Размышления о поэзии. Вариационный метод ч. 1

   Сегодня я попытаюсь решить важный (по крайней мере - для меня) вопрос - существует ли алгоритм поэтического творчества?
   Подозреваю, что существует. Наверняка есть определённый оптимальный порядок действий при написании стиха. Тем более, что я имею (впрочем, как и все те, у кого есть возможность прочесть этот текст) персональный компьютер. Мощный инструмент оптимизации работы с текстом.
   Я долго думал, как описать алгоритм стихосложения. Как продемонстрировать практическое применение выявленных мной поэтических закономерностей в творческом процессе.
   И, в конце-концов, понял простую вещь – надо банально отследить порядок собственных действий при аппаратном стихосочинении, последовательно фиксируя и сами действия, и их мотивы.

   Почему именно при аппаратном?
   Знаете… Стихи надо сочинять душой. Тогда, когда сердце смеётся, плачет или обливается кровью. Когда невозможно молчать.
   Помните слова Льва Толстого? - "Писать надо только тогда, когда не можешь не писать".
   Но есть ситуации, когда писать "надо". Когда мыслей ещё никаких нет, предложенная тема не трогает душу, а эмоции прохладны.
   Но заказ, есть заказ, и его необходимо выполнить. А как иначе?

   Или, к примеру, особо сложные случаи. Когда до какого-то момента пишется легко и свободно, строки нанизываются на нитку смысла естественно и непринуждённо. Вдруг тресь - стопор! И начинаешь биться в поисках рифмента, ритма и смысла, как в глухую стену.

   А ещё переводная поэзия.
   В частности, я занимался (да и занимаюсь сейчас) переводом ветхозаветных псалмов, с церковно-славянского на современный русский. Дело тонкое и коварное, в котором полагаться только на собственный здравый смысл, на свои религиозные убеждения и на свой поэтический талант - рискованно.
   С Писанием обращаться следует с особой осторожностью. Ведь это историческая вековая мудрость. И исказив её, в силу субъективности собственного мнения, можно попасть в пикантную ситуацию.
   Поэтому я собираю и изучаю толкования этих библейских текстов различными теософами, соединяя различные варианты и осмысливая их. Последовательно, строку за строкой. И вот так создаётся новый ритмизированный и рифмованный текст.
   И мне нравится такое занятие. Поскольку я имею некоторую возможность вкладывать в переосмысленный псалом своё видение стихов Давида, своё осмысление религии и своё отношение к Всевышнему…

   Но при этом, без определённого технического оснащения, в деле перевода обойтись сложно. Можно, конечно, ограничиться чистым интеллектом и чистым листом. Но, в таком случае,  процесс займёт на порядок больше времени.
   И вот тут приходит на выручку система, которую я называю (с определённой долей иронии) "рабочий стол поэта".
   Эту систему я и хочу продемонстрировать.
   
   При этом я прекрасно понимаю, что подавляющее большинство авторов никогда не станет сочинять в таком режиме, в котором работаю я.
   Этому есть три причины.
   Первая - это достаточная трудоёмкость процесса. Большинству авторов поэтический труд представляется незатейливым развлечением. Никому не хочется превращать необременительное занятие в каторгу.
   Вторая - это умение обращаться с персональным компьютером.
   По крайней мере, умение накидать простенькую программку в Excel дано не каждому.
   Третья - это скорость работы на клавиатуре.
   Меня иногда спрашивают - Ты что, вот эти ответы в диалоге заранее готовишь? Почему твои комментарии появляются так скоро?
   Ну, так ребята, я стучу по клавиатуре только чуть-чуть медленнее чем говорю. Моя специальность, записанная в военном билете - "телефонист-телеграфист". Так что…
 
   Я так же прекрасно понимаю, что подавляющему большинству авторов мои мысли будут попросту неинтересны.
   Но мне очень хочется, чтобы русская поэзия, оставалась на позициях строгого стиха. Могу же я позволить себе такую маленькую мечту?
   И на фоне этих мечтаний, могу же я предложить некую систему, которая помогает писать в рифму и соблюдая ритм?
   Вот читаю я стихи, бродя по сайту "stihi.ru" и нахожу огромное количество текстов интересных по замыслу. Но этими стихами мало кто интересуется, потому, что они не прошли огранку ритмом и рифмой. Потому и смотрятся блёкло и невыразительно.
   А иногда, банальное обилие грамматических ошибок, в стихе с отличной идеей, действует на читателей отталкивающе.
   И все эти, зачастую великолепные фабулы, утопают в потоке слов, сложенных в строки без учёта поэтических канонов.
   Это так печально.

