Анна

Есть Анна ГорЕнко, АхмАтовой нЕт,
Что пИшет  девчОнка - обЫчный секрЕт,
ЛетАют запИски, любвИ письменА,
В отвЕт ни отпИски, ни "нЕт и ни дА".

УчИтель.. францУзкий.. холОдный студЕнт,
"ОтвЕть мне по рУсски хоть слОво в отвЕт."
Как рОза девчОнка пунцОвой былА,
В отвЕт же ни слОва, такИе делА.

ДикАрка колЮчки кусАла своИ,
"ОстАвь себЕ, злЮчка, запИски любвИ."
ГордЯчка холОдная таЕт, как лЕд,
НадЕжда бесплОдная в сЕрдце живЕт.

ПрекрАсная Ева в не дрУжной семьЕ,
ОнА королЕва, самА по себЕ.
СчитАют гордЯчкой, дикАркой еЕ,
ПроснУлось от спЯчки еЕ естествО.

***

" Может тебе лучше танцевать, ты гибкая"
Н.Гумилев - Анне..

***

Амадео Мадельяни и Анна познакомились в одном из парижских кафе.

СтАрый гОрод, двОрики,
НОчи и лунА,
БУдто АлкогОлики
БрОдим мы без снА.

БУдто ОпьянЕнные,
КрОвь - однО винО,
БрОдим мы влюблЕнные,
ЛИшь когдА темнО.

***

Красавица, танцовщица, царевна,
Все верно -
И облик ее многолик,
Мы можем наслаждаться,
Несомненно,
Не только
ее строками из книг.

" Когда б вы знали из какого сора
Растут стихи, неведая стыда,
Как подорожник у забора.."
***
С юности мучила загадка стихотворения Анны Ахматовой, непонятно почему надо было надевать перчатку не на ту руку. Психологизм и нервная истеричность не убеждали. Однако, читая на днях книгу "Мифы о загробном мире" В. Я. Петрухина внезапно нашла отгадку: "О том, чтобы умерший не мог найти дорогу назад, заботятся в самом начале погребального обряда... шапку надевают задом наперед, варежку с правой руки надевают на левую..." То есть это стихотворение написано от лица покойницы: с холодной грудью, легкими шагами привидения, одетой в соответствии с похоронным ритуалом. Она забирается на три ступеньки (инициации? зиккурата?) и прямо говорит о своей смерти. А вы говорите: любовная лирика Ахматовой!

 "Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем."
***

Петербург, кафе "бродячая собака" - стихи - муж(Н.Гумилев)той самой Ахматовой..

Мне было страшно,
Я глаза закрыла,
Я все забыла -
Вот моя судьба.
Я потрясла
Стихами,
Покорила
Весь этот мир -
От двери до окна.

- Так знай же Петербург! Я королева!
Застыла здесь скульптурой, не дышу,
Не потому ли я белее мела..
Отличие в одном, я вся дрожу..

***

"Все обещало мне его:
Край неба, тусклый и червонный,
И милый сон под Рождество,
И Пасхи ветер многозвонный,

И прутья красные лозы,
И парковые водопады,
И две большие стрекозы
На ржавом чугуне ограды.

И я не верить не могла,
Что будет дружен он со мною,
Когда по горным склонам шла
Горячей каменной тропою. "
***
"
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
                подснежник...
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему."
***



Не дО тумАнной мне фигУры,
РисУю тОчно Я с натУры.
ВостОрги - фАльш и  звУк пустОй!
В чем подвиг, просто быть собой?

В жестОкий вЕк кровАвой сЕчи,
СклОняю дОлу взглЯд и плЕчи,
СловА и слЕзы пАли внИз,
НарОд - судьбА моя, трагизм.

***

"Ты сын и ужас мой"


"Дай мне горькие годы недуга
За дыханье, бессонницу, жар,
Отними и ребенка, и  друга,
И таинственный песенный дар."

***

Пролился дождь и огненный и серный,
И истребил всех..

И те, и другие, и третьи,
Кто в лодке, кто вплавь, кто пешком -
Спасались от страха и смерти,
Невинные, также ..с грешком.

Вагоны, как бочки селёдки,
Смердели, набиты битком.
"Откушайте рюмочку водки
Под ржавую рыбку с душком."

Не те, не другие, не третьи,
Срываясь с насиженных мест,
Не пели народные песни,
Целуя с надеждою крест.

Надеялись разве на чудо,
И верили разве в судьбу?!
Россия с тобою, что будет?
Останусь - лежать мне в гробу!

