Учительское наболевшее

Да, наверное, пришло время выплеснуть на бумагу наболевшее из моей учительской души.
Потому что нет уже сил терпеть.
- Что терпеть? - спросит читатель.
А безмерное хамство общества по отношению к российскому учительству.
Откуда же оно взялось, это масштабное хамство?

Ясно, что многолетняя  государственная политика в отношении учителей принесла свои ядовитые плоды, а СМИ внедрили этот яд в сознание россиян всех возрастов. Ясно, что учителей пинали все, кому не лень, более четверти века, потому что надо было разрушить советскую школу, советскую нравственность и культуру, советское трудолюбие, советскую воспитательную систему, позволявшую становление личности направлять в нужное обществу русло. Но то было советское русло. А советское потребовалось немедленно уничтожить, хороня страну по имени СССР.  Ельцинской и путинской России понадобилось русло капиталистическое, потребительское, и выше перечисленное оказалось ненужным. И вот всё советское из лучшей советской школы новые хозяева новой России срочно поволокли на помойку, обозвав разрушение созданной предшественниками системы реформой образования. И дореформировались.

Сегодня мальчики 16-17 лет от роду позволяют себе тыкать в меня пальцем и, поплёвывая с высоты своих юношеских полётов, учить меня правильно жить. И ещё презирать за то, что я не выбрала профессию, приносившую бы мне большие деньги. А раз нет у меня больших денег, то и уважения я по их разумению не достойна. «Вы же сами виноваты, Галина Станиславовна! - неоднократно кричали мне не слишком обременённые желанием учиться юные самцы, - Вы же знали, что у Вас будет нищенская зарплата! Зачем же Вы выбрали такую профессию? Чего же Вы теперь хотите?"
Сказать по правде, я очень хочу, чтобы в моей стране все, кто честно трудятся, получали бы достойную заработную плату, а не подачку от власти, приговаривающей, что денег в бюджете нет. Достойную, повторяю, зарплату, а не прожиточный минимум, как это принято теперь.
Я не знала,  даже не догадывалась в моё советское время, что ухватившие власть новые правители будут мне, учителю, выполняющему важнейшую общественную функцию, платить три копейки, требуя взамен исполнения колоссального количества обязанностей, нагружая бедного учителя так, что он не может выдержать тяжести этого административного груза. А ведь учитель ещё, если кто забыл, тратит огромное количество нервной энергии и, стало быть, здоровья, работая с детьми и подростками, проводя по 6-7 уроков ежедневно, готовясь к этим урокам, а после них проверяя стопки детских тетрадок.

Есть такое понятие - средний класс. Опора любого цивилизованного общества. Так вот средний класс в Европе, например, - это учителя, врачи, инженеры, учёные, юристы, то есть люди хорошо образованные, хорошо зарабатывающие, обеспечивающие свои семьи всем необходимым благодаря этому своему заработку, а потому не нуждающиеся в социальной помощи государства, а, наоборот, наполняющие бюджет налогами, и,конечно, приносящие своим трудом великую пользу обществу. Средний класс - опора общества, ибо прочно стоