Сила слова во благо и на гибель - часть 35я Города

1я публикация части 35й ( «Города и веси»)
на Стихи ру 2018 03 24


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим -
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



                *******ВАЖНО

Говорила об этом,
но есть необходимость повторить:
не все авторы (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******





                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 35я
                («ГОРОДА И ВЕСИ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих 24х частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх предыдущих публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»
 
(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.
 

_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.


_____ Прошу прощения за возможные «ляпы».
Буду исправлять по мере обнаружения.


                ** NB ещё раз:
вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))




                Часть 35я_________«Города и веси»________№№ 421 – 435   


___________ Немного о немногих.
Из прошлого – далёкого и не очень.
Выбор не прицелен – что вспомнилось.
При этом о Петербурге – не единожды.
Так получилось. Люблю. Несмотря ни на что.
Кажется, Вознесенский сказал о нём «Питерпитерпитерпи…»
Хочу сделать «по нему» отдельную подборку. Тогда эту скорректирую.




___________________________________ № 421 Константин Симонов


«Первый снег в окно твоей квартиры
Заглянул несмело, как ребенок,
А у нас лимоны по две лиры,
Красный перец на стенах беленых.
Мы живем на вилле ди Веллина,
Трое русских, три недавних друга.
По ночам стучатся апельсины
В наши окна, если ветер с юга.
На березы вовсе не похожи - 
Кактусы под окнами маячат,
И, как всё кругом, чужая тоже,
Женщина по-итальянски плачет.
Пароходы грустно, по-собачьи
Лают, сидя на цепи у порта.
Продают на улицах рыбачки
Осьминога и морского черта.
Юбки матерей не отпуская,
Бродят черные, как галки, дети...
Никогда не думал, что такая
Может быть тоска на белом свете».
 
          1944, Бари





____________________________________ № 422 Агата Кристи «Автобиография»


«Спросите трех или четырех человек об их впечатлениях, скажем, о путешествии за границу, и вы удивитесь тому, насколько разными окажутся их ответы. Помню сына наших друзей, мальчика лет пятнадцати, которого во время весенних каникул взяли в Париж. Когда он вернулся, один из не слишком умных друзей дома, привыкший, как это бывает, говорить с молодежью снисходительно, немного свысока, спросил:
— Ну-с, молодой человек, что больше всего поразило вас в Париже?
Мальчик немедленно ответил:
— Трубы. У них на крышах трубы совершенно не такие, как в Англии.
С его точки зрения, это было весьма существенное наблюдение. Несколько лет спустя он стал учиться в художественной школе. Следовательно, этот образ, зрительная деталь, действительно произвели на него впечатление, сделали Париж отличным от Лондона.
А вот другое воспоминание. Оно относится к тому периоду, когда мой брат после ранения, полученного во время войны в Восточной Африке, выздоравливал дома. Он привез с собой слугу, африканца, по имени Шебани. Брат жаждал показать простому африканцу красоты Лондона; он нанял извозчика и, сидя в коляске рядом с Шебани, объехал весь Лондон. Он показал ему Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец, парламент, ратушу, Гайд-парк и т. д. Наконец, они возвратились домой, и брат спросил Шебани:
— Ну как тебе Лондон?
Шебани сделал большие глаза:
— Потрясающий, бвана. Потрясающий. Никогда не думал, что увижу такое.
Брат удовлетворенно кивнул.
— А что понравилось тебе больше всего?
Ответ последовал незамедлительно:
— О, бвана. В магазинах полно мяса. Такие удивительные магазины. Повсюду висят эти туши, разные части туш, никто не ворует их, никто не врывается туда, не толкается, не грабит магазины. Какой великой и богатой должна быть страна, где в магазинах открыто висит столько мяса. Да, действительно, Англия — великая страна! Лондон — потрясающий город»!



____________________________________ № 423 Николай Заболоцкий «Городок»


«Целый день стирает прачка,
Муж пошел  за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.

Целый день она таращит
Умные глазёнки,
Пели дома кто заплачет —
Заскулит в сторонке.

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать —
Девочке Марусе.

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!

«Вот бы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!

Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!»

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси.
Господи Исусе»!

1958



_________________________________ № 424 Тамара Габбе «Город мастеров, или сказка о двух горбунах»


КАРТИНА ПЕРВАЯ


     Занавес  опущен. На  нем изображен  герб сказочного  города.  Посредине
щита,  на золотом  поле, гривастый  лев сжимает когтями  извивающуюся  змею.
Из-за  занавеса  на  просцениум  выходит  бабушка  Тафаро.  Она  осматривает
зрительный  зал,  затем  герб  на занавесе,  потом  снова  поворачивается  к
зрителям.

БАБУШКА ТАФАРО.


     Когда это было?
     В какой стороне?
     Об этом сказать мудрено.
     И цифры и буквы
     У нас на стене
     От времени стерлись давно.
     Но если от времени
     Стерлась резьба, --
     Преданье старинное есть
     О том, как под сенью родного герба
     На площади этой кипела борьба
     За счастье, свободу и честь!

     Вот что мог бы  вам  рассказать этот серебряный лев с городского герба.
Но так как он говорить не умеет, за него расскажу я.

     Вы знаете; кто  я такая? Люди зовут  меня бабушкой  Тафаро. Вам это имя
незнакомо? Нет?  А вот  жители города Мастеров, который скрывается  за  этим
занавесом, часто  приходят ко мне за  добрым советом... Знаете ли вы, почему
этот старинный город называется городом Мастеров? Потому что люди, которые в
нем живут, умеют делать все на свете. Это настоящие мастера своего дела. Они
чеканят  серебряную,  бронзовую и  медную посуду, куют плуги,  мечи и копья,
ткут прекрасные ткани, режут по дереву и по камню. А какие у нас кружевницы!
Они  умеют  плести кружева тоньше паутины.  Какие у  нас пирожники Они умеют
печь  пироги,  начиненные  музыкой  и живыми голубями, которые  разлетаются,
когда пирог подают на стол...

