Размышления о поэзии. Вариационный метод ч. 2

   Открою следующую чистую таблицу (следующий лист книги Excel), для создания следующей строфы. На рисунке она стоит под номером (1)
   Новую строфу необходимо связать с последней, фактически уже готовой.
   И тут снова желательно перечисление. Перечисление тех трудностей, которые поэту приходится переживать, отдавая себя творческому процессу.
   Я обопрусь на слово из законченной строфы. Это слово "Сквозь"   
   Напрашивается схема текста:
   Сквозь нечто, и сквозь ещё что-то, и через что-то ещё.

   Про оголтелую критику я уже сказал. Необходимо добавить ещё пару-тройку  элементов.
   Думаю, не стоит поднимать глобальные вопросы, и ставить поэта на позиции необычного человека, сталкивающегося с необычными проблемами.
   Близкие… родственники… друзья… конфликты между личностями. Вот, пожалуй те затруднения, о которых следует говорить и писать.
   Объекты аттракции, в моей ситуации, это те ключевые слова, которые должны стоять в конце строки и (соответственно) служить рифмой.
   Необходимо выбрать те, которые несут в себе мужскую или женскую симулу.
   (Аттракция это симпатия одного человека к другому)

   Родные, родными – Женская симула.
   Родных, родным – Мужская симула.

   Друзья, друзей, друзьям – Мужская симула.
   Друзьями – Женская рифма.

   Любимые – Дактилическая симула, отбрасываем.
   Любимым, любимых – Женская симула.

   Это всё высокозначимые для  текста (по крайней мере, для меня) слова.
   Например, слово "любимых", может быть применено только в строке с женской рифмой. И мне придётся его оставить в непетитной строке. А словом "друзей" закончится петитная строка, поскольку оно заканчивается мужской симулой.

   Теперь необходимо выбрать фразы, означающие некое отрицательное отношение к творчеству поэта, (но не слишком категоричные). Как-то:
   Обида – 3 слога
   Сомнение, ирония – 4 слога
   Недоверие, огорчение – 5 слогов
   Непонимание – 6 слогов

   Попробуем подставить в строки.
   В созданной ранее строфе мы имеем
   "Сквозь горькой критики отраву".
   Необходимо подставить в формируемые строки перечисления, именно это слово, "сквозь", или его синоним "через".

   При просмотре полученного текста, пришла в голову фраза
   "Ирония друзей"
   И строка
   "Через иронию друзей"
   Согласитесь, это наиболее вероятная реакция истинных друзей на приступы графомании. И я полагаю, что эта строка, с мужской симулой (петитная строка), вполне может считаться законченной.

   А любимые, особенно любящие, они тоже по-доброму огорчаются, но терпят.
   Надо попробовать третью строку выразить следующим образом:
   "Сквозь огорчения любимых"
   И надо честно сказать - она мне нравится.
   Перенесём полученное в файл готовой композиции.
   В принципе, как заготовка – пойдёт.

   Начинаю подбирать рифму к словам.
   "Любимых" и "Друзей".
   К сожалению к слову "Друзей" кроме слова "Всей" ничего найти не удалось.
   Придётся работать именно с ним. Поскольку строку мне, честно говоря, терять жалко.

   Набор рифм к слову "Любимых" достаточно обширен.
   Трехсложных:
   "гонимых", "незримых", "ранимых", "родимых", "пьянимых".
   Четырёхсложных:
   "нелюдимых", "выполнимых", "ощутимых", "уязвимых".
   Пятисложных:
   "неисчислимых", "невосполнимых", "необходимых", "неотвратимых", "соизмеримых".
   И даже шестисложных:
   "неисповедимых".

   Обозревая этот набор рифмующихся слов, на чисто подсознательном уровне, мне больше всего нравится слово "неисповедимых". Пусть это шестисложное слово оставляет минимум места для размещения остальных фонем, но…
   Пути поэта неисповедимы. Что-то в этом есть эдакое.
   "по путям неисповедимым…"
   Или, чтобы уложиться в избранный метр:
   "по тропам неисповедимым".
   Непетитная строка позволяет внесистемную замену правой периферии в последнем слоге женской симулы.
   "любимых" - "неисповедимым".
   Не знаю как кому, но мне такая строка нравится.