Остались стрелецкие жены,
Стоять у кремлёвских ворот,
Остались, кто был прокаженный
И верил в себя и народ.

Вот узел, обычные речи,
Упрямо нагнувшись вперёд,
Взвалил  свое бремя на плечи,
Лишь в пене надорванный рот.

Под вопли и хрипы телеги,
В которой нехитрый был скарб,
Погнали не жалуя хлебом,
Детей, матерей и солдат.

Привычно опущены плечи,
На этой ли Лысой горе,
Оставит народ мой - увечья,
Носильный свой крест на спине?

***

ЧЕрный пЕрстень, вЕрный оберЕг,
ОтдалА любИмому нА вЕк.
ЗнАла тОчно пЕрстень сбережЕт,
Он вернЕтся, пЕрстень пАлец жжЕт.

***

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случилось с жизнью твоей.
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своей слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука. А сколько там
Неповинных жизней кончается…
***


МЕжду жЕртвой И палачЕм,
Эту свЯзь назовЕм - мечОм.

***

Подарком отца Светлане,
Этот сборник твой станет.
Королева смотри на лево,
Ещё рано дышать смело.

" Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне"

ТЫ молИлась И ждалА,
ЗнАла - рУхнет та скалА.
ЛИчный врАг ужЕ не тОт,
ЗАболЕет И уйдЕт.

" Я друзьям своим сказала:
Горя много, счастья мало
И ушла, закрыв лицо,
Потеряла я кольцо."

***
КрЕпнет дАр мой и гОлос сильнЕе,
КрЕпче дОждь и пронзИтелен грОм,
ВрЕмя мнЕт - становлЮсь я добрЕе,
ГрОм не стрАшен - есть стОг и есть бОг.

***
Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.» Ахматовой
В условиях предреволюционного кризиса творчество Ахматовой становится более серьезным. На смену чистым возвышенным чувствам приходят мотивы тоски и разочарования. Это было связано не только с обстановкой в стране, но и с личной жизнью поэтессы. Она была несчастлива в браке с Н. Гумилевым. В 1918 г. они окончательно расстались. Уже в 1914 г. Ахматова познакомилась с Б. Анрепом. Верность семейному долгу не позволила поэтессе начать любовные отношения, но она часто встречалась с понравившимся ей человеком. В 1917 г. она выпустила очередной сборник стихотворений «Белая стая», многие произведения были посвящены Анрепу. Сборник также включал в себя стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Начало произведения не характерно(Тахир : именно  характерное для Ахматовой письмо, все ее стихи как дневниковые записи, открытые, невозможно самокритичные,искренние, написанные для себя, наедине с собой,  точные, лаконичные -  описание с натуры, без привычной туманности, как " горячая подушка с двух сторон"  О чем пишет далее критик, если он не знает главного в творчестве поэта. Я не биограф и не мне судить о чувствах переживаемых поэтом, но они ее пожары были жарки, всепоглощающи и не долги, можно сказать - живых  она  не любила. Любила не людей, а образы ею придуманные, не потому ли последующие годы посвятила памяти Гумилева)лаконичные односоставные предложения сразу создают ощущение дневниковой записи или официального сообщения. Тем самым поэтесса подчеркивает внезапность и важность пришедшей к ней мысли. Ахматова приходит к убеждению, что любовь – всего лишь выдумка «какого-то бездельника». В этом убеждении видно глубокое разочарование героини в любви, наступившее вследствие личного опыта.
Развивая свою мысль, Ахматова утверждает, что люди поверили этой выдумке и продолжают жить в обмане. Она презрительно отзывается о любовных встречах, свиданиях и вообще обо всем, что сопутствует любовным отношениям. Поэтесса считает, что люди поступают таким образом «от лености или от скуки». На самом деле никакой любви на свете нет. Признавая ее существование, люди пытаются хоть как-то разнообразить свою жизнь.
Но последняя строфа стихотворения заставляет задуматься, что же имела в виду Ахматова. «Открытие тайны» поэтессой может считаться окончательным приговором любви, перечеркивающим ее значимость. С другой стороны, это можно расценить как познание настоящей любви, отличной от той, которая существует в обыденном сознании. Возможно, Б. Анреп стал для Ахматовой причиной такого озарения. Привыкнув к обычной «человеческой» любви, она была поражена тем, что встретила человека, который вызвал у нее совершенно новое великое чувство. Это чувство даже невозможно выразить словами («почиет на них тишина»).
В любом случае «открытие тайны» произвело переворот в душе поэтессы. С этого знаменательного события она чувствует, что до сих пор «все как будто больна».

