Мелодия длиною в жизнь. Герман Павлов

Педагогами не рождаются, ими становятся. Однако у каждого преподавателя есть свой профессиональный «вес» и «рост», так как исполнительская составляющая у всех разная. Образцовые коллективы Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых, которые знают рязанцы по выступлениям в городе и области, возглавляют самые опытные и авторитетные преподаватели с большим личным исполнительским багажом

 
Камерный оркестр «Perpetuum mobile» под руководством Германа Павлова - коллектив, поменявший за время своего без небольшого 30-летнего существования не один состав, по причине его студенческой составляющей, активно гастролирует. Умение играть слаженно - не единственная задача коллектива, состоящего из поющих струнно-смычковых инструментов. Культура и техника музыкального звука определяется профессионалами всех времён по умению играть «тихо и медленно». Виолончелист и дирижёр Герман Павлов ведёт работу со своим коллективом в лучших традициях здорового музыкального консерватизма. Его личная музыкально-исполнительская история началась с обучения в Казанской государственной консерватории в 70-е и продолжается по сей день. Уникальность личной творческой биографии этого музыканта заключается в его неуёмной способности находить партнёров по игре, где бы он ни находился. При этом магнетизм исполнительской притягательности распространяется далеко за пределы России.


Первые студенческие успехи на Всероссийском и Международном исполнительских конкурсах будоражили недолго. После столичных побед «внезапно» и «вдруг» рязанская мадонна Наталья перетянула со значительным перевесом на семейную сторону столичные амбиции виолончелиста Германа. Счастливая пара тихо осела в провинции: преподавали в ДМШ № 1, в музыкальном училище, составили чудесный дуэт - виолончель и фортепиано. Рязанская музыкальная общественность заполучила первоклассную виолончель в лице преподавателя Германа Павлова, к тому времени уже отца двоих сыновей.

 
Так бы и продолжалась семейная идиллия, если бы не письмо Министерства культуры СССР о создании резервной группы преподавателей для работы за рубежом, зачитанное директором музыкального училища на педагогическом совете. Предлагали Кубу, но память о карибском кризисе была свежа, стали думать, наводить справки. 30-летний глава семейства решил командировку на Остров Свободы не упускать и, пройдя все круги ада в поликлиниках, диспансерах, обкоме партии и кабинетах государственной бдительности на Старой площади в Москве, вылетел в Гавану. Спустя несколько месяцев за мужем отправилась и Наталья Павлова вместе с малолетними детьми и 160 килограммами груза, разрешёнными командированным семьям.

 
Кубинский город Камагуэй на три года стал для семьи Павловых местом приложения творческих сил. Школа искусств, которая приравнивалась к музыкальному училищу по уровню преподавания и статусу, была в городе крупным культурным центром. Выступали не только перед местной слушательской аудиторией с концертами классической музыки, но и в Гаване в Российском посольстве. Тропическая одиссея для Павловых могла стать бессрочной: нравился немного сонный, безопасный Камагуэй, приветливые, музыкальные кубинцы. Но дети подрастали, их образование в семье ставилось на первый план.

 
Возвращение на Родину, в Рязань, вернуло прежний ритм, который у провинциальных российских музыкантов весьма высок по причине небольших зарплат и высокой конкуренции в узкоограниченной музыкально-классической среде. В конце 80-х - начале 90-х недостатка в учениках по классу виолончели в Рязани не наблюдалось. Струнники были в достаточном количестве, чтобы создавать небольшие ансамбли. Александра Симутова создала в 80-е ансамбль скрипачей, Тамара Иванишко - ансамбль виолончелистов. Обе с большим удовольствием передали в добрые руки Германа Павлова свои ансамблевые группы. Казанская оркестровая школа, лидером которой был в 70-е годы дирижёр с мировым именем Натан Рахлин, со студенческих лет для Германа Павлова стала исполнительским эталоном международного класса. «Сейчас я подниму вас над обыденностью», - говорил Рахлин музыкантам, и всё случалось. Теперь над обыденностью студентов-оркестрантов и преподавателей приподнимает дирижёр Герман Павлов.

 
На 70-летии Рязанского музыкального училища в 1989 году студенческий Камерный оркестр впервые выступил на юбилейном концерте. В начале 90-х Камерный оркестр под управлением Германа Павлова обрёл профессиональный статус и имя «Perpetuum mobile». Уже не студенты, а лучшие музыканты города концертировали в оркестре по всей Рязанской области и за её пределами. На одном из концертов в Москве рязанский оркестр услышал художественный руководитель театра «Арбат-опера» дирижёр Игорь Сукачёв. В антрепризном театре пели солисты Большого театра, музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, «Геликон-оперы» и «Новой оперы». Успешный совместный проект «Арбат-оперы» и Рязанского Камерного оркестра отметили музыкальные критики, музыканты Москвы и Рязани, публика.