   Теперь надо что-то делать на этих неисповедимых тропах.
   И делать это под огорчение любимых и иронию друзей.
   Приходит на ум сравнение с Христом.
   Богохульство, конечно. Но в поэзии многое ассоциативные образы допустимы.
   По тропам неисповедимым нести свой тяжкий крест стихотворца.
   Но тут возникает вопрос – к чему тогда рифма "всей"?
   Ну, естественно крест поэт несёт по жизни. Правильно?
   При этом слово нести слишком уж бытово. Можно попробовать слова "переть", "тащить". Это усиливает эффект преодолеваемых трудностей, но уж слишком просторечно.
   Особенно хорошо слово "влачить".
   Старославянское выражение, подчёркивающее религиозную подоплёку креста, как символа судьбы.
   "Влачить свой крест…"
   "По жизни всей".
   Соединю.
   "Влачить свой крест по жизни всей".
   Несколько натянуто, но как заготовка пойдёт.

   Добавим в файл с готовым текстом - то, что получилось.

   По тропам неисповедимым
   Влачить свой крест по жизни всей
   Сквозь огорчения любимых
   Через иронию друзей

   Сквозь злобной критики отраву
   Над каждой строчкою скорбя
   
   Поэт не тот, кто ищет славу
   А тот, кто ищет сам себя
 
   Сразу становится заметной тавтология слова "Сквозь".
   Если я заменю его на предлог "И", то сущность перечисления не изменяется, плюс возникает смысловая связь с предыдущей строфой.

   По тропам неисповедимым
   Влачить свой крест по жизни всей
   Сквозь огорчения любимых
   Через иронию друзей

   И злобной критики отраву
   Над каждой строчкою скорбя
   
   Поэт не тот, кто ищет славу
   А тот, кто ищет сам себя

   Кроме того у меня возникает сомнение в приемлемости слова
   "злобной"
   Ведь злобная критика подразумевает жёсткий и несправедливый разбор.
   Да. Мне нужно именно несправедливое отношение. Но термин "злобной" - слишком радикален. Поэт достаточно редко подвергается воистину злобным нападкам. Это уж надо "накатать" нечто, совсем из ряда вон выходящее, чтобы критика начала истекать желчью.
   Поэтому я решил заменить это слово на менее радикальное понятие.
   "горькой"
   То есть жёсткой, но возможно - справедливой.
   И вот результат:

   По тропам неисповедимым
   Влачить свой крест по жизни всей
   Сквозь огорчения любимых
   Через иронию друзей

   И горькой критики отраву
   Над каждой строчкою скорбя
   
   Поэт не тот, кто ищет славу
   А тот, кто ищет сам себя

   Переходим к следующей строфе.
   Если выпустить на волю графоманский зуд и выплеснуть на бумагу то, что вертится на языке то получится следующее:

   Скажи мне друг, поэт от бога
   Что за огонь горит в тебе?
   Какую выбрал ты дорогу?
   Что ищешь ты в своей судьбе?

   По тропам неисповедимым
   Влача свой крест по жизни всей,
   Сквозь огорчения любимых
   Через иронию друзей

   И горькой критики отраву,
   Над каждой строчкою скорбя…

   Поэт не тот, кто ищет славу
   А тот, кто ищет сам себя.

   Это (на мой взгляд) вполне приемлемо.
   Но не более. Тема не раскрыта. Это категорически.
   Две последние строки слабо привязаны к основному тексту.
   Шаблонные мысли, банальные слова, избитые рифмы, трафаретная строфа.
   Абсолютно отсутствуют вещественные доказательства бескорыстности поэта. Как и доказательства его самокопания. Ситуацию явно надо спасать.
   Поэтому, полученный спонтанно текст первой строфы, я отложу в долгий ящик и начну ломать голову дальше.

   Итак. Открываю следующий лист книги Excel. На рисунке под номером (2).
   По тропам… влачит крест. Согласитесь, это нечто физиологическое. Ассоциируется с мускульными усилиями. Как это сочетается с умственным трудом поэта? Несколько непонятно.
   Надо каким-то образом показать, что прилагаются именно душевные усилия. То есть "влачит крест" не сам поэт, а его душа. И, мне кажется, тут уместен вопрос - Зачем? Зачем влачить… по тропам… да ещё неисповедимым.
   То есть - "зачем душа".
   Естественно возникает потребность в местоимении "твоя"
   "зачем твоя душа"
   Эта фраза хорошо вписывается в метрическую систему.
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   ?       (?)      за     ЧЕМ   тво    я      ду     ША   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Остаётся две метрические доли, в которые нужно поместить двухсложное слово, с ударением на последний слог.
   Например наречие "тогда".
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   тог   ДА    за     ЧЕМ   тво    я      ду     ША   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---

   Тогда зачем твоя душа

   По тропам неисповедимым
   Влачит своё крест по жизни всей

   Нормально?
   А что - Нормально.