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.


ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ.
Нечёт.
Анна Ахматова.

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
***
Патина зелёная станет золотой,
Стих прочтет влюбленный мой.
Почитатель мой.
В храм войдёт
*
Снова Анна.
Т. Сувханов

Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора
Снова Ахматова
Тахир Сувханов
А. Ахматова. Сжала руки под тёмной вуалью

Напоила его, опоила,
Так не шутят, а колют под грудь.
Может быть, ты его не любила,
Раз сумела под сердце кольнуть.

Что скрывала под темной вуалью,
Может остро наточенный нож.
Опоила ты сердце печалью
И сама прогнала его прочь.

Вышел он побледневший от боли,
И шатаясь, дошел до ворот.
Ты убила своею любовью,
Так не шутят, он видно умрет.

26.05.11. 21-00.

А. Ахматова - А думал - я тоже такая

Не клянись же ты ангельским садом,
И  иконой, прошу,  клянись,
Обласкай его чувственным взглядом,
Воротись, воротись, воротись.

И такой будь, как прежде – святою,
За любовь – под коня, в грязь лицом.
Помирись со своею душою,
И тебе и ему хорошо.

"И ночей наших пламенным чадом" –
Никогда, никогда, не клянись!
Проклинать его тоже не надо,
Кайся, плачь, на коленях молись.

25.05.11.  6-40.

А. Ахматова. От любви твоей загадочной

Приезжай ко мне родная,
Погуляем у реки.
Здесь природа дорогая,
Легким праздники нужны.

Отдохнем, ушицы сварим,
Погуляем у воды.
Мы с бедою вместе сладим,
Погоди, не уходи!

Погуляем вдоль обрыва,
Ноги вымочим в воде.
Молодою и красивой,
Воротишься по росе.

Не кричать тебе от боли.
От любви сходить с ума!
Не давиться алой кровь,
Знать не вышло, не судьба!

Изомну всю, зацелую,
Лаской косы заплету.
Я приму тебя такую,
Всю в ромашках и цвету.

26.05.11.20-30.

А. Ахматова.
«Я улыбаться перестала».

Ты улыбаться перестала,
Довольно видимо, довольна.
Свою любовь ты просвистала,
Ему же нестерпимо больно.

Отдала песнь на поруганье.
Морозный ветер губы студит.
Забыла все свои свиданья,
Иначе что же тебя губит?

26.05.2011.


© Copyright: Тахир Сувханов, 2019
Свидетельство о публикации №119121107231
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Тахир Сувханов
Рецензии
Написать рецензию
Моей землячке великой русской поэтессе Анне Ахматовой.

Грусть не скрыть за моею вуалью..

От меня ушёл ты, не прощаясь,
Я осталась стоять у дверей.
Ты смеялся в душе, улыбаясь,
Возложив всю вину на друзей.

Провожала тебя я с печалью,
От разлуки внезапной бледна.
Грусть не скрыть за моею вуалью,
Омертвела вокруг тишина.

Стало страшно и это не шутка, -
От духовных обид поутру.
Сердце сжато от боли так жутко,
От неё, очевидно, умру.

С теплом Олег.

Олег Черный   06.01.2020 14:15   •   Заявить о нарушении / Удалить
+


Рецензии
Благодарю!!! Переломное страшное время было. Но как писали поэты Серебряного века! И опять узнала новое и важное, взглянула с другой стороны. Всё - Прекрасно! Её строки будут отзываться в моей душе. Но теперь каждый образ будет яснее и ближе. Стихотворение" Песня последней встречи" меня очаровывало своей мелодией обречённости. Любимые строки повторяла бесконечно, но, ведь, их смысл был намного глубже, а я не могла этого понять. Хотя (честно) загадку в этом стихотворении чувствовала. Спасибо - теперь всё на своём месте. Да! Надо много знать о жизни любимого поэта, чтобы по - настоящему понимать строки любого стихотворения. С УВАЖЕНИЕМ И ТЕПЛОМ, Светлана

Светлана Ольховская   08.09.2018 16:34     Заявить о нарушении
Люди близкие по духу бывают ближе родственников, а вот родственники бывают чужими, спасибо. Извините, просмотрел, не ответил.. Здоровья, всех благ всем, родным и близким.

Тахир Сувханов   03.06.2021 07:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.