   *  *  *

   Ну ладно.
   Вернусь к изложению методики.
   У меня есть блокноты, в которых я фиксирую интересные мысли. Они у меня и в телефоне, и в планшете, и в стационарном компьютере. Беспокоит только мысль - что я буду делать, если в стране закончится электричество? Писать ручкой на бумаге я совершенно отвык. И поэтому блокнотами в виде книжечки не пользуюсь.
   Кстати. Всем пишущим рекомендую иметь некий документ, в бумажном или электронном варианте. Для того, чтобы фиксировать в нём интересные поэтические замыслы.
   В моих записках где-то около трёхсот идей-тем, на которые следовало бы написать стихи.

   Почему не пишу? А - лень.
   Кроме того, некоторое время назад, пришло осознание, что в стране всё настолько запущено, что яростной стихотворной публицистикой уже ничего не поправишь. А больше половины идей в моих записных книжках именно - публицистические.
   Моё ли это дело, обличать подлость тех, кто сейчас стоит у власти, и мерзость тех, кто нынче к ней стремится?
   Если как следует подумать, то нет - не моё.
   Хотя, сказать - что я "нехорошо" отношусь к власть-имущим… так это - не сказать ничего.

   Ну, вот. Полистал я свои записи, поискал интересную темку, и нашёл. У меня записана где-то прочитанная фраза:
   "Поэт, это человек, который всю жизнь ищет сам себя".
   Вот её я и решил использовать для демонстрации методики стихосложения.

   Прежде всего я найду ритм будущего стиха.
   Ключевая фраза в афоризме - "ищет сам себя". Она отлично подходит на роль рефрена. Или на роль заключительного вывода (заключительной морали) всего изложения. Для себя я определил, что эта мысль станет последней в стихе:
   "Поэт ищет сам себя".
   
   Применю принцип сочетания антагонистов и спрошу себя - а чего же тогда он "Не ищет"?
   Уже вырисовывается нечто интересное, что явно не помещается в одной строке. Я разобью мысль надвое:   
   Поэт не ищет (нечто)
   Он ищет сам себя

   И тут буквально напрашивается прилагательное местоимение "тот, кто": Добавлю эту группу служебных слов:
   Тот, кто ищет сам себя!!

   Вот эта последняя строчка и станет определяющей в ритмостроении будущего стиха.
   Я получил четко ритмизированную фразу. Она замечательно входит  в петитную строку, достаточно информативно завершая всю композицию.
   Предлог "А" венчает построение петитной строки. В метрической сетке это будет выглядеть так:
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
  Можно представить будущий ритм так:
                а     ТОТ     кто    и    щет    САМ   се     бя

А можно в виде Онегинской троки:
   а    тот      кто    И       щет  сам    се      БЯ

Или создать строку с паузами:
                а     ТОТ       -      -      кто     И      щет  сам  се     БЯ
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Теперь попробую уложить в предложенный ритм "предпоследнюю" строку.
   Ну, прежде всего - главное существительное, объект описания - Поэт.
   Поэт не тот, кто ищет (нечто)
   И эта строка тоже прекрасно вписывается в ритм на метрической сетке:
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
1) по   эт     не     ТОТ   кто    и      щет     ?        ?
   а     тот    кто      И     щет  сам     се     БЯ
Или с паузами:
2)                по     ЭТ       -      -       не     ТОТ   кто    и      щет      ?        ?
                а      ТОТ      -      -       кто     И     щет  сам      се     БЯ
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---