   Теперь, получив последнюю строку новой строфы, у меня возникает вопрос.
   Когда - "тогда"? Это наречие вызывает ощущение ожидания зависимости.
   Если происходит нечто, "тогда" непонятно "зачем"?
   Зачем душа претерпевает некоторые неудобства. При этом, видимо, абсолютно бескорыстно. Не получая ничего.
   Возможно следует перечислить чего не получает поэт за свой тяжкий труд.
   Например "прибыль", ту же самую "славу", ну и в общем понятии - "награду".
   В программе Rhymes я включаю опции "Синонимы" и вставляя в окно опорные слова "прибыль", "славу" и "награду", и выбираю из результата те термины, которые моя интуиция одобряет.
   А именно "не получая":
   Прибыли - выгоды, дохода, пользы, выручки, толку.
   Славы - известности, признания, популярности, лавров, имени, репутации.
   Награды - воздаяния, медали, звёзд, орденов.
   Перечисление "недополученного" обычно сопровождается частицей "ни". Точнее, фраза должна начинаться с этой частицы.
   Вставляю эту частицу в метрическую матрицу.
   Следующее слово должно нести ударение:
   1. На средней доле затакта. В таком случае оно обязано быть односложным, или двухсложным.
   2. На первой доле первой стопы. Тогда слово должно быть размером не менее чем в три слога.
   Из всего списка выбранных понятий подходят:
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
  ни    ТОЛ   ку
  ни    ЛАВ  ров
  ни     ре     пу    ТА     ции
  ни    воз    да      Я      ния
  ни  ЗВЁЗД
  ни    ор     де    НОВ
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Самое короткое слово - "звёзд".
   И, помня о преимуществе коротких выражений, его я и приму в текст.
   Следующая частица "ни" выпадает на слабую долю затакта. А следующее слово теперь будет начинаться с ударного слога.
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
  ни  ЗВЁЗД  ни    ПРИ   бы    ли    (ни)…
  ни  ЗВЁЗД  ни    ВЫ     го    ды    (ни)…
  ни  ЗВЁЗД  ни   ТОЛ    ку   (ни)…
  ни  ЗВЁЗД  ни   ЛАВ   ров  (ни)…
  ни  ЗВЁЗД  ни     И      ме    ни     (ни)…
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Снова остановлюсь на коротком слове "лавров".
   Тем более, что смысловое наполнение у него достаточно высокое.
   Ищу дальше:
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
  ни  ЗВЁЗД  ни   ЛАВ   ров    ни     до      ХО     да
  ни  ЗВЁЗД  ни   ЛАВ   ров    ни     ме      ДА     ли
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Первая строка очень даже интересна. Звезды с неба… Лавры на голову… Доход в карман.
   И если вставить её в моё стихотворение, то получится довольно занимательно.
   Не получая…

   Ни звезд, ни лавров, ни дохода.
   Тогда зачем твоя душа

   По тропам неисповедимым
   Влачит всей крест по жизни всей?

   Неплохо.

   Теперь, двигаясь от конца к началу, следует найти рифму к слову "душа".
   Вот список выхваченный из Rhymes:
   "гроша", "лапша", "спеша", "шиша", "греша", "спеша", "падежа", "тормоша", "шалаша", "хороша", "вороша", "карандаша".
   Поскольку речь идёт о том, чего поэт лишился, по недосмотру общественности, то так и напишу:
   "Не получив ни…(чего-то)"
   А если соблюдать информационную последовательность, то следует сказать:
   "Не получая ни… (чего-то)"
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   не    по     лу     ЧА      я      ни     гро    ША 
   не    по     лу     ЧА      я      ни     ши    ША 
   не    по     лу     ЧА      я      не     спе    ША 
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
  А оставлю-ка я в строке фразу "ни шиша".
   Во первых этот фразеологизм приближает семантику строфы к разговорной речи. А во вторых "ни шиша", означающее - ничего, ноль, пустое место. Оно в некоторой степени объединяет и предваряет утерянное: "звёзды", "лавры", "доходы".

