Каким бывает интеллигентное невежество

(Из биографических фактов главного режиссёра)

     Создатель нашего театра, его художественный руководитель и главный режиссёр за многие пр`ожитые свои годы и годы руководства театром пережил столько(!) и всякого… что его личная биография, как и биография его детища – драматического театра – многократно заслуживают книги из серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Говорю об этом с мерой полной ответственности как личный свидетель, соратник и сподвижник своего режиссёра в многолетнем с ним сотрудничестве в становлении нашего театра.
     Руководить молодёжным театральным коллективом в уездной провинции – очень и очень непросто: когда практически все и всё – против тебя. Когда понимаешь, что это невозможно, когда знаешь, что это невыполнимо, когда ты убеждён, что это ни у кого не найдёт ни моральной ни материальной поддержки, – всё равно ты в невозможном пробиваешь свет в конце тоннеля, в невыполнимом ты добиваешься хоть какого-то успеха, и всем смертям назло ты делаешь то, что не делать не можешь и не делать – не в праве! Вот так творил и творит, созидал и созидает мой режиссёр в нашем маленьком городке.
     …Это – в качестве прочувствованного вступления. А теперь я хочу рассказать только об одном примере, который ярко олицетворяет провинциальное окружение… то есть, как говорится – с кем приходилось и приходится общаться.