   Частица "А", подразумевает противопоставление.
   Имеется в виду, что поэт – тот, кто ищет сам себя. Но, не тот, кто ищет нечто иное.
   Так чего же "не ищет" поэт?
   И в первом, и во втором варианте ритма, у меня остаётся не найденным слово из двух слогов с ударением на первом слоге. (? ?)
   Что можно противопоставить поискам самого себя. При этом выбирая только двусложные слова, с ударением на первом слоге.
   Первое, что приходит на ум:
   Материальную выгоду, прибыль, известность, счастье.
   Как варианты для подстановки: дЕньги, жЕнщин, вОдку, удовОльствия… Впрочем последнее слово совершенно не вписывается в предложенную схему ритма.  Всё не то!
   Да, популярность он ищет, прежде всего, чёрт возьми! Известность. Признание. Славу, короче. Так и вставлю:
   Поэт не тот, кто ищет славу,
   А тот, кто ищет сам себя.
   И это уже воспринимается, как неплохое двухстрочие для финального штриха в тексте. Именно в таком виде я его и прийму:
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
Затакт                ! 1-й такт (стопа)        ! 2-й такт (стопа)         ! 3-й такт (стопа)   
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
 слб  ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб ! СЛН ! слб ! срд ! слб
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   По    эт     не     ТОТ   кто    и      щет    СЛА    ву
   а     тот    кто      И     щет  сам     се     БЯ
--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
   Рассмотрю подробно полученную структуру.
   Первая строка с женской рифмой, неустойчивая, создающая психическое напряжение, которое разряжается в последней строке, несущей устойчивую мужскую рифму.
   Слова, стоящие ударениями на сильных долях, несут значительную смысловую нагрузку.
   Опорное слово "Поэт" не попало под сильную долю, но, наверняка, оно будет акцентировано сильной долей в предыдущих строках и строфах.
   Применительно к метрической системе, это:
1. Трёхдольный затакт.
2. Одна полная стопа.
3. Вторая неполная стопа с рифмой.
4. Непетитная строка - с женской симулой.
5. Петитная строка - с мужской, устойчивой симулой.
   Простейший ритм и простейший метод рифмовки:

   Все манипуляции с метрической сеткой я произвожу в таблице Excel, в такой, которая приведена на рисунке под номером (1).
   Если рисунок покажется мелким и неразборчивым, Откройте его отдельно, в новой вкладке, и он предстанет в несколько увеличеном формате.
   Что из себя представляет метрическая сетка рабочего стола?
   По горизонтали это сочетание стандартного затакта и четырёх тактов.
   По вертикали сетка состоит из трёх секций - "А", "Б", и "В", каждая из которых представляет строку с уникальным для строфы ритмом и видом рифмы.
   В затемнённых строках прописан ритм строки, в виде:
   оооХоооХо
   оооХоооХ
   Сильные доли выбранного ритма отмечены строчной буквой "Х", слабые, прописной - "о".
   Почему именно так? Просто из личного опыта и из личного предпочтения.
   В верхней левой части в восьми ячейках последовательно, по видам строк, указан вид рифмовки. В данном случае она "перекрёстная": А-Б-А-Б.
   В том случае, когда необходимо определить расклад слогов, можно работать с незатемнёнными строками, используя их как черновик.

   Перехожу на следующую страницу рабочего стола. Она изображена на рисунке под номером (2). Это следующий лист книги Excel.
   В целом, один лист, это одна строфа. В строфе я предусмотрел до восьми строк. Больше, уверяю вам, совершенно не нужно. Не следует создавать ритмическую путаницу и выстраивать рифмические закоулки.
   Лист скомпонован как таблица. Всё поле таблицы разбито на сектора. Каждый сектор, представляет собой одну стихотворную строку, позволяя её варьировать. Он содержит шесть внутренних строк  (попеременно розовых и белых) для записывания вариантов текста.
   При этом, в достаточно сложных ситуациях, каждую мелкую строку можно развернуть на пять подстрочий. Для того, чтобы иметь возможность распределить найденные рифмы по количеству слогов в слове.
   Чем меньше слогов в найденной рифме, тем больше ритмического пространства останется у меня для словоблудия.
   Поэтому, если у меня есть в наличии несколько слов одинакового смысла и одинаковой стилистической пригодности, то я выбираю слово с наименьшим количеством слогов. Естественно, с учётом ритмической и рифмической потребности.