     Все бы хорошо, - одно плохо...

     Не  знаю  даже,  как  рассказать вам  о том великом  несчастье, которое
обрушилось на наш город... Боюсь говорить... Как бы не  услышали  чужеземные
солдаты! Они  бродят  по  нашим улицам --  смотрят,  подслушивают,  н  стоит
кому-нибудь  сказать неугодное  им  словцо, его  хватают н запирают в  башню
Молчания.  Там стены без  окон, а кругом  глубокий ров, наполненный водой...
Попасть в эту башню легко,  а вот выйти из  нее  не легче, чем из могилы.  И
подумать только,  что  всего  год назад мы жили  вольно, весело,  никому  не
кланяясь!  Враги нагрянули  на  нас  нежданно-негаданно. Силой  и  хитростью
овладели  нашим городом, а тех, кто  мог  поднять против  них меч,  казнили,
изгнали или запрятали в башню  Молчания. С тех пор тихо и пустынно у  нас на
улицах. Люди перестали смеяться, плясать, петь веселые песни. Все со страхом
оглядываются на  замок, а там, как сыч  в дупле, живет сам наместник. Это он
издает все приказы о казнях и  штрафах. Он запрещает старикам собираться  по
вечерам  за стаканом  вина,  девушкам не велит петь за  работой, а  детям --
играть на  улицах. Но какой  он из  себя -- никто не знает. Ни  один  житель
города еще  не видел его в лицо... Вот, друзья мои, какая беда стряслась над
нашим городом. Ну, кажется, я заболталась с вами. Солнце уже взошло. Уйду-ка
я отсюда, пока не попалась на глаза солдатам наместника».





_____________ № 425 Самуил Маршак «Мистер Твистер»






                Приехав в страну, старайтесь
                соблюдать ее законы и обычаи во избежание
                недоразумений ..
                Из старого путеводителя


                - 1 -

                Есть
                За границей
                Контора
                Кука.
                Если
                Вас
                Одолеет
                Скука
                И вы захотите
                Увидеть мир -
                Остров Таити,
                Париж и Памир, -

                Кук
                Для вас
                В одну минуту
                На корабле
                Приготовит каюту,
                Или прикажет
                Подать самолет,
                Или верблюда
                За вами
                Пришлет,

                Даст вам
                Комнату
                В лучшем отеле,
                Теплую ванну
                И завтрак в постели.

                Горы и недра,
                Север и юг,
                Пальмы и кедры
                Покажет вам Кук.

                - 2 -

                Мистер
                Твистер,
                Бывший министр,
                Мистер
                Твистер,
                Делец и банкир,
                Владелец заводов,
                Газет, пароходов,
                Решил на досуге
                Объехать мир.

                - Отлично! -
                Воскликнула
                Дочь его Сюзи. -
                Давай побываем
                В Советском Союзе!

                Я буду питаться
                Зернистой икрой,
                Живую ловить осетрину,
                Кататься на тройке
                Над Волгой-рекой
                И бегать в колхоз
                По малину!

                - Мой друг, у тебя удивительный вкус!
                Сказал ей отец за обедом. -
                Зачем тебе ехать в Советский Союз?
                Поедем к датчанам и шведам.

                Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! -
                Но дочка сказала: - Хочу в Ленинград! -
                А то, чего требует дочка,
                Должно быть исполнено. Точка».



____________ Следующий отрывок в нынешних реалиях особенно впечатляет: хоть плачь, хоть смейся.


                «Только они
                Позвонили
                У двери, -
                Вмиг осветился
                Подъезд в "Англетере".
                Пробило
                Сверху
                Двенадцать
                Часов.
                Строгий швейцар
                Отодвинул засов.

                - Поздно! -
                Сказал им
                Привратник
                Усатый. -
                Занят
                Девятый,
                И занят
                Десятый.
                Международный
                Готовится
                Съезд.
                Нету свободных
                В гостинице
                Мест!

                - Что же мне делать?
                Я очень устала! -
                Мистеру
                Твистеру
                Дочь прошептала. -
                Если ночлега
                Нигде
                Не найдем,
                Может быть,
                Купишь
                Какой-нибудь
                Дом?

                - Купишь! -
                Отец
                Отвечает,
                Вздыхая. -
                Ты не в Чикаго,
                Моя дорогая.
                Дом над Невою
                Купить бы я рад...
                Да не захочет
                Продать Ленинград»!





_______________________________ № 426 Джеймс Джойс «Улисс»


_____________ Роман уникальный.

И объём написанного о нём, наверное, превышает его собственный.
Среди прочего - называют «памятником одному дню», а именно 16 июня 1904 года – четверг (день первого свидания с женой).
Джойс говаривал: если Дублин будет когда-нибудь разрушен, по "Улиссу" можно будет восстановить его до последнего кирпичика.
Роман создавался в период 14-21годов. Тогда писатель жил уже на континенте.
Пользовался справочником "Весь Дублин за 1904 год" и дублинской газетой "Ивнинг телеграф".

