Философ Аристотель-Стагирид

Аристотель ученик Платона,
По прозванью Стагирит,
В Стагире родился он,
В первый год 99 олимпиады,
Недалеко от горы Афон,
Его мать Фестида,
Из города Халкида,
Из богатого рода происходила,
А отец и учитель его Никомах,
Был лекарем у царя Филиппа II,
Македонского деда,
Но в 15 лет Аристотель,
Стал круглым сиротой,
И был воспитан Проксеном,
С 17 лет он жил в Афинах,
В Академии Платона, учился там,
Но Платон заметил, что Аристотель,
Иначе мыслит, чем он сам,
В своих мыслях Аристотель,
Искал в знаньях глубину,
Поскольку очень важно,
Узнать было истину ему,
Аристотель дружил с юным,
Македонским Александром,
Был учителем он у него,
Политике и этике обучал,
Но казнь племянника,
Аристотеля  Александром,
Прервала дружбу, хотя она,
Могла растянуться на года,
На много дружных лет подряд,
И говорят, чтоб отомстить,
Прислал Аристотель ему яд,
И Македонский был убит;
А когда умер, сам Платон,
Аристотель школу там открыл,
И лицеем эту школу он назвал,
И там написал около,
400 философских книг,
А учение, изложенное в них,
Оказало влияние на науку,
А главное в ней то,
Что познание должно,
Начинаться с восприятия вещей,
"Познание начинается с удивления",
И начал он с критики Платона,
Нет смысла разделять наш мир,
На мир вещей и мир идей,
Как говорил Платон,
И уверен был он, 
Что мир идей, или идеальный мир,
Самостоятельный, отдельный мир,
Который душа наша созерцает,
Перед приходом в тело,
В этом мире, души все чисты,
И лишь на земле в душе порой,
Отражается опыт жизни земной,
Но не оправдано это ничем,
И Аристотель считал, что мир идей,
Это лишь свойство самих вещей,
А самым исходным, по Аристотелю,
Является отдельная вещь,
Это то, о чем все высказываются,
Но в тоже время,
Сама ни о чем не сказывается,
То есть если берем стол,
О нем можно много сказать,
Что деревянный он,
Четыре ложки на нем,
Но нельзя сказать ни о чем,
Прописать чему – либо,
Быть данным столом,
Мир, это множество,
Таких единичных сущностей,
А если рассмотреть свойства,
Этих сущностей,
То обнаружится общее у них свойство,
И можно выстроить иерархию этих свойств,
Тогда наверху будет свойство,
Которое, ни о чем не говорит,
Что всему приписывается,
И все эти свойства, это категории,
Аристотель исследует такие категории:
Качество, количество, пространство, место,
Действие, страдание, и так далее,
Всего десять категорий,
Категория, это предельно общее понятие,
И если мы мир хотим познать,
Надо фундаментальные,
Причины вещей искать:
- То из чего вещи состоят – материя, материальная причина,
- Устройство вещи – форма вещи, формальная причина,
- То, что приводит вещь в движение,
- Целевая причина, например,
Если хотим построить дом,
Нужен материал, и его план,
Это формальная причина,
И нужна движущая причина,
И надо знать цель о том,
Для чего нам строить дом,
То есть целевая причина,
И если знаем все причины,
То понимаем, эту вещь,
А если глубже посмотреть,
То последние три причины,
Это одна и та же причина,
Ведь форма, приводит,
К движению и цели,
И всего есть,
Только две причины:
Материальная причина,
И формальная причина,
Ведь, если разным животным,
Например, корове и козе,
Дать один и тот же корм,
Например, они пасутся на лугу одном,
Тогда все равно, из козленка,
Вырастит только козел,
Так как материя пассивна,
И ей надо в форму попасть,
Чтобы материи развитие задать,
А форма - форм, это бог;
Аристотель рассмотрел,
Проблему души и считал,
Что существует параллемум,
Между душой и телом,
Все, что происходит в теле,
Отражается в душе, и наоборот,
От внешних воздействий,
Без всяких заплаток,
В душе остается отпечаток,
И душа содержание обретает,
Душа отпечатки несет,
Следы, прошлых воздействий,
Это память и такой,
Ее надо понимать,
В аспекте разных ступеней,
Ее надо познавать:
Первая ступень – душа растений,
В питании ее сущность,
Одна только проблема,
Вторая ступень – душа животного,
Главный принцип – принцип ощущения,
Животное ест потому что,
Ему это нравится,
Им руководит уже чувство,
И в этом отличие от растения,
Но душа животного включает,
Момент питания, и у неё,
Преобладает это чувство,
Третья ступень – душа мыслящая,
Это душа человека,
Поэтому питающаяся душа,
И чувствующая душа,
По рангу ниже и они,
Подчинены душе мыслящей,
Душе человека,
А в зависимости от того,
Что человеком руководит,
Чему он морально подчиняется,
Тем человек и является;
Аристотель изучал законы логики,
И в его мудром учении,
А мудрость Аристотель считал,
Самой точной наукой,
Ведь чтобы правильно поступить,
Путь существует только один,
Он показал, что наше мышление,
Основано на трех законах:
- Тождество – закон гласит, что вещь остается,
Сама собой, в процессе рассуждений, А=А,
- Противоречия – закон утверждает,
Что если есть, два,
Взаимно исключающих суждения,
Высказанные к одному объекту,
То оба они не могут быть одновременно,
Истинными рассуждениями,
