Анализ на стихотворение Нам ли бедными быть

По но-ч;м я мол’юсь о бл;ге Росс;и
(_ _ / _ _ / _ /_ _ /_) – форма строки
                Литературоведческий анализ на
стихотворение Татианы 4 «Нам ли бедными быть»

Шипилина Вера, магистр, педагог-исследователь

В названии стихотворения нет многоточий, подразумевающих неопределенность, таинственность, недосказанность. Значимая недосказанность усложняется частицей «ли», знаком сомнения. Рифма распределяется таким образом: о России – были – панели –зарплату – богаты – открыли – квартире – покой –такой – сполна – дерьма – не можем – Боже – отдаём – в заём – в России – Быть. На фоне правильных прямых и непрямых рифм особняком стоит рифма. Быть: последняя строчка «Быть» и название «Быть». Такой приём в стихосложении применяется нечасто и говорит в пользу автора; говорит о его литературных способностях.и навыках. «Быть всему», - отвечает автор «сомнительной» частице «ли» из названия : «Нам босыми быть?!». Ну, конечно, нет! – ответит читатель и убедится в том, что не взирая на то, что нас называют не только бедными, но и босыми – мы отрицаем вместе с автором всё двойным «ли».

«По ночам – нищи – не шли – здоровье , зарплату – в первом четверостишье подобием лесенки, с которой автор легко спускается к следующему четверостишию, в котором: чтобы  - занавес - в каждой квартире = (равно) оберегаем свой дом».

Третье четверостишье оповещает нас о том, что «мы задохнулись свободой такой». «Хлынули – наркотики – съездили – ты слышишь, Боже?» Последнее четверостишье усложняется взрывными глухими губно-губными звуками: Бо, Бы; усложняется добавлением лишней строки: видим ли мы перед собою особую форму стиха с тремя четверостишьями и одним пятистишьем, или же последняя строчка открывает новое четверостишье и являет собой символ недосказанности, то есть многоточия, о котором сказано выше; последняя строка , рифмуясь с названием, создает своего рода форму стиха с круговой, кольцевой композицией: (1)»Довольно много. Нам ли босыми Быть?!  (2)Нам ли бедными быть   (3)По ночам я молюсь о благе России,  (4)Чтобы дети наши счастливы были…».

Таким образом, мы видим очень интересный вид творческой единицы, которая становится понятной при повторном прочтении; последняя строка, таким образом, превращается в название, а название в последнюю строку (одновременно).

«Осталось душу отдать в заем.
Не верю. Умных голов в России
Довольно много. Нам ли босыми Быть?»

Ответ возникает «Нам - Быть», благодаря прямому указанию автора на эти слова.
«О благе – дети – болели – закон – были – железный – решётки – оберегаем свой дом и покой». – Перекрестная архитектура стиха.

март 2018


Рецензии