_____________Вспомнилось: «газеты – секундные стрелки истории» (Марк Твен, кажется).


___________ Чуть__ из «Эпизод 7»


«ДОБРЫЙ ДРЯХЛЫЙ ДУБЛИН

Дублинцы.
- Две дублинские весталки[555], — начал Стивен, — престарелые и набожные, прожили пятьдесят и пятьдесят три года на Фамболли-лейн.
- Это где такое? — спросил профессор.
- Неподалеку от Блэкпиттса.
Сырая ночь с голодными запахами пекарни. У стены. Пухлое лицо поблескивает под дешевою шалью. Неистовые сердца. Акаша-хроника. Поживей, милок!
Вперед. Попробуй, рискни. Да будет жизнь.
- Они желают посмотреть панораму Дублина с вершины колонны Нельсона. У них накоплено три шиллинга десять пенсов в красной жестяной копилке в виде почтового ящика. Они вытряхивают оттуда трехпенсовые монетки и шестипенсовики, а пенсы выуживают, помогая себе лезвием ножа. Два шиллинга три пенса серебром, один шиллинг семь пенсов медью. Они надевают шляпки и воскресные платья, берут с собой зонтики на случай дождя.
- Мудрые девы, — сказал профессор Макхью».




_______________________________________№ 427 Максимилиан Волошин «Китеж»


«Вся Русь — костер. Неугасимый пламень
         Из края в край, из века в век
Гудит, ревет... И трескается камень.
         И каждый факел — человек.
Не сами ль мы, подобно нашим предкам,
         Пустили пал? А ураган
Раздул его и тонут в дыме едком
         Леса и села огнищан.
Ни Сергиев, ни Оптина, ни Саров
         Народный не уймут костер:
Они уйдут, спасаясь от пожаров,
         На дно серебряных озер.
Так отданная на поток татарам
         Святая Киевская Русь
Ушла с земли, прикрывшись Светлояром...
         Но от огня не отрекусь!
Я сам — огонь. Мятеж в моей природе,
         Но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
         Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы — вне нашей душной плоти,
         Вне воли медного Петра —
Нам нет дорог.- нас водит на болоте
         Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
         И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешний
         Подводный благовест церквей.

        2

Усобицы кромсали Русь ножами.
         Скупые дети Калиты
Неправдами, насильем, грабежами
         Ее сбирали лоскуты.
В тиши ночей звездяных и морозных,
         Как лютый крестовик-паук,
Москва пряла при Темных и при Грозных
         Свой тесный, безысходный круг.
Здесь правил всем изветчик и наушник,
         И был свиреп и строг
Московский Князь — «постельничий и клюшник
         У Господа», — помилуй Бог!
Гнездо бояр, юродивых, смиренниц —
         Дворец, тюрьма и монастырь,
Где двадцать лет зарезанный младенец
         Чертил круги, как нетопырь.
Ломая кость, вытягивая жилы,
         Московский строился престол,
Когда отродье Кошки и Кобылы
         Пожарский царствовать привел.
Антихрист — Петр распаренную глыбу
         Собрал, стянул и раскачал,
Остриг, обрил и, вздернувши на дыбу,
         Наукам книжным обучал,
Империя, оставив нору кротью,
         Высиживалась из яиц
Под жаркой коронованною плотью
         Своих пяти императриц.
И стала Русь немецкой, чинной, мерзкой.
         Штыков сияньем озарен,
В смеси кровей Голштинской с Вюртембергской
         Отстаивался русский трон.
И вырвались со свитой из-под трона
         Клубящиеся пламена —
На свет из тьмы, на волю из полона —
         Стихии, страсти, племена.
Анафем церкви одолев оковы,
         Повоскресали из гробов
Мазепы, Разины и Пугачевы —
         Страшилища иных веков.
Но и теперь, как в дни былых падений,
         Вся омраченная, в крови,
Осталась ты землею исступлений —
         Землей взыскующей любви.

        3

Они пройдут — расплавленные годы
         Народных бурь и мятежей:
Вчерашний раб, усталый от свободы,
         Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
         Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдет молчать в свои берлоги,
         Работать на полях, как вол.
И отрезвясь от крови и угара,
         Цареву радуясь бичу,
От угольев погасшего пожара
         Затеплит яркую свечу.
Молитесь же, терпите же, примите ж
         На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж —
         Наш неосуществимый сон».

18 августа 1919
Коктебель. Во время наступления Деникина на Москву





_____________________ № 428 Анна Ахматова «Ленинград в марте 1941»


«Cardan solaire1 на Меньшиковом доме.
Подняв волну, проходит пароход.
О, есть ли что на свете мне знакомей,
Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!
Как щелочка, чернеет переулок.
Садятся воробьи на провода.
У наизусть затверженных прогулок
Соленый привкус — тоже не беда».





