Теплом

Теплом.

Весна не изгоняет зиму, а просто обнимает своим теплом и та тает в её объятьях. Так и с людьми... поступает Бог. Не выгоняет, как мы мысленно из храма, а принимает любыми.

Объятья Отца? Что это? Кто в них не был не поймёт, как можно принять человека любым, не меняя его.

"Принять" не означает любить каждого до потери пульса и всё ему отдать без размышлений, нет, каждый сам вправе дозировать и раздавать (или не раздавать) свою любовь, по мере сил и возможностей, если она вообще есть. С явно бесстыжими и хамами нужна рука пожёстче, но без злобы, а то и сам разрушаешься и другому "обратная польза".

"Принять любым" означает не осудить и увидеть если не лучшее, то хотя бы хорошее в человеке - самое малое, и за это поблагодарить и его и Бога, или так или в сердце; оправдать и пожалеть, оказать милость хотя бы мысленную. Ведь все мы если не глухи, то слепы, если не слепы, то хромы, если не хромы, то косноязычны...пока нас не исцелит Христос. Но пока один калека будет осуждать другого - не исцелит, ведь главная болезнь - осуждение. И авва Дорофей усматривает, что бревно в глазу - это осуждение, которое больше любого греха ближнего - щепки.

Удивительны наблюдения Кроткого Плотника! Надо же, для Него наши грехи лишь щепки по сравнению с Его милостью, а мы так уязвляемя грехом другого, что в наших глазах грех его из щепки преувеличивается в бревно! И это бревно так застелает мне глаз, что в ближнем я вижу лишь щепку, щепки. "Лес рубят - щепки летят", но тут рубить не надо -  тут живые души и судьбы. Страшно, когда дровосек мнит себя плотником. Это принципиально разные понятия. Стоит доверить и себя, и других общему Плотнику, Он Сам с любовью и своевременно всё совершит, ведь Он точно знает какое изделие хочет видеть в итоге. Мы же привыкли требовать от табурета быть шкафом, от шкафа - столом, от стола - порогом. Очисти, Господи, голову мою от опилок слепого осуждения и надменных требований и помоги видеть других не только теми кто они есть, но теми, кем они могут стать - смотреть, как Ты, с любовью и состраданием, вдохновением и ободрением!

После объятий Отца или доброго человека хочется меняться самому. Без слов, без поучений. Тебя приняли. Ты нужен. Нет условий, кроме пребывания рядом, чтобы научиться любви.

Адекватный это оценит и правильно примет. Неадекватный по крайней мере увидит, что есть альтернатива злу и боли - семя посеется, но за качество почвы и плоды отвечает уже сам человек.
(Да и нужно иметь твёрдость и смелость, чтоб
бессовестных и наглых остепенять, когда нужно, ограничивать, так сказать, разумно, но не вычеркивать из людей и заздравных списков. Не отчаиваться в них, но и не отдавать этому сердца - всяк сам хозяин своей жизни и в праве выбирать любой путь).

Так болезни души (страсти) лечатся - не обличением их и подчеркиванием, а принятием самого человека. Вот бы только сердце различало человека от его поступков. Обличение без любви - всегда ложь и убийство, Любовь же обличает своим наличием и воскрешает. Подчеркивание недостатков - признак собственного мрака пустоты и болезненности, а принятие другого таким каков он есть - путь собственного выздоровления, через осознание своих недостатков и незримая, но ощутимая, помощь другому - это возрастание в сочувствии, в любви.

Приведу ещё тихие слова великого человека, с 30-летним стажем лагерей только за то, что он был сыном священника, и понятно, что дальше уже и за свои убеждения, - Сергея Фуделя: "учить людей нельзя, их надо кормить, физически или душевно".

Вспоминаю, как-то довелось мне поработать с детишками-инвалидами инструктором ЛФК. С первых дней тогда я забыл о собственных печалях, узнавая печали других. Первую неделю просто отворачивался к окну, чтоб никто не видел и... ревел...толи от стыда за прежние эгоистичные слёзы, толи от страданий этих детей. Был там один мальчик - Костик. Костика слили на бабушку. Бабушка приводила его ко мне на занятия, но из всех моих затей по его развитию больше всего он любил одну - обниматься. Как же ему этого не хватало! А ведь это тоже терапия и ребёнок сам подсказал, чем его лечить. Но ещё не известно кто и кого лечил тогда. Спасибо, Костик.

© Copyright: Андрей Пашута. Мск. 19-22 марта, 2018.


Рецензии