     Довелось однажды режиссёру серьёзно ремонтировать свои зубы. Его обслуживала немолодая женщина, стоматолог, которая в нашем театре смотрела пару спектаклей и у неё к своему пациенту были вопросы как к режиссёру и руководителю театра. Во время нескольких раз его пребывания в стоматологии она задавала ему примерно один и тот же вопрос, и у них выходила беседа на одну тему, в результате которой режиссёр пытался деликатно уйти от прямого ответа.
     — Я с детства мечтала стать актрисой. Не сложилось. Стала стоматологом-ортопедом. Несмотря на мою профессию, я всё равно испытываю желание сыграть роль в театре. Смотрю Ваши спектакли и думаю: “Неужели я не смогу так сыграть?” Вы знаете, я очень хотела бы попробовать. Я думаю, что я смогла бы… Как вы думаете?
     На что режиссёр, будучи почти постоянно с открытым ртом, оправдательно молчал, но когда его рот был свободен, пытался ей объяснить:
     — Понимаете… профессия актёра – это такая же профессия, как и любая другая, которой надо достаточно серьёзно учиться.
     — Но ведь есть же самодеятельные артисты… И у Вас тоже, я слышала, есть артисты-непрофессионалы, которые играют у Вас в театре.
     — Непрофессионалов, в большом смысле этого слова, мы не держим. Мы обязательно обучаем молодых людей этому ремеслу. И в результате только я могу решить, сможет ли данный человек сыграть определённую роль в определённом спектакле.
     — Ну, а как же тогда бывает у самодеятельных артистов? Они ведь тоже у себя играют…
     Режиссёр смотрел на неё с некоторой иронией…
     — А Вы лечиться у самодеятельного хирурга хотели бы?
     — ?!
     — Вот Вы говорите: “самодеятельные артисты”… Хорошо: не профессионалы, но всё-таки – артисты. К примеру, моя жена нечаянно порезала сама себе на кухне палец, и я вынужден срочно его забинтовать, но перед этим я должен тщательно обработать рану, затем помазать йодом или зелёнкой и только потом аккуратно обмотать её бинтом. Верно?
     — Конечно.
     — Именно это я и сделал! Качественно! Аккуратно! Жена – довольна и благодарна! Можете ли Вы согласиться с тем, что я в бытовых условиях проделал пусть маленькую, но всё-таки операцию?
     Ортопед, подумав, с улыбкой согласилась.
     — Вот! Операцию! Значит, я с уверенностью теперь могу назвать себя хирургом! Да? Пусть не профессионалом, но хирургом! “Приходи ко мне лечиться, и ворона, и лисица…” Вы придёте? Вы мне, хирургу… операцию по удалению аппендицита доверите? Я же порезанный палец забинтовать смог? И аппендицит вырежу! Легко.
     После «айболитовской» “вороны и лисицы” ортопед начала непринуждённо смеяться. Режиссёр облегчённо подумал, что смог ей наглядно объяснить, в чём она конкретно ошибалась.
     В следующее – через несколько дней – посещение её кабинета она опять продолжила с режиссёром прежнюю тему.
     — Вы знаете, я поняла, к чему Вы в прошлый раз привели пример с забинтованным пальцем; но пожалуйста, поверьте, я очень Вас прошу – можно мне хотя бы попробовать? Я обещаю Вам, что я всё сделаю, чтобы убедить Вас, что я смогу. Ну, пожалуйста…
     И так за время этого визита она тихонько, но вкрадчиво, по-женски, “обаятельно и привлекательно”, но настойчиво убалтывала своего пациента-режиссёра дать своё согласие на так называемые актёрские пробы: активно пользовалась удобной возможностью. Режиссёр понял, что эта интеллигентная пытка не закончится, пока он не пойдёт на решительный шаг. Он вспоминал подобные примеры прошлого, когда вот такие же, в хорошем смысле, наглецы в виде директора уважаемого предприятия, директрисы банка уже донимали режиссёра подобными наездами и из этого ничего путного не вышло. Им нужно было только признания, что они – таланты! – и что изрыдавшаяся сцена потеряла в них больших артистов. А если бы им ещё предложили бы и роль, то они, неделю пококетничав, затем признались бы режиссёру, что всего лишь пошутили и принесли бы ему свои искренние извинения. И если тогда он от них как-то отмолчался, и они сами перестали ему надоедать, то здесь – он понимал – отмолчаться явно не удастся.
     После очередной её улыбки с намёком на её терпеливое ожидание положительного ответа и однозначными междометиями с нетерпением дождаться согласия на творческий конкретный коллоквиум, режиссёр-пациент решил продемонстрировать перед талантливым ортопедом наглядный убедительный урок.
     Неожиданно для ортопеда, он поднялся с кресла, указывая на него:
     — Прошу Вас, сядьте в это кресло.
     — То есть?.. Зачем?..
     — Пожалуйста, сядьте в кресло.
     — Не понял`а…
     — Сейчас Вы всё поймёте.
     — Объясните…
     — Я объясню после того, как вы сядете в кресло.
     Режиссёр старался мило улыбаться, чтобы не смутить её, а она не могла понять, чего он хочет, и потому не знала, как себя вести. Но не выполнить его просьбу – это было не в её интересах. Она села как можно удобнее с вопрошающим взглядом. Режиссёр, приняв соответствующий строгий вид и вынужденную атакующую пластику, нарочито продолжил:
     — Сейчас я даю Вам твёрдое обещание, что я вырву Вам зуб. Не важно, какой, не важно, как, не важно, чем и каким образом, но я его выр-рву из Вас обязательно! О-бе-ща-ю! Открывайте рот! Ну?.. Вы что?! – мне не верите???
     Режиссёр был настроен настолько решительно, настолько целенаправленно, что она ему и его словам не поверить не могла никоим образом! Она даже где-то испугалась. И он, видя её доверчивость и напуганное выражение лица, начал шутливо смеяться и, тем самым, выдавать свои серьёзные намерения за действительный розыгрыш. Как она начала смеяться!.. И конечно же, признавать свою однозначную неправоту:
     — Я всё понял`а… Я всё поняла! Какая же я… Ой, простите меня, что я так Вас… Пожалуйста, не сердитесь. Я всё по-ня-л`а.
     Когда в кресле опять сидел он, она начала немного успокаиваться. Её лёгкие на щеках покраснения выдавали её стыдливость и свидетельствовали о том, что она покорно признаёт свою вину. Больше никаких притязаний с её стороны на него как режиссёра, кроме пациента, не было. А сам пациент как режиссёр за время своего зубного ремонта успел неоднократно сделать своему ортопеду искренние комплименты в признательности её профессионального стоматологического таланта.

     Вот так мило, изящно, обворожительно, смело, на грани фола нагло проявило себя это обаятельное вычурное интеллигентное невежество.
24.03.18.


Рецензии
Рецензия на «Каким бывает интеллигентное невежество» от Нины Калашниковой на Прозе.ру

Это самый интересный Ваш рассказ, Аллан.
Очень понравилось!
До того живо и забавно!
Хорошо бы он ей и вырвал зуб,
Шучу.
Спасибо, Аллан.
С уважением.

Нина Калашникова 28.07.2019 18:18

Аллан Гурченко   31.07.2019 02:32     Заявить о нарушении
Очень приятный отзыв. Очень Вас благодарю, Нина!

Аллан Гурченко   31.07.2019 02:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.