_________________________________ № 429 Иван Гончаров «Фрегат "Паллада»


«Но что ж такое Сингапур? Я еще не сказал ничего об этом. Это островок, в несколько миль величиной, лежащий у оконечности Малаккского полуострова, под 1°30' сев. шир., следовательно, у самого экватора. Он уступлен англичанам, в 1819 году, одним из малаккских султанов, которому они помогли утвердиться в его владениях. Надо знать, что незадолго пред тем голландцы выхлопотали себе у другого султана, соперника первого, торговое поселение в тех же местах, именно в проливе Рио. Англичане имеют такой обычай, что лишь зачуют где торговлю, то и явятся с своими товарами: так они сделали и там. А у голландцев есть обычай не пускать других туда, где торгуют они сами. Все это было причиною того, что Сингапур возник и процвел, а голландское поселение пало.
   Стен Биль, командир датского корвета "Галатея" и автор путешествия, сравнивает нынешний Сингапур, в торговом отношении, с древней Венецией. Сравнение слабое, не совсем лестное для Сингапура. Что такое капиталы времен Венецианской республики пред британскими? Что такое положение Венеции между тогдашним Востоком и тогдашним Западом, перед положением Сингапура между Индиею, Китаем, Малаккским полуостровом, Австралиею, Сиамом, Кохинхиной и Бирманской империей, которые все шлют продукты свои в Сингапур и оттуда в Европу? А чего не везут теперь из Европы сюда? Что такое, наконец, так называемая тогдашняя роскошь перед нынешним комфортом? Роскошь -- порок, уродливость, неестественное уклонение человека за пределы естественных потребностей, разврат. Разве не разврат и не уродливость платить тысячу золотых монет за блюдо из птичьих мозгов или языков или за филе из рыбы, не потому, чтоб эти блюда были тоньше вкусом прочих, недорогих, а потому, что этих мозгов и рыб не напасешься? Или не безумие ли обедать на таком сервизе, какого нет ни у кого, хоть бы пришлось отдать за него половину имения? Не глупость ли заковывать себя в золото и каменья, в которых поворотиться трудно, или надевать кружева, чуть не из паутины, и бояться сесть, облокотиться?
   Венецианские граждане (если только слово "граждане" не насмешка здесь) делали все это; они сидели на бархатных, но жестких скамьях, спали на своих колючих глазетовых постелях, ходили по своим великолепным площадям ощупью, в темноте и едва ли имели хоть немного приблизительное к нынешнему, верное понятие об искусстве жить, то есть извлекать из жизни весь смысл, весь здоровый и свежий сок.
   Тщеславие и грубое излишество в наслаждениях -- вот отличительные черты роскоши. Оттого роскошь недолговечна: она живет лихорадочною и эфемерною жизнью; никакие Крезы не достигают до геркулесовых столпов в ней; она падает, истощившись в насыщении, увлекая падением и торговлю. Рядом с роскошью всегда таится невидимый ее враг -- нищета, которая сторожит минуту, когда мишурная богиня зашатается на пьедестале: она быстро, в цинических лохмотьях своих, сталкивает царицу, садится на ее престол и гложет великолепные остатки.
   Вспомните не одну Венецию, а хоть Испанию например: уж, кажется, трудно выдумать наряднее епанчу, а в какую дырявую мантию нарядилась она после! Да одни ли Испания и Венеция?..
   Где роскошь, там нет торговли; это конвульсивные, отчаянные скачки через препятствия, courses aux clochers: перескачет, схватит приз и сломает ноги.
   Не таков комфорт: как роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей, так комфорт есть разумное, выработанное до строгости и тонкости удовлетворение этим потребностям. Для роскоши нужны богатства; комфорт доступен при обыкновенных средствах. Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна. Роскошь садится на инкрюстированном, золоченом кресле, ест на золоте и на серебре; комфорт требует не золоченого, но мягкого, покойного кресла, хотя и не из редкого дерева; для стола он довольствуется фаянсом или, много, фарфором. Роскошь потребует редкой дичи, фруктов не по сезону; комфорт будет придерживаться своего обыкновенного стола, но зато он потребует его везде, куда ни забросит судьба человека; и в Африке, и на Сандвичевых островах, и на Норд-Капе -- везде нужны ему свежие припасы, мягкая говядина, молодая курица, старое вино. Везде он хочет находить то сукно и шелк, в которое одевается в Париже, в Лондоне, в Петербурге; везде к его услугам должен быть готов сапожник, портной, прачка. Роскошь старается, чтоб у меня было то, чего не можете иметь вы; комфорт, напротив, требует, чтоб я у вас нашел то, что привык видеть у себя.
   Задача всемирной торговли и состоит в том, чтоб удешевить эти предметы, сделать доступными везде и всюду те средства и удобства, к которым человек привык у себя дома. Это разумно и справедливо; смешно сомневаться в будущем успехе. Торговля распространилась всюду и продолжает распространяться, разнося по всем углам мира плоды цивилизации. Вопрос этот важнее, нежели как кажется с первого раза. Комфорт и цивилизация почти синонимы, или, точнее, первое есть неизбежное, разумное последствие второго. И торговля не падет никогда, удовлетворяя хотя тонким, но разумным потребностям большинства, а не безумным прихотям немногих. Дело вполовину уже и сделано. Куда европеец только занесет ногу, везде вы там под знаменем безопасности, обилия, спокойствия и того благосостояния, которым наслаждаетесь дома, протягивая, конечно, ножки по одежке.
   Сингапур -- один из всемирных рынков, куда пока еще стекается все, что нужно и не нужно, что полезно и вредно человеку. Здесь необходимые ткани и хлеб, отрава и целебные травы. Немцы, французы, англичане, американцы, армяне, персияне, индусы, китайцы -- все приехало продать и купить: других потребностей и целей здесь нет. Роскошь посылает сюда за тонкими ядами и пряностями, а комфорт шлет платье, белье, кожи, вино, заводит дороги, домы, прорубается в глушь...
   Что ж значит старая Венеция, с своими золочеными галерами, перед этими уродливыми джонками или ост-индскими судами, полными огромных сырых и возделанных богатств?
   Еще слово: что было недоступною роскошью для немногих, то благодаря цивилизации делается доступным для всех: на севере ананас стоит пять, десять рублей, здесь -- грош: задача цивилизации -- быстро переносить его на север и вогнать в пятак, чтоб вы и я лакомились им.
   Прогресс сделал уже много побед. Прочтите описание кругосветного путешествия, совершенного пятьдесят лет назад. Что это было? -- пытка! Путешественник проходил сквозь строй лишений, нужд, питался соленым мясом, пил воду, зажав нос; дрался с дикими. А теперь? Вы едва являетесь в порт к индийцам, к китайцам, к диким -- вас окружают лодки, как окружили они здесь нас: прачка -- китаец или индиец, берет ваше тонкое белье, крахмалит, моет, как в Петербурге; является портной, с длинной косой, в кофте и шароварах, показывает образчики сукон, материй, снимает мерку и шьет европейский костюм; съедете на берег -- жители не разбегаются в стороны, а встречают толпой, не затем, чтоб драться, а чтоб предложить карету, носилки, проводить в гостиницу. Там тот же мягкий бифштекс, тот же лафит, херес и чистая постель, как в Европе.
   Я дня два не съезжал на берег. Больной, стоял я, облокотясь на сетки, и любовался на небо, на окрестные острова, на леса, на разбросанные по берегам хижины, на рейд, с движущеюся картиной джонок, лодок, вглядывался в индийские, китайские физиономии, прислушивался к говору.
   Особенно любопытно было видеть, как наши матросы покупали у туземцев фрукты, потом разные вещи, ящички, вееры, простые материи и т.п. Что за язык придумали они -- и понимали друг друга! Фаддеев, по моему поручению, возьмет деньги, спустится на лодки купить ананасов или что-нибудь другое: вижу, он спорит там, сердится; наконец торг заключается и он приносит, что нужно. "Черти этакие: с ними не сообразишь! -- говорил он, воротясь, -- вчера полшильника просил, а теперь хочет шильник" (шиллинг). -- "Да как ты там говоришь с ними?" -- "По-англичански". -- "Как ты спросишь?" -- "А вот возьму в руку вещь, да и спрошу омач?" (How much? -- что стоит?)
   Наконец мне стало легче, и я поехал в Сингапур с несколькими спутниками. Здесь есть громкое коммерческое имя Вампоа. В Кантоне так называется бухта или верфь; оттуда ли родом сингапурский купец -- не знаю, только и его зовут Вампоа. Он уж лет двадцать как выехал из Китая и поселился здесь. Он не может воротиться домой, не заплатив... взятки. Да едва ли теперь есть у него и охота к тому. У него богатые магазины, домы и великолепная вилла; у него наши запасались всем; к нему же в лавку отправились и мы.
   При входе сидел претолстый китаец, одетый, как все они, в коленкоровую кофту, в синие шаровары, в туфлях, с чрезвычайно высокой замшевой подошвой, так что на ней едва можно ходить, а побежать нет возможности. Голова, разумеется, полуобрита спереди, а сзади коса. Тут был приказчик англичанин и несколько китайцев. Толстяк и был хозяин. Лавка похожа на магазины целого мира, с прибавлением китайских изделий, лакированных ларчиков, вееров, разных мелочей из слоновой кости, из пальмового дерева, с резьбой и т.п.
   Взглянув на этот базар, мы поехали опять по городу, по всем кварталам -- по малайскому, индийскому и китайскому, зажимая частенько нос, и велели остановиться перед буддийской кумирней. На улицу выходят наглухо запертые ворота с решетчатым забором, из-за которого видна крыша с загнутыми углами. Все это ярко, пестро разрисовано красной, зеленой и желтой красками. Прислужник индиец отпер нам калитку, и мы вошли на чистый, вымощенный каменными плитами, большой двор. Направо колодезь, потом пустая стена, и в углу открытая со всех сторон кухня. Тут на плитах и на жаровнях жарились и варились, шипя, разные яства. Около суетилось несколько китайцев; налево, посредине стены, была маленькая кумирня с жертвенником, идолами, курящимися благовонными и восковыми свечами. На коленях перед жертвенником стоял бонз: ударяя палочкой в маленький, круглый барабан, он читал нараспев по книге, немного в нос. Тут же, в часовне, сидело около стола несколько китайцев и шили что-то, не обращая ни малейшего внимания на монаха. Я заглянул ему в лицо: бледен, худ, глаза закрыты.
   Весь двор усажен по стенам банановыми, пальмовыми и мускатными деревьями. Посреди двора стояла главная кумирня -- довольно обширное, открытое со всех сторон здание, под тремя или четырьмя кровлями, все с загнутыми углами. Сколько позолоты, резьбы, мишурных украшений, поддельных камней и какое безвкусие в этой восточной пестроте! Китайцы и индийцы, кажется, сообща приложили каждый свой вкус к постройке и украшениям здания: оттого никак нельзя, глядя на эту груду камней, мишурного золота, полинялых тканей, с примесью живых цветов, составить себе идею о стиле здания и украшений. Внутри кумирни помещались три ниши с идолами; кругом крытая галерея. Резная работа всюду: на перилах, на стенах; даже гранитные, поддерживающие крышу столбы тоже изваяны грубо и представляют животных. Между идолами стоит Будда, с своими двумя прислужниками, и какая-то богиня, еще два другие идола -- все с чудовищно-безобразными лицами. Тут, между прочим, есть фигура -- эмблема настоящего, прошедшего и будущего. Перед идолами горели тоненькие, длинные свечи. Я хотел посмотреть, из какого дерева, и спросил одну. Индиец тотчас взял, зажег и подал мне, но отец Аввакум проворно сказал: "Плюньте, бросьте: это он хочет, чтоб вы идолу свечку поставили!"
   Из буддийской кумирни мы поехали в индийское капище, к поклонникам Брамы. Через довольно высокую башню из диких, грубо отесанных камней, входишь на просторный, обсаженный деревьями двор. Прямо крытая галерея, на столбах, ведет в капище. Но едва мы сделали несколько шагов, нас остановил индиец, читавший нараспев книгу, и молча указал нам на сапоги, предлагая или снять их, или не ходить дальше. Мы остановились и издали смотрели в кумирню, но там нечего было смотреть: те же три ниши, что у буддистов, с позолоченными идолами, но без пестроты, украшенными только живыми цветами. В галерее, вне часовни, стоял деревянный конь, похожий на наших балаганных коньков, но в натуральную величину, весь расписанный, с разными привесками и украшениями, назначенный для торжественных процессий, как объяснил нам кое-как индиец.
   Мы пошли назад; индиец принялся опять вопить по книге, а другие два уселись на пятки слушать; четвертый вынес нам из ниши роз на блюде. Мы заглянули по соседству и в малайскую мечеть. "Это я и в Казани видел" , -- сказал один из моих товарищей, посмотрев на голые стены.
   Мы вышли и поехали по улицам, по речке... Вдруг нас поразили звуки какой-то странной музыки.
   По улице тянулась процессия, но благодаря лепетанью китайцев мы не могли узнать, какая, только печальная. Один твердил на наши вопросы "sick" (больной), но спутник наш, бывший в Китае, объяснил, что это поминки по умершем. Двух женщин, закрытых с головы до ног кисейным покрывалом, вели под руки. Впереди шли жрецы, потом какие-то оборванцы в рубищах, которые кричали, музыканты с гонгами шли вперед. Мы вышли из карет и вмешались в процессию. Я не скажу, чтоб музыка была совсем нескладна -- нет, в ней есть мелодия, но скудная и странная. Процессия повернула в узкий переулок, а мы отправились в отель, на балкон, сидеть и лениться.
   На следующий день мы собрались осмотреть новую гавань и пришедший из Австралии пароход. Мы поехали в гичке. Погода была -- превосходная, сказал бы я, если б здесь была когда-нибудь другая. Мы въехали в узенький пролив между Сингапуром и другими маленькими островами, покрытыми ярко-изумрудного цвета зеленью. Солнце так и лило потоки язвительных лучей на скалы. Страшно подумать взойти туда, под эти стрелы, а китайцы и малайцы ползали там голые, некоторые без шляп. От здешних лучей, если они застанут европейца с обнаженной головой, надо бежать прятаться под кров попроворнее, нежели иногда бежишь под крышу от ливня.
   Европейские дачи, деревеньки, берега -- все тонет в зелени; везде густая трава и пальмы. Наконец пристали к пристани и пошли на пароход. Но что мне пароход? Я вошел на минуту, да и долой, а товарищи мои, моряки, начали вглядываться во всякую гайку, винт. Я пошел по пристани. Запасные пакгаузы заперты тяжелыми дверьми, за которыми хранятся грузы, ожидающие кораблей, для развоза в Европу, в Китай или Австралию. Они стоят безмолвные теперь; но чуть завеет ожидаемый флаг, эти двери изрыгнут миллионы или поглотят их. Тут же выстроены обширные угольные сараи. Более сотни китайцев брали кули, пуда в три-четыре, легко и ловко взбрасывали их себе на шею и мчались во всю мочь на пароход, под этим солнцем, когда дышишь будто огнем. А они ничего: тело обнажено, голова открыта, потому что в тростниковой широкой шляпе неловко было бы носить на шее кули; только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке, как у женщин. У многих совершенно женские лица, гладкие; борода и усы почти не растут, а они еще их бреют донельзя. Много видно умных, или, лучше сказать, смышленых, а более лукавых лиц.
   Мы прошли около всех этих торговых зданий, пакгаузов, вошли немного на холм, к кустам, под тень пальм.
   "Ах, если б напиться!" -- говорили мы -- но чего? Тут берег пустой и только что разработывается. К счастью, наши матросы накупили себе ананасов и поделились с нами, вырезывая так искусно средину спиралью, что любому китайцу впору».



