
 Нужно также учесть,что многие
 дворяне были людьми служилыми.
 Отсюда и воинские знаки  отличия
 аксельбанты,эполеты.

 Захоронение в склепах,в
 церковной ограде, внутри
 православного  храма очень
 древняя традиция.

 Кого же из прихожан могли
 удостоить  чести захоронить в
 склепе _

 Священнослужителей ,благодетелей
 прихода ,также их родственников,
 простых прихожан.

 Многие священнослужители, кроме
 сана,имели воинское звание,
 Особенно это относилось к лицам
 высшего духовенства.

 Среди представителей
 Архангельского храма было
 несколько «почетных граждан».В
 метрической книге Архангельской
 церкви с .Юрловка встретилась
 мне довольно известная
 дворянская фамилия  Жиркевич –
 Ницестов.В возрасте четырёх лет у
 него умер сын.Трудно судить о
 том, кто был удостоин высокой
 чести для захоронения в
 склепе при Архангельской церкви с
 Юрловка.Это  мы вряд ли мы
 когда нибудь узнаем. 
 Сейчас мы можем опираться лишь
 на рассказы немногочисленных
 старожилов с. Юрловка.
 Возле клуба находится три
 огромных сосны.Сколько лет этим 
 соснам  _"известно лишь одному
 Богу."До недавнего времени
 между соснами отчётливо были
 видны углубления  похожие на
 могилы. Вспоминается рассказ
 старожилов "о захоронении дочери
 батюшки ,в возрасте восемнадцати
 лет."
 По рассказам старожилов
 сященнослужителей хоронили в
 церковной ограде между сосен.
 Двести семьдесят семь лет
 прошло со дня возведения первого
 храма в честь Святителя Николая
 Чудотворца.Почти пятьдесят лет
 прошло с тех пор,как исчезли
 последние останки Архангельско-
 Михайловской церкви в совхозных
 топках.
 Семьдесят лет просуществовала
 советская власть в стране. «Карающая рука великого
 правосудия», за период с 1918
 года по 1953 год, подвергла
 репрессиям почти весь народ 
 включая духовенство. Не одна
 страна в мире не разрушила в
 своём государстве столько
 культурных памятников, сколько
 это было сделано при советской
 власти.Великий русский народ не
 помнил зла своим  мучителям.
 Ибо  всегда помнил  заповеди 
 Божьи _"Возлюби своего
 ближнего."
 Потому и победили в  великой
 отечественной войне.В царской
 армии  солдаты шли в бой
 за Веру ,Царя и Отечество .
 В годы великой отечественной
 войны солдаты шли в атаку
 кричали _
 за Родину! За Сталина!
 Превыше всего  в подсознании
 каждого человека было стремление
 защитить своё отечество Но
 каждый из них перед боем
 молился,ибо у каждого в душе
 есть Храм для молитвы. В
 настоящее время многие
 священнослужители несут «слово
 Божье» во многих подразделениях 
 вооруженных сил  России . По
 данным статистики 78% России
 считаются верующими,но кроме
 молитвы «Отче наш»  многие
 россияне не продвинулись далее 
 в христианском направлении.
 Посещение храма раз в год,
 является  скорее данью моде.
 Снова вспоминаются слова
 Великого князя Владимира _"" "Душа полнится Верой, тогда и
 смысл жизни будет"
 Вера ,Надежда, вселяла в душу
 каждого  христианина
 божественный  смысл  жизни _ "Возлюби ближнего своего!
 Ибо Бог -есть Любовь!











 










 








               


   


Рецензии
Лида, очень красивая живая молитва-стих вначале! И большая работа по сохранению родной истории. Пусть живут Вера, Надежда, Любовь! Храни Бог!

Лидия Поберевская   03.10.2020 20:46     Заявить о нарушении
Лидочка!
Спасибо большое!
С уважением и наилучшими пожеланиями!

Лидия Алашеева   04.10.2020 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.