Петровщина и обломовщина - знания или традиции?

ПРИЧИНА УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ:


   1. «Подчас нежная заботливость родителей
и надоедала ему.
Побежит ли он с лестницы или по двору,
вдруг вслед ему
раздаётся в десять отчаянных голосов:
«Ах, ах! Поддержите, остановите!
Упадёт, расшибётся… стой, стой!»
Задумает ли он выскочить зимой в сени
или отворить форточку – опять крики: «Ай, куда?
Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй:
убьёшься, простудишься…»
И Иллюша с печалью оставался дома, лелеемый,
как экзотический цветок в теплице,
и так же как последний под стеклом,
он рос медленно и вяло.
Ищущие проявления силы
обращались внутрь и никли, увядая».»



  2. "По дворцовому этикету того времени,
«до 15 лет и более царевича, кроме тех людей,
которые к нему уставлены, и кроме бояр и ближних людей,
видети никто не может (таков бо есть обычай)»,
но в Преображенском, в обществе родственников,
царевич не был стеснён и гораздо менее мог набраться
всяких предрассудков, чем среди знатных лиц, окружающих престол.
Ему были доступны дворец и улица, город и деревня.
Из скучного дворца Пётр убегал
со своими «ребятками из сверстников»
на простор полей и в рощи села Преображенского.
Шумные детские игры развили воображение
и потребность к деятельной жизни.» - страница 78.

ЦИТАТЫ ПРИВЕДЕНЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ДРУГ ДРУГУ
МЕТОДИК ВОСПИТАНИЯ ДВУХ ЛИЧНОСТЕЙ.
ДУМАЮ, ПОЧТИ ВСЕ ЗНАЮТ К ЧЕМУ ОНИ ПРИВЕЛИ.

ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ:


1. "«Обломовы смекали это
и понимали выгоду образования,
но только эту очевидную выгоду.
О внутренней потребности ученья
они имели ещё смутное и отдалённое понятие,
и оттого им хотелось уловить для своего Иллюши
пока некоторые блестящие преимущества.

Они мечтали и о шитом мундире для него,
воображали его советником в палате,
а мать даже и губернатором;
но всего этого хотелось бы им достигнуть подешевле,
с разными хитростями,
обойти тайком разбросанные по пути просвещения
и честей камни и преграды,
не трудясь перескакивать через них,
то есть, например, УЧИТЬСЯ СЛЕГКА,
НЕ ДО ИЗНУРЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА, не до утраты благословенной,
в детстве приобретённой полноты,
А ТАК, ЧТОБ ТОЛЬКО СОБЛЮСТИ ПРЕДПИСАННУЮ ФОРМУ
И ДОБЫТЬ КАК-НИБУДЬ АТТЕСТАТ, В КОТОРОМ БЫ СКАЗАНО БЫЛО,
что Иллюша ПРОШЁЛ ВСЕ НАУКИ И ИСКУССТВА».




2. "Двести лет в Росии спорят,
был ли Пётр благом для России или же бедой.
Толкнул ли он Россию вперёд либо назад.
Не нравится, что он ТРАДИЦИИ НАРУШИЛ,
оставил Россию без кафтанов и бород, УЧИТСЯ ЗАСТАВИЛ.

Екатерина Великая, которые дела российские знала
получше наших славянофилов, говорила,
что не будь петровских реформ,
Россию поборола бы склонность к старым порядкам
и ещё сто лет не стащить её было бы с лежанки.
Ещё она говорила, что как бы Пётр ни был вспыльчив,
истина всегда побеждала его гнев.
Конечно, в душе его хозяйничали не только ангелы,
имелись там и демоны, но он смирял их.
Считают, что Россия на вызов Петра ответила Пушкиным.
А Пётр, откуда он взялся? Он сам был ответом на вызов Европы.
Александра Македонского обучал в детстве Аристотель,
у Петра таких учителей не было.
Он появился, как вулкан, из подземных сил,
накопленных веками русской дремоты." - (страница 34)


Рецензии