_______________________________________ № 430 Уильям Блейк «Лондон»


«Но вольным улицам брожу,
У вольной издавна реки.
На всех я лицах нахожу
Печать бессилья и тоски.

Мужская брань и женский стон
И плач испуганных детей
В моих ушах звучат, как звон
Законом созданных цепей.

Здесь трубочистов юных крики
Пугают сумрачный собор,
И кровь солдата-горемыки
Течет на королевский двор.

А от проклятий и угроз
Девчонки в закоулках мрачных
Чернеют капли детских слез
И катафалки новобрачных».


Перевод С.Маршака




______________________________ № 431  Наум Коржавин «Ленинград» 



«Он был рожден имперской стать столицей.
В нём этим смыслом всё озарено.
И он с иною ролью примириться
Не может.
И не сможет всё равно.
Он отдал дань надеждам и страданьям.
Но прежний смысл в нём всё же не ослаб.
Имперской власти не хватает зданьям,
Имперской властью грезит Главный Штаб.
Им целый век в иной эпохе прожит.
А он грустит, хоть эта грусть – смешна.
Но камень изменить лица не может, –
Какие б ни настали времена.
В нём смысл один, – неистребимый, главный,
Как в нас всегда одна и та же кровь.
И Ленинграду снится скиптр державный, –
Как женщине покинутой –
любовь».




__________________________________ № 432 Даррелл Лоренс «Жюстин»(Александрийский квартет-1)


________ Старший брат несравненного Джеральда Даррелла.
К его творчеству отношусь очень неоднозначно (не говоря уж о личности). .
Талант, конечно, не отрицаю…



«Как рассказать о нем - о нашем городе? Что скрыто в слове "Александрия"? Вспышка - и крохотный киноглаз там, внутри, высвечивает тысячу мучимых пылью улиц. Мухи и нищие царствуют там сегодня - и те, кто в состоянии с ними ужиться.
Пять рас, пять языков, дюжина помесей, военные корабли под пятью разноцветными флагами рассекают свои маслянистые отражения у входа в гавань. Но здесь более пяти полов, и, кажется, только греки-демоты умеют их различать. Обилие и разнообразие питательных соков для секса, возможностей, которые всегда под рукой, ошеломляет. Никогда вам не ошибиться, приняв эти места за счастливые. Символические любовники свободного эллинского мира канули в Лету, теперь здесь цветут иные травы, эфирные фигуры, тонко скроенные на манер андрогинов, обращенные на самих себя, на самих себя обреченные. Восток не способен радоваться сладостной анархии тела - ибо он обнажил тело. Я помню, Нессим однажды сказал (мне кажется, он цитировал), что Александрия - это гигантский винный пресс человеческой плоти; те, кто прошел через него, - больные люди, одиночки, пророки, я говорю об искалеченных здесь душах, мужских и женских.