   Обратите внимание. Заданный ритм, автоматически перенесён из метрической матрицы в самые верхние строки в секторах (зелёного света).
   Сказать честно, я на эту строчку уже мало обращаю внимания. Ритм сохраняется в голове. А вот поначалу, когда я только пробовал себя в стихотворчестве, эта строчка очень помогала, не позволяя сбиться с ритма.
   Слева у меня графа набросков строк.
   В средней графе - слова, подлежащие рифмовке.
   Справа - слова, найденные для создания рифмента.
   На самом верху всей таблицы находится строка, в которую я вписываю последнюю строчку предыдущей строфы. Зачем? Дело в том, что когда работаешь одновременно над несколькими композициями, зачастую сложно сразу переключиться с одного текста на другой. Верхняя строка позволяет быстрее сосредоточиться на содержании.
   В каждой книге (файле) Excel, я работаю с одним стихотворением. При этом в каждой книге у меня несколько листов-закладок. По одной для каждой строфы.
   Указанный в метрической матрице ритм, перенесённый в напоминающие строки, одинаково отображается на каждом листе.

   Авторы пособий по стихосложению частенько рекомендуют писать поэзию "сверху вниз", последовательно излагая свои мысли. Не слушайте этих врунов. Они пытаются сбить вас столку.
   Стихи пишутся от удачной мысли.
   При этом неважно, в каком месте стиха или строфы эта мысль будет находиться. Если она одна, то можно двигаться в любую сторону, хоть "вверх", хоть "вниз".
   Если мыслей несколько - ещё лучше! Вопрос только в компоновке. В соединении отдельных фраз в единое поэтическое произведение.
   В предлагаемом мной примере, я пойду от конца текста к его началу. Ну а там - как получится.

   Итак.
   В третью и четвертую секцию таблицы вношу строки:
      Поэт не тот, кто ищет славу,
      А тот, кто ищет сам себя.
   Теперь надо найти две предыдущие строки.

   Но прежде всего, и это, пожалуй - главное, необходима "Смысловая установка". То есть - некий абрис того, о чём я стану говорить.
   Последние две строки, будучи квинтэссенцией всего текста, должны концентрировать и пояснять то, что написано в предыдущих строках.
   В данном случае, кода стиха должна оправдывать и даже героизировать те поступки, которые поэт совершает в поисках этого самого "себя". А в предыдущем тексте желательно продемонстрировать препятствия, которые он преодолевает и лишения, которые он претерпевает в процессе самопознания.
   Этот обобщённый образ всего стиха, этот настрой на тему я сохраню в эмоциях и постараюсь от него не отступать. В стихосложении очень важно не отступать от темы и не позволять второстепенным фразам размывать и заслонять главную идею.
   Такое осознание смысла стиха, выраженное не в конкретных словах, понятиях и образах, а в размытых ощущениях,… я и называю "Смысловой установкой".

   Первым делом возникает необходимость найти рифму к словам "славу" и "себя".
   Просто запишу их в графе "слово к рифме" в первом и втором секторе.
   Разворачиваю строки для рифмовки.
   И, не мудрствуя лукаво,  открываю рифмовник.

   Поскольку активная рифма "славу" находится в непетитной строке, я могу допустить некоторое послабление требований к рифменту и попробовать срифмовать, например, по принципу Говора, скрадывающего последнюю открытую гласную. Например:
   "славу" – "тра'вы".

   Можно было бы системно заменить левую периферию. К примеру:
   "славу" - "жирафу".
   Но я этого делать не стану, сохраняя уровень рифмента.
   
   Поставлю в программе Rhymes уровень "штрафа" от "0" до "1" и посмотрю, что там у меня выходит.
   Так, как односложных рифм для женской рифмы не существует, подбираю двусложные слова.

   Хочу сказать, что при наличии некоторого набора слов подходящих по рифме или смыслу, выбирать надо интуитивно, держа в памяти смысловую установку. Проще говоря – сердцем, где главный критерий – (нравится)/(не нравится). Таким образом я пытаюсь сохранять индивидуальность изложения.

   Из всего списка двусложных слов, ничего не привлекло моего внимания. Ну кроме, пожалуй, слова "браво". Его я на всякий случай запомню.
   Кроме того, я помню постулат о том, что рифмующиеся слова желательно подбирать с разным количеством слогов.

   Перехожу к списку трехсложных слов.
   Пробегая зрением по колонке предлагаемых рифм, я выхватываю те, которые мне подсказывает интуиция.
   Например, слова, рифмующиеся со "славу":
   "агаву", "аграфу", "анклаву"
   нисколько не затрагивают моих эмоций. И я их оставляю без внимания.

   Со словами:
   "халяву" и "шалаву"
   можно легко создать рифмующиеся и семантически подходящие строки, но в моём случае речь идёт о возвышенном. Речь идёт о предназначении поэта. Поэтому (по моему мнению) просторечные выражения тут неуместны.

   Мне нравятся (именно "нравятся") слова:
   "забаву", "ораву", "отраву", "уставу", "лукаво", "расправу".
   Вот их я и записываю для предположительного использования.

   Из четырёх и пятисложных слов меня ничего не тронуло и поэтому, я ничего из них не записал.

   Перехожу к поиску рифмента для петитной строки, к слову:
   "себя".
   Когда я перебираю сверху вниз столбец сгенерированных рифм, просмотр и выбор происходит на интуитивном уровне. Логика в этом случае скрыта где-то глубоко в подсознании. Но сегодня я, попытаюсь задним числом объяснить свой выбор. Пройдусь по всему списку. Итак:
   "гребя"
   Например - гребя против течения. Где течение, это символ рутины, замшелости и консерватизма.
   "губя"
   Например - губя свои годы, время, жизнь в конце концов.
   "корпя"
   Это очевидно – корпя над строками, вылизывая ритм, рифму и смысл.
   "рубя"
   Например – рубя правду-матку. Само напрашивается.
   "скорбя"
   Например – скорбя над неудачными строками. Или скорбно вставлять строки удачные, но режущие сердце.
   "скрипя"
   Например – скрипя пером по бумаге. Символичное обозначение графомана.
   "трубя"
   Например – трубя о несправедливости людей, власти, да и всего мира.
   "любя"
   Например – любя весь мир и каждого человека в нём.

   Такое слово как:
   "тебя"
   Мне не подходит. Банальная и избитая рифма. Её я точно не стану применять .

   Из трёхсложных слов, рифмующихся со словом "себя", есть только три:
   "теребя", "торопя" и "отступя".
   Единственное слово, которое я приёмлю, это:
   "торопя".
   Например - торопя события, и… И собственно и всё. Возможности этого выражения ограничены. И в данном контексте, и вообще.

   Рифмуя строки, не следует, сразу же, подобрав приглянувшуюся рифму, начинать выстраивать всю строку.
   Намного рациональней рассмотреть сочетание найденных рифм. Тогда возникнет много больше вариантов приемлемых фраз. То есть, увеличится возможность выбора. И повысится вероятность найти ту, одну-единственную фразу, которая (возможно) сделает текст поэтическим шедевром.

   Осмыслив ситуацию, и не забывая, что должен говорить о поэтических трудностях, я вынужден подобрать слова с некоторой негативной окраской.
   Например
   "славу" – "отраву", "расправу".
   И в петитной строке
   "себя" – "губя", "скорбя".
   Ну и возможно
   "трубя".
   Это те слова, которые я интуитивно воспринимаю, как подходящие.

   В первой строке обрабатываю слово "отраву". Какая может быть отрава?
   Отрава гонений, отрава критики, отрава клеветы и непризнания.
   Мне больше по душе понятие критика. Всё остальное… Гонения, клевета, непризнание… Всё это как-то слишком радикально и претенциозно.
   А вот злобная критика, это да. Это то, что мне ближе всего.
   "Злобной критики отраву".
   Каково?
   Для заполнения строки остаётся вставить в затакте односложное слово или предлог.
   Например.
   "Сквозь злобной критики отраву".
   Или:
   "И злобной критики отраву".
   На  мой взгляд - вполне подходит.

   Обрабатываю слово "расправу".
   Напрашивается фраза:
   "Покорно идти на расправу".
   Но поэт больше всего ассоциируется с непокорностью.
   Тогда:
   "Идущий смело на расправу".
   И снова возникает ощущение некой покорности судьбе.
   А знаете… Остановлюсь я пока на первом слове
   "Отраву". Да.
 
   Во второй строке мне больше всего нравится слово:
   "скорбя".
   Уже в расшифровке его применения есть некоторая поэтичность.   
   "Над строкой скорбя".
   Чувствуется и трепетное отношение к создаваемому, и некая обречённость. Некая карма. Некий поэтический крест.
   Над каждою строкой скорбя.
   Вот только слово – "каждою", несколько громоздко.
   Приемлемо было бы - "над каждой".
   Тогда так.
   "Над каждой строчкою скорбя".
   Так более разговорно звучит.
   А теперь посмотрю, что получилось:

   "Сквозь злобной критики отраву
   Над каждой строчкою скорбя
   Поэт не тот, кто ищет славу,
   А тот, кто ищет сам себя."

   Перейду в текстовой файл "готовые" и сброшу туда строфу-полуфабрикат.
   Вполне съедобный.

   Стих никогда не складывается гладко и последовательно.
   Чаще всего возникают отдельные мысли, фразы и строчки.
   А иногда, даже, непонятные движения подсознания, которые сами собой напрашиваются на осмысление и превращение в стихотворные строки.

   В сегодняшнем случае я иду от конечной ключевой фразы, к началу.
   В некоторых случаях появляются несколько опорных фраз, которые становятся стихотворными строками.
   Но эти, опорные, несущие основное смысловое значение строки, зачастую входят в разные строфы. По причине различной семантики.
   Возникает ситуация, когда есть строки опоры, и есть связующие строки – цемент, и всё это необходимо соединить в осмысленный текст. Желательно в терминах, близких к разговорным.
   Но иногда, композицию приходится создавать строго последовательно, от начала до конца. Например, при поэтических переводах.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Николаевич!
С интересом заглянул в Ваше эссе. Формализовать можно многие вещи, Вы правы, конечно. Пожалуй, стоит поставить вопрос кардинально: а что нельзя формализовать? Есть ли чудо в этом мире, т.е. то, что не может быть формализовано? Для меня Чудо есть суть жизни, это то, что стоит за всем. Но каждая конкретная вещь, хоть и является воплощением Чуда, имеет конкретные взаимосвязи, историю и формальные признаки. И поэтому, вполне допустимо разобраться в механизме её возникновения, с тем чтобы его отладить так, чтобы Чудо стало более явным. С моей точки зрения, здесь акцент, скорее, на том, что мешает подлинной реализации, чем на том, что помогает. Это, скорее, апофатический подход. Поэт должен исчезнуть, чтобы Поэзия появилась. Что не исключает мастерства, знания нюансов языка и т.д. Но всё это должно стать кровью поэта и исчезнуть вместе с ним. Скорее всего, довольно скоро программы смогут писать отличные стихи, и их восхищённая аудитория будет рукоплескать, но это лишь потому, что воспринимающая способность широких масс людей снижается год от года. Впрочем, у меня есть надежда на разворот тенденции, назовём это Золотым веком.

***

Поэт не тот, кто ищет славы,
Не тот, кто ищет сам себя,
Не тот, кто пишет для забавы,
А кто поэт? Не знаю я.

Зачем поют весной деревья,
В высоком небе — облака,
Зачем душа желает пенья,
Когда поёт у ног река.

Зачем великолепье это,
Любовь, и боль, и жизнь моя,
Зачем на свете есть поэты,
Коль жизнь — Поэзия сама.

Рь Голод   19.05.2018 13:39     Заявить о нарушении
Сама способность и возможность создания поэзии человеческим разумом, действительно - чудо.
Приводя вариативную методику стихосложения, я вовсе не предлагаю отказаться от творчества под наплывом вдохновения. И я несколько раз подчеркнул это в тексте.
Тут приведены примеры осмысленного поэтического труда, применимые в тех случаях, когда "навеянное музой" не соответствует требованиям ритма и рифмы. Которые в стихосложении всё же первичны по отношению к семантике.
А в основном я веду речь о качестве поэзии.
Весь вопрос об уровне поэзии сводится к вопросу об уровне претензий к себе и к результатам своего труда. Чем выше и строже требовательность человека к себе, тем прекрасней его творения.
Как и в любой другой сфере деятельности человека. Начиная мастерством сапожника и заканчивая мастерством дипломата.
Не следует выделять в этом плане поэтическое творчество в некий особый вид деятельности человека, который не подвластен аналитике, не пригоден для установки критериев и недоступен для выработки методик.
Уверяю вас он "подвластен", "пригоден" и "доступен".

Поскольку в рецензии вы привели эпиграмму, полагаю я должен её оценить.
Сразу скажу, что я прочёл значительное количество ваших произведений. Каюсь - я не всегда авторизировался при входе на сайт, поэтому некоторые мои прочтения отмечаются как "неизвестный читатель".
Но должен сказать, что ваше чувство ритма - безупречно.
А рифмы в подавляющем большинстве своём относятся к категории сильных. При этом я понимаю, что вы их не классифицируете по формальным признакам. Эта совершенство у вас результат вдохновенного труда.

Но обратите внимание:
Поэт не тот, кто ищет славы,
Не тот, кто ищет сам себя,
Не тот, кто пишет для забавы,
А кто поэт? Не знаю я.
"Себя" и "знаю я", это рифма на уровне слабой. Симула состоящая из одной гласной не любит добавления левой периферии. Особенно без поддержки консолью.
И далее:
Зачем великолепье это,
Любовь, и боль, и жизнь моя,
Зачем на свете есть поэты,
Коль жизнь — Поэзия сама.
Слова "моя" и "сама" не созвучны по фонетическому составу. Они не создают рифмента и явно царапают слух.
Учитывая уровень вашего творчества, я воспринимаю эти огрехи, как результат нетребовательности к результатам своего собственного труда. Полагаю здесь вы, по каким-то причинам, понизили планку требований к рифме. Эта эпиграмма вовсе не вашего ранга произведение, уж поверьте мне.
В результате отличная мысль вылилась в третьесортный стих.
Многие мои собеседники утверждают, что критериев для рифмы нет. Я надеюсь… Нет, я даже уверен, что вы не поддерживаете такого мнения.
Потому, что отношение к рифме, как к чему-то неподдающемуся оценке, и есть потакание низкопробным вкусам людей, "воспринимающая способность" которых "снижается год от года".

Успехов вам и новых стихов.

Волков Юрий Николаевич   19.05.2018 17:02   Заявить о нарушении
Я рад, Юрий Николаевич, что мои стихи вызвали интерес, это приятно. Мне кажется, вкус, чувство ритма и т.д. воспитываются самой жизнью, если уделять этому внимание. Но изначально всё происходит через людей, поэтому для поэта, скорее всего, наиболее эффективный путь -- посвятить время исследованию поэзии в кругу наставников (живых и нет) и товарищей. Поэтические школы, кружки и др. И, разумеется, понимание законов стихосложения, отработка музыкальной и семантической составляющей. Развитие мышления и общей культуры. Многие прошли через такие школы. Например, Арсений Тарковский. Да и сам Александр Сергеевич. Возможно и сейчас есть такие школы с очень талантливыми наставниками, но я не уверен. Вопрос всегда в людях. Разумеется, мастерство -- лишь первый шаг, и это так совсем не только в поэзии. Я убеждён, что практически в любой деятельности человек способен выйти за границы мастерства, став доступен для Единой творческой силы, как бы мы её не называли. В этом парадокс жизни: мы учимся чему-то, чтобы оставить это у ног Вдохновения. Эта сдача Целому совсем не является прерогативой только поэзии. Мне кажется, что это и есть единственный путь из детства человека к его зрелости.

А стишок я немного исправил, стало лучше, наверно. Хоть это всё-равно, как я вижу, технический стишок.

Поэт не тот, кто ищет славы,
Не тот, кто ищет сам себя,
Не тот, кто пишет для забавы,
А кто поэт? И кто судья?

Зачем поют весной деревья,
В высоком небе — облака,
Зачем душа желает пенья,
Когда поёт у ног река.

Зачем великолепье это,
Любовь, и боль, и цвет, и тьма,
Зачем на свете есть поэты,
Коль жизнь — Поэзия сама.

Я очень благодарен Вам за внимание, Ваш отклик живой, это чувствуется. Всех благ Вам и Вашей Музе! Хотя молчание Музы иногда драгоценнее любых гениальных творений, кто знает.

Рь Голод   19.05.2018 17:38   Заявить о нарушении
Отлично!
Но есть смешные моменты.
Я поначалу хотел вам предложить некоторые варианты. К примеру.
"Любовь, и боль, и свет, и тьма,"
Потом решил, что не мне вам указывать.
И вы прекрасно справились и сами!!! :D :D
И даже нашли великолепное отклонение от банальности.
"Любовь, и боль, и ЦВЕТ, и тьма,"
Представляете, как совпадают мысли!

Лично я считаю, что не следует относиться к своему творчеству снисходительно. Да, лучшее враг хорошего. Но если есть возможность создать лучшее, не следует ограничиваться хорошим.
В любой деятельности - как в навыках рукопашного боя. Жестокое отношение к себе - основа движения к совершенству. Которое, увы, недостижимо.

С уважением.

Волков Юрий Николаевич   19.05.2018 18:23   Заявить о нарушении
Доброго дня! Возможно, всё ещё смешнее, и синхронизация была не только в словах, но и во времени, поскольку эту строчку я изменил до вашего ответа. Кстати, более существенным фактором (кроме слабости рифмы) была не банальность свет-тьма, а общее ощущение от строки, как чего-то слишком контрастного (дуального), что выбивалось из общей тональности, и Цвет это исправил.

Рь Голод   20.05.2018 08:43   Заявить о нарушении
Полностью согласен с тезисом о требовательности к себе, о безжалостности: огонь сжигает всё лишнее, освещает углы, не оставляет места для неясности.
К сожалению, я никогда не учился в школах поэтического мастерства, поэтому процесс ученичества у жизни затянулся. Впрочем, так даже интересней.

С радостью и уважением

Рь Голод   20.05.2018 08:59   Заявить о нарушении
По образованию я экономист, по складу характера - математик.
И, к сожалению, я тоже никогда и нигде не учился стихосложению.
Скажу более. В своём родном миллионном городе я не смог найти какое-либо поэтическое общество, клуб, кружок или нечто подобное, где можно было бы пообщаться вживую с "товарищами по несчастью".
Поэтому приходится вариться в собственном соку. Читать и осмысливать.

Волков Юрий Николаевич   20.05.2018 11:20   Заявить о нарушении
Ох уж эта математика! Я по образованию физик, с детишками до сих пор математикой занимаюсь (школьная, занимательная, логика и т.д.), не так уж это от поэзии далеко, а иногда совсем даже близко :) http://www.stihi.ru/2016/03/03/2034

В Петербурге (и Ленинграде) были кружки, Соснора, кажется, вёл, ещё кто-то, да гордость туда не пустила, думал: свободу творчества потеряю. Глупо так было думать, как сейчас понимаю.

Рь Голод   20.05.2018 14:23   Заявить о нарушении