Отличия бестселлеров от классики

— А можно ли сказать, что одной из уловок привлечения к массовой культуре является дача людям ощущения их принадлежности к элитарной?

Безусловно, можно, и нужно с этим согласиться.

Дело в том, что все люди любят чувствовать себя особенными. Твой сосед не такой уникальный, как ты, а ты - да, тебе доступно то, до чего не сможет додуматься ни один из твоего окружения. Именно так полагает большинство, с душевным смущением читая эти строчки, и мысленно подписываясь под каждым словом. Так оно, господа?

- Так! - хором ответят все те, которые умеют делать на этом деньги.

Среди них есть и обыкновенные(необыкновенные) PR-щики, которые продавали, продают и будут продавать нам тихие товары под громкую рекламу. Дизайнеры, преследующие коммерческие цели. Кто из нас пройдет мимо кричащей обложки книги, страницы которой могут содержать абсолютно бессвязный текст, как потом окажется после прочтения?

Стоит запомнить одну вещь: чем больше ты хочешь казаться особенным, выделяться из окружения, тем больше людей смогут на этом заработать. По такому принципу и создаются бренды одежды, аксессуаров, а сейчас под этим же девизом печатают книги. Что есть литература 21 века? "50 Дней до моего самоубийства"? "Виновата ложь"? К несчастью, люди перестали отличать бестселлеры от классики.

Бест-сел-лер - товар (первоначально книга), рассчитанный на массового покупателя, издаваемый большим тиражом и пользующийся наибольшим спросом.

Классика — (от лат. classicus образцовый первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Не стоит путать эти два понятия, ведь они диаметрально противоположны по смыслу. Нужно ли говорить о том, что бестселлер есть ни что иное, как элемент массовой культуры, а классическое произведение, несмотря на широкую известность и популярность, все же носит элитарный характер? Но чтобы заинтересовать нынешнего читателя, а точнее, запутать его, современные писатели идут на ряд уловок. Выделяют три главных критерия, по которым можно и нужно отличать бестселлеры от произведений классической литературы:

Первый критерий: Выдача недосказанного за философию.

"Он бежал вниз по лестнице, тщетно пытаясь прогнать из головы ее порочный образ на фоне пламенных языков каминного огня".

Массовый читатель непременно задумается, как связаны между собой эти два элемента: образ роковой женщины и языки огня. Олицетворения порока, запретного интереса и страсти, - элементарно! - подумает читатель. Докопавшись до якобы скрытого смысла, он начнет довольствоваться собой и хвалить гениальность автора, размышляя о тонкостях литературного языка, каким он изложил суть сего творения.

Второй критерий: Обратите внимание, дамы и господа, перед вами метафора!

Надо сказать, что нынешний читатель падок на красивые обороты речи, однако не всякий из таких доморощенных философов интеллектуален. И это новый повод для авторов применить не только недосказанность, но и нарочитость.

"Солнечную улицу укрыли темные, зловещие облака. Мрачные гонцы надвигающейся опасности". И кто из вас удивится, что спустя несколько абзацев читателя будет ожидать сцена убийства или насилия героя произведения?

Третий критерий: Ориентированность на аудиторию.

Перед тем, как написать то или иное произведение, автор непременно задумывается о предполагаемом возрасте своих читателей. Что касается литературы для подрастающего поколения, то можно уследить тенденцию исключительности и избранности главного героя. Все это, бесспорно, берет начало у всем известного жанра - романтизма, который в наше время претерпел ряд упрощений, прежде чем де-факто стать элементарным. Главный герой , преодолевая множество трудностей( непонимание родителей, неразделенную первую любовь, унижение сверстников), в итоге добивается реализации всех светлых планов, которые изначально предполагал осуществить. Примеры: С. Коллинз "Голодные игры", Дж. Дэшнер "Бегущий по лабиринту", В.Рот "Дивергент", Кассандра Клэр "Сумеречные охотники".

Что касается пытливых умов, а, проще говоря, взрослого поколения, то основными составляющими их интересов являются проблемы психологии, политики, инновационного развития, бизнеса и т.п. Герой таких произведений нередко выступает против существующего полит.режима, что имеет опасность превратиться в сплошную беллетристику. К этому разделу можно причислить такие книги, как: "Загадочная история Бенджамина Баттона" Ф.Фицджеральда , "Этногенез" Б.Акунина, "Волк с Уолл-стрит" Дж.Белфорта.

Беллетристика довольно легко узнаваема в наше время. Само понятие означает общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию. Проще говоря, это один из примеров массовой литературы. Беллетристика противостоит классической литературе, олицетворяя собой"легкие» произведения, которые проявляются в таких жанрах, как: мистика, приключения, романы, детективы.

Однако существуют и такие произведения, которые можно отнести к обеим категориям: то, что считается классикой, но при этом пользуется популярностью в числе произведений массовой культуры. Так сказать, в данном случае выбор большинства падает именно на эти классические произведения. Среди них можно выделить ряд авторов-классиков, довольно популярных в наше время у читателей всех возрастных групп: Э.Ремарк, Ф.Кафка, Д.Остин, М.Митчелл и другие.

Потребности читателей растут в геометрической прогрессии. Те книги, которые раскупались и сметались с полок год назад, могут быть безжалостно раскритикованы и высмеяны уже сегодня. Массовый читатель требует коктейль из похоти, глубинных философских изречений с ноткой психологических доводов о проблемах человеческой натуры. При этом, массовый читатель имеет риск не добраться даже до отмели любой из этих литературных составляющих. Но разве это волнует тех, кто делает деньги?

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что во все времена границы между понятиями "элитарная" и "массовая культура" устанавливались людьми в зависимости от уровня их образования. И если сейчас большинство из нас не знает и десятой доли признаков отличия бестселлеров от произведений классической литературы, покупая книги из стремления следовать "модному чтению", то стоит сделать выводы об уровне грамотности молодых людей нашего поколения.


Рецензии