___________________ № 433 Марина Цветаева «Крысолов»


Лирическая сатира

ГОРОД ГАММЕЛЬН


                (Глава первая)

                Стар и давен город Гаммельн,
                Словом скромен, делом строг,
                Верен в малом, верен в главном:
                Гаммельн - славный городок!

                В ночь, как быть должно комете,
                Спал без про'сыпу и сплошь.
                Прочно строен, чисто ме'тен,
                До умильности похож

                - Не подойду и на выстрел! -
                На своего бургомистра.

                В городе Гаммельне дешево шить:
                Только один покрой в нем.
                В городе Гаммельне дешево жить
                И помирать спокойно.

                Гривенник - туша, пятак - кувшин
                Сливок, полушка - тво'рог.
                В городе Гаммельне, знай, один
                Только товар и дорог:

                Грех.

                (Спросим дедов:
                Дорог: редок.)

                Ни распоясавшихся невест,
                Ни должников, - и кроме
                Пива - ни жажды в сердцах. На вес
                Золота или крови -

                Грех. Полстолетия (пятьдесят
                Лет) на одной постели
                Благополучно проспавши, спят
                Дальше. ?Вдвоем потели,

                Вместе истлели?. Тюфяк, трава, -
                Разница какова?

                (Бог упаси меня даже пять
                Лет на одной перине
                Спать! Лучше моську наймусь купать!)
                Души Господь их принял.

                И озаренье: А вдруг у них
                Не было таковых?

                Руки - чтоб гривну взымать с гроша,
                Ноги - должок не додан.
                Но, вразумите, к чему - душа?
                Не глубоко ль негодный

                - Как жардиньерка - гамак - кларнет -
                В нашем быту - предмет?

                В городе Гаммельне - отпиши -
                Ни одного кларнета.
                В городе Гаммельне - ни души.
                Но уж тела' за это!

                Плотные, прочные. Бык, коль дюж,
                Дюжины стоит душ.

                А приосанятся - георгин,
                Ниц! преклонись, Георгий!
                Города Гаммельна гражданин, -
                Это выходит гордо.

                Не забывай, школяры: ?Узреть
                Гаммельн - и умереть!"

                Juri, и R?hrei, и R?hr uns nicht
                an 1 (в словаре: не тронь нас!) -
                Смесь. А глаза почему у них
                В землю? Во-первых - скромность,

                И... бережливость: воззрился - ан
                Пуговица к штанам!

                Здесь остановка, читатель. - Лжешь,
                Автор! Очки втираешь!
                В сем Эльдорадо когда ж и кто ж
                Пуговицы теряет?

                - Нищие. Те, что от грязи сгнив,
                В спальни заносят тиф, -

                Пришлые. Скоропечатня бед,
                Счастья бесплатный номер.
                В Гаммельне собственных нищих нет.
                Был, было, раз - да помер.

                Тощее ж тело вдали от тел
                Сытых зарыть велел

                Пастор, - и правильно: не простак
                Пастор, - не всем ?осанна!"
                Сытые тощему не простят
                Ни лоскута, ни штанной

                Пуговицы, чтобы знал-де всяк:
                Пуговка - не пустяк!

                (Маленькая диверсия в сторону пуговицы:)

                Пуговицею весь склад и быт
                Держатся. Трезв - застегнут.
                Пуговица! Праадамов стыд!
                Мод и свобод исподних -

                Смерть. Обывателю ты - что чуб
                Бульбе, и Будде - пуп.

                С пуговицею - все право в прах,
                В грязь. Не теряй, беспутный,
                Пуговицы! Праадамов крах
                Только тобой искуплен,

                Фиговая! Ибо что же лист
                Фиговый (?Mensch wo bist?? 2) -

                Как не прообраз ее? (?Bin nackt 3,
                Наг, - потому робею?) -
                Как не зачаток, не первый шаг...
                Пуговица - в идее!

                Пуговицы же (внемли, живот
                Голый!) - идея - вот:

                Для отличения Шатуна-
                Чад - от овец Господних:
                Божье застегнуто чадо на'
                Все', - а козел расстегнут -

                Весь! Коли с ангелами в родстве,
                Муж, - застегнись на все'!

                Не привиденьями ли в ночи
                - Целый Бедлам вакантный! -
                Нищие, гении, рифмачи,
                Шуманы, музыканты,

                Каторжники...
                Коли взять
                на вес:
                Без головы, чем без 4

                Пуговицы! - Санкюлот! Босяк!
                От Пугача - к Сэн-Жюсту?!
                Если уж пуговица - пустяк,
                Что ж, господа, не пусто?

                Для государства она - что грунт
                Древу и чреву - фунт

                Стерлингов. А оборвется - голь!
                Бунт! Погреба разносят!
                Возвеселися же, матерь, коль
                Пуговицею - носик:

                Знак добронравия. (Мой же росс
                Явственно горбонос -

                В нас 5).


                ==========


                Дальше от пуговичных пустот,
                Муза! От истин куцых!
                От революции не спасет -
                Пуговица. Да рвутся ж -

                Все'! Коли с демонами в родстве -
                Бард, - расстегнись на все'!


          (Здесь кончается ода пуговице и возобновляется повествование.)



                Город грядок -
                Гаммельн, нравов
                добрых, складов
                полных, - Рай -
                город...

                Божья радость -
                Гаммельн, здравых -
                город, правых -
                город...