«Не противоречь сам себе»,
- Закон исключения третьего,
Если есть два высказывания,
В одном, что-то утверждается,
В другом отрицается,
То одно из них ложно,
«А или не-А истинно, третьего не дано»,
Аристотель на базе этих законов,
Построил три фигуры логики,
Систему мышления,
По которой идут все рассуждения;
Аристотель отказался,
От понятия субстанция,
Введенного для обозначения,
Общей основы всего,
Не чувственного многообразия,
И изменчивости свойств,
А постоянного, устойчивого,
Например, материи, в аспекте,
Единства всех ее форм движения,
Но можно выделить,
Несколько универсальных свойств,
Которые смогут объяснить процесс,
Тепло – холод,
Влага – сухость,
А сухое – горячее, это огонь,
А влага – холод, это вода,
Аристотель не мог понять,
Противоречивость движения,
Он утверждал, что все истинное,
Не противоречиво,
Тождество не противоречиво,
А движется, то к чему приложена сила,
Для движения должна быть причина,
Хотя Галилей утверждал,
Что тело движется само по себе,
Но у тела бывает порой,
Либо движение, либо покой,
Абсолютное начало движения,
Божество, оно начало всех начал,
Не может быть бесконечный ряд,
Безначальных причин,
Бог – причина всех причин;
Аристотель разработал теорию,
Научного познания и утверждал,
Что есть два уровня познаний:
- Эмпирический, для изучение отдельных вещей,
Тут логика бесполезна, и нужен опыт,
Логически же это не понять,
Тут все сложней,
Поэтому все действия в опыте,
С отдельной вещью,
Тот решает, кто опытней,
Чем опытней врач,
Тем лучше он вылечит,
А знаний может и не быть,
Ведь движение,
Суть изменения,
Логически нельзя выразить;
- Теоретический уровень, для познаний общих свойств вещей,
Теоретику опыт не нужен,
Нужна логика, для познания,
Общего неизменного,
Свойства вещей;
Но как отмечали многие,
Аристотель путался,
В вопросах общего и единичного,
По Аристотелю, божество является,
Предметом высшего знания,
Ведь все наше познание направлено,
На форму и сущность,
А Бог есть, всеобщая форма,
И первая сущность;
Аристотель ввел термин «этика»,
От слова «этос» - обычай, нрав, характер, 
А прилагательное «этический»,
И этические добродетели,
Являются свойствами этоса,
Или душевными качествами,
Добродетель, это внутренний порядок,
Или склад души, она обретается,
В сознательном усилии,
И добродетели бывают,
Нравственные, или этические:
Кротость, мужество, умеренность,
Щедрость, величавость, дружелюбие,
Любезность, правдивость, справедливость,
Они рождаются от своего опыта,
Привычек, нравов,
В нашей жизни,
Нравственная добродетель,
Это способность вести себя,
Наилучшим образом во всем,
Что касается удовольствий и страданий,
А порочность, это ее противоположность,
А мыслительные, или разумные,
Добродетели ума,
Развиваются от обучения;
Аристотель считал, что философия,
Это система научных знаний,
В первую очередь,
Эмпирических знаний,
В области зачатка наук,
Знаний, выходящих за рамки чувств,
Они явились предпосылками,
Возникновения философии,
Общей системы, научных знаний;
Учение Аристотеля о мирах,
Представляет идеализм:
Есть «Подлунный мир»,
Это область между орбитой,
Луны и центром Земли,
А в центре Земля,
Центр Вселенной она,
Над ней, оболочки воды,
Воздуха и огня,
Непостоянны и неравномерны,
Здесь все движения,
По вертикали и горизонтали,
И могут преобразовываться друг в друга,
И «Надлунный мир»,
Между орбитой Луны,
И крайними звездами,
Это область вечных, круговых,
Равномерных движений,
А сами звезды из эфира,
Такая «пятая стихия»,
Вечный «Пятый элемент»,
Не переходящий в другие стихии;
Аристотель критиковал,
Учение Платона,
Об идеальном государстве,
Он считал, что общность имущества,
Жен и детей, уничтожит государство,
И выделял он только,
Политическое устройство,
И отмечал виды государства:
Аристократия, полития, монархия,
И тирания, охлократия,      
Или власть толпы и крайняя олигархия,
Полития, это идеальное государство,
И делит их на «хорошие» государства,
Это первые три, и «дурные» - все остальные,
И у хороших должен быть,
«Бесстрастный разум» - власть закона,
А главное это,
Воспитание духовного гражданина - человека,
И должен быть оптимальный строй, 
Он подразумевает правление лучших,
И у молодых, главное это,
Служба в армии,
Потом, административные дела,
А физический труд, это рабов удел,
Нет для них, умных дел,
Аристотель был сторонник рабства,
Защитником прав и частной собственности,
В таком хорошем государстве;
Аристотель был у истоков,
Понятий семья, общество,
Равенство и право,
Ведь природа дала человеку,
Моральную силу,
И ее он применяет,
Как во благо, так и во зло,
А главной целью человека,
Достигнуть во всем совершенства;
После смерти Македонского,
В связи, с возможным арестом,
Аристотель покидает Афины,
На остров Эвбея, уезжает в Халкиду,
Где вскоре заболевает и умирает,
И история гласит,
По заданию Александра,
В отместку за посланный яд,
Аристотель там был убит.


Рецензии