   Итак:
   Не получая ни шиша
   Ни звезд, ни лавров, ни дохода.
   Тогда зачем твоя душа

   По тропам неисповедимым
   Влачит всей крест по жизни всей?

   Оставляю как более-менее приемлемое.
   У меня всегда остаётся возможность переосмыслить и отдельную строку, и строфу, и весь смысл композиции в целом.
   
   Ну что же… Осталась одна строка.
   В которой желательно подчеркнуть тяжесть поэтического труда. Как выразить всю тяжесть душевных мук и нравственных терзаний человека, пытающегося излить свою душу в поэтической форме?
   Думаю фраза "терзать себя" - в этом контексте и в этой строке будет ключевой.
   А теперь обращусь к рифмовнику и получу следующие рифмы к слову "дохода":
   "года", "рода", "мода", "восхода", "захода", "исхода", "народа", "порода", "работа", "ухода", "природа", "идиота", "непогода", "обихода", "сумасброда".
   Начну с коротких двухсложных слов.
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
                ГО     да               
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Выбрав остальные - "рода" и "мода", я явно погорячился. Не в строку лыко, как говорится. Ну хорошо, поработаю со словом "года".
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   ?       ?      тер  ЗАТЬ    се     бя     ?       ГО     да               
   се     бя    тер  ЗАТЬ     ?       ?      ?       ГО     да               
   ?       ?      се     БЯ      тер  зать    ?       ГО     да               
  тер  зать    се     БЯ       ?       ?      ?       ГО     да               
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Ничего в голову не приходит.
   Надо попробовать глагол "терзать" изменить, превратив его в деепричастие:
   "терзая".
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   се     бя    тер    ЗА      я       ?      ?       ГО     да               
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Мгновенно вспоминается фразеологизм "год от года".
   Именно его я и вставлю в строку.
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   се     бя    тер    ЗА      я       год   от     ГО     да               
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Результат:
   "Себя терзая год от года"
   Довольно таки удачная строка. Во-первых она демонстрирует сложность поэтического искусства, в котором творческое дело иногда доходит до "терзаний". А во-вторых показывает длительность процесса, не позволяющего успокоиться многие годы - "год от года".

   Ну что же. Взгляну на общий результат:

       Скажи мне друг, поэт от бога -
       Что за огонь горит в тебе?
       Какую выбрал ты дорогу?
       Что ищешь ты в своей судьбе,

       Себя терзая год от года,
       Не получая не шиша,
       Ни звёзд, ни лавров, ни дохода…
       Скажи - зачем твоя душа
   
       По тропам неисповедимым
       Влачит свой крест по жизни всей?
       Сквозь огорчения любимых,
       Через иронию друзей

       И горькой критики отраву,
       Над каждой строчкою скорбя…
   
       Поэт не тот, кто ищет славу,
       А тот, кто ищет сам себя.

   Вот примерное описание процесса стихосложения.
   В результате получился, скажу откровенно - не шедевр. Но это вполне читабельный текст, строго ритмизированный, с сильной, а местами абсолютной рифмой, с развёрнутой и логически законченной мыслью. Это стихотворение не блистает сплошным потоком тропов. Стилистические приёмы в нём представлены довольно скупо. Скупо, но в меру. Это уже не наррадическое повествование.
   Выстроенные фразы - самодостаточны и близки к разговорным, а местами и к просторечным.
   При этом я использовал метод "Линейной вариации" (мной изобретённый термин). В котором уже существующая строка определяет набор рифм для вновь создаваемой строки. Тем самым обеспечивая возможность варьировать информационную составляющую для рождающегося текста.
   Линейная вариация может быть как восходящей, когда создаётся рифмент для готовой нижележащей строки и идёт поиск Пассивной рифмы, (как в приведенном примере), так и нисходящей, когда подыскивается рифмент для уже созданной верхней строки, то есть идёт поиск Активной рифмы. Во втором случае стрелки переноса были бы направлены сверху вниз.
   Этот метод наиболее прост.
   Но чаще всего такого везения не случается. И поэтому существует второй метод, который я называю "Перекрёстной вариацией".
   Дальше покажу, в чём он заключается.


Рецензии