                Рай-город, пай-город, всяк-свой-пай-берет, -
                Зай-город, за'годя-закупай-город.

                Без загадок -
                город, - гладок:
                Благость. Навык -
                город. - Рай -
                город...

                Божья заводь -
                Гаммельн, гадок -
                Бесу, сладок -
                Богу...

                Рай-город 6, пай-город, Шмидтов-Майеров
                Царь-город, старшему-уступай-город.

                Без пожаров -
                город, благость-
                город, Авель-
                город. - Рай-
                город...

                Кто не хладен
                и не жарок,
                прямо в Гаммельн
                поез -

                жа'й-город, рай-город, горностай-город.
                Бай-город, во'время-засыпай-город.

                Первый обход!
                Первый обход!
                С миром сношенья прерваны!
                Спущен ли пес? Впущен ли кот?
                Предупрежденье первое.

                Су - дари, выпрягайте слуг!
                Тру - бочку вытрясай, досуг!
                Труд, покидай верстак:
                ?Morgen ist auch ein Tag 7 ?.

                Без десяти!
                Без десяти!
                Уши законопатить
                Ватой! Учебники отнести
                В парту! Будильник - на' пять.

                Ла - вочник, оставляй мело'к,
                Бюр - герша, оставляй чулок
                И оправляй тюфяк:
                ?Morgen ist auch ein Tag?.

                Десять часов!
                Десять часов!

                Больше ни междометья!
                Вложен ли ключ? Вде'т ли засов?
                Предупрежденье третье.

                Би - блию закрывай, отец!
                Бюр - герша, надевай чепец,
                Муж, надевай колпак, -
                ?Morgen ist auch ein...?

                - Спят
                Гаммельнцы...»






_____________________________________________________ №434 Саша Чёрный


Это не было сходство, допустимое даже в лесу, - это было тождество, это было безумное превращение одного в двоих.
(Л.Андреев. "Проклятие зверя")


«Все в штанах, скроённых одинаково,
При усах, в пальто и в котелках.
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах...
Как бы мне не обменяться личностью:
Он войдёт в меня, а я в него, -
Я охвачен полной безразличностью
И боюсь решительно всего...
Проклинаю культуру! Срываю подтяжки!
Растопчу котелок! Растерзаю пиджак!!
Я завидую каждой отдельной букашке,
Я живу, как последний дурак...
В лес! К озёрам и девственным елям!
Буду лазить, как рысь, по шершавым стволам.
Надоело ходить по шаблонным панелям
И смотреть на подкрашенных дам!
Принесёт мне ворона швейцарского сыра,
У заблудшей козы надою молока.
Если к вечеру станет прохладно и сыро,
Обложу себе мохом бока.
Там не будет газетных статей и отчётов.
Можно лечь под сосной и немножко повыть.
Иль украсть из дупла вкусно пахнущих сотов,
Или землю от скуки порыть...
А настанет зима - упираться не стану:
Буду голоден, сир, малокровен и гол -
И пойду к лейтенанту, к приятелю Глану:
У него даровая квартира и стол.
И скажу: "Лейтенант! Я - российский писатель,
Я без паспорта в лес из столицы ушёл,
Я устал, как собака, и - веришь, приятель -
Как семьсот аллигаторов зол!
Люди в городе гибнут, как жалкие слизни,
Я хотел свою старую шкуру спасти.
Лейтенант! Я бежал от бессмысленной жизни
И к тебе захожу по пути..."
Мудрый Глан ничего мне на это не скажет,
Принесёт мне дичины, вина, творогу...
Только пусть меня Глан основательно свяжет,
А иначе - я в город сбегу».





___________________ № 435 Владимир Маяковский «Бродвей»


«Асфальт — стекло. 
  Иду и звеню.
Леса и травинки 
  — сбриты.
На север 
  с юга
  идут авеню,
на запад с востока
  — стриты.
А между — 
  (куда их строитель завез!)— 
дома 
  невозможной длины. 
Одни 
  дома длиною до звезд, 
другие
  — длиной до луны. 
Янки
  подошвами шлепать 
  ленив: 
простой
  и курьерский лифт.

В 7 часов
  человечий прилив, 
в 17 часов — 
  отлив. 
Скрежещет механика,
  звон и гам, 
а люди 
  немые в звоне. 
И лишь замедляют 
  жевать чуингам, 
чтоб бросить:
  «Мек моней?» 
Мамаша 
  грудь
  ребенку дала. 
Ребенок,
  с каплями из носу, 

сосет
  как будто 
  не грудь, а доллар — 
занят
  серьезным
  бизнесом. 

Работа окончена.
  Тело обвей 
в сплошной
  электрический ветер. 
Хочешь под землю
  — бери собвей, 
на небо
  — бери элевейтер. 
Вагоны
  едут и 
  дымам под рост, 
и в пятках
  домовьих 
  трутся, 
и вынесут
  хвост 
  на Бруклинский мост, 
и спрячут
  в норы 
  под Гудзон. 

Тебя ослепило,
  ты 
  осовел. 

Но,
  как барабанная дробь, 
из тьмы
  по темени:
  «Кофе Максвел 
гуд 
  ту ди ласт дроп». 
А лампы
  как станут
  ночь копать. 
ну, я доложу вам
  — пламечко! 
Налево посмотришь
  — мамочка мать! 
Направо
  — мать моя мамочка! 
Есть что поглядеть московской братве.
И за день 
  в конец не дойдут. 
Это Нью-Йорк. 
  Это Бродвей. 
Гау ду ю ду!
Я в восторге 
  от Нью-Йорка города. 
Но
  кепчонку 
  не сдерну с виска. 
у советских 
  собственная гордость: 

на буржуев
  смотрим свысока».





=============================================== 2018 03 24


Рецензии