 
Выезжали в европейские города. Музыкально-культурный обмен городов-побратимов Мюнстера и Рязани в конце 90-х годов вошёл в «золотой» культурный фонд обоих городов. На Международном музыкальном фестивале, посвящённом 350-летию Вестфальского мира в Мюнстере, в 1998 году был записан компакт-диск с участием рязанских и вестфальских музыкантов - итог совместной работы. Дважды выезжали в испанскую Валенсию город Монтрой. Вместе с оркестром гастролировали рязанские солисты - пианистка Светлана Платонова, скрипачи Елена Коновалова, Полина Борисова, Диана Кемельман. Обмен продолжался ежегодно - молодые испанские дирижёры приезжали в Рязань, сеньор Павлов выступал принимающей стороной. В Рязани благодаря обмену появлялись довольно редкие экземпляры нот, что само по себе уже говорит о подвижнической деятельности дирижёра Павлова.

 
Международный фестиваль искусств «Классика, браво!» в Саранске - результат многолетнего сотрудничества Германа Павлова с партнёрами по сцене - художественным руководителем Государственного камерного оркестра Республики Мордовия Евгенией Щербаковой и известным скрипичным мастером, ставшим художественным руководителем фестиваля, Павлом Тришевым. Постоянным участником фестиваля стал Борис Андрианов - виолончелист, руководитель музыкального проекта «Поколение звёзд» и арт-директор Международного фестиваля, посвящённого Мстиславу Ростроповичу. БУБ-записи с выступления Германа Павлова - исполнение «Прощальной симфонии» Йозефа Гайдна «при свечах». Медленные и тихие потоки ровного «нездешнего», из другого времени звука. Не сказка - быль. Далеко не каждый преподаватель музыки в Рязани в постоянном режиме на протяжении долгих лет держит высокую филармоническую планку.

 
Павел Тришев не один раз становился продюсером проектов Германа Павлова. Известный французский гитарист и педагог Филипп Вилла приезжал в Рязань, играл с Камерным оркестром «Perpetuum mobile». Пригласил дирижёра и его оркестр на свой музыкальный фестиваль во Францию, на остров Иль-де-Ре, который называют богемной сказкой. Дирижёру из провинции приходится тяжелее вдвойне при подготовке к международным конкурсам и фестивалям, по причине невозможности оформить на гастролирующих музыкантов огромное количество документации на месте. На музыкальные инструменты тоже оформляются паспорта и билеты.

 
Притягательность и магнетизм большой творческой личности Германа Павлова не ограничивается музыкальным кругом общения. В 2 002 г. на ВГТРК режиссёр Владимир Попов в рубрике «Пёстрые страницы» снял о нём фильм, куда вошли концертные записи и интервью. Архив семьи Павловых небольшую квартиру делает похожей на музей - европейские дипломы с фестивалей больше похожи на произведения искусства - керамические, с авторскими рисунками, национальными гербами. Бумажных дипломов не счесть, музыкальные записи...

Говорят, на детях талантливых людей природа отдыхает. Павлов-старший ей этого не позволил. По Рязани легенды ходили о воспитании сына-скрипача в семье Павловых, о сломанных о голову ребёнка смычках и громах-молниях, сопровождающих этот процесс. Школа-десятилетка при Московской государственной консерватории сродни одновременно кадетскому корпусу и духовной семинарии - жизнь по уставу и строгим заповедям. Затем Московская консерватория и снова заповеди - «не убий» в себе веры в то, что можешь в музыке сказать что-то своё. «Гены пальцем не раздавишь» - в настоящее время педагог Константин Павлов в музыкальной школе за океаном сеет «разумное, доброе, вечное». Его жена, красавица Пилар, в лучших традициях жены русского декабриста готова следовать за ним «хоть на край земли, хоть за край».

 
Се11о cantabile Германа Павлова в своём безостановочном движении ищет отклика в своих учениках и коллегах-оркестрантах, в слушателях, чьи притязания на тихую и медленную классику перебивают желания поддаться звуковым провокациям скоростного и громогласного века.


Областная Рязанская Газета. Материал из №08 (217) от 01.03.2018г.


Рецензии