О сиротстве и городских легендах

Каждый город связан с легендами и мифами настолько древними, что их уже относят к разряду сказок. Взять хотя бы Соловья-разбойника, что в лесах владимирских промышлял, хотя брянчане с этим решительно не согласились бы, сказав, что разбойник в дебрях жил, а Брянск раньше Дебрянском звался. Но Петербург - город молодой, а потому лишенный подобных былин, уравнивающих его с прочими российскими городами. Да и какая история может быть у города, созданного искусственно с конкретной целью - быть столицей. Петербург это не продукт жизнедеятельности людей, он ребенок из пробирки, шедевр генной инженерии без отца и матери, заменой которым стал гениальный ученый. Поэтому Петербург остался без семейных мифов: рожденный, чтобы вести за собой в будущее, он был лишен прошлого.

Вот спросите вы у петербуржца, какие сказочные существа обитают или обитали в его городе, и, как максимум, он с некоторой иронией назовет кикимору-болотную. Вот так то город, противоположно утонувшей Атлантиде, появившийся из болота, имеет в своей истории только кикимор.

Но как и любое развивающееся во времени существо, Петербург тоже стремится создать свою историю, легенду. Только делает он это в весьма своеобразной манере ребенка-сироты. Он создает свою сказочную реальность здесь и сейчас. Он цепляется за случайности и превращает их в ритуалы и символы. И выглядит эта мифология весьма аутентично. В силу своего предназначения, для Петербурга оказались открыты истории многих народов, он получил возможность переплести славянских кикимор и домовых с западноевропейскими полтергейстами и фейри. Эта мифология впитывается в его детей и большая ее часть не выходит за пределы КАДа, и эти тайны дают чувство сопричастности и даже трепета перед прошлым, которого, в действительности, не так уж и много.

Петербург постарался над созданием семейной истории до такой степени, что превратился для остального русского народа в оплот магической таинственности, в туманный во всех смыслах город, секреты которого хочется познать настолько, что сюда устремляются взорами, душами и умами миллионы. О нем мечтают и грезят, его превозносят, стремятся стать его частью. Петербург подошел к компенсации отсутствия корней настолько основательно, что теперь у него носителями мифов и легенд являются абсолютно все: здания, в которые пробираются, чтобы загадать желания, исторические личности, которые призраками бродят по коридорам тех самых зданий, да и петербуржец - личность легендарная. Даже сама погода оказывается предметом мифологизации.

Но в погоне за этим мистификатором многие забывают, что народная мифология намного таинственной, а главное, мудрей и честней. Она создавалась веками, настаивалась, из нее вымывалось всё лишнее, оставляя лишь ценное и значимое, оформляя это ценное в народное сознание. А петербургская мифология - лишь страшилки на ночь, которыми дети в лагерях создают видимость своей смелости и опытности.

Но однажды Петербург обзаведется своей собственной ни с чем не сравнимой мифологией. Когда-нибудь и эти страшилки тоже станут сказками. Сказками Петербурга, которые через несколько веков родители будут рассказывать своим детям. А мы сейчас являемся современниками их написания, а возможно даже их персонажами.

24.03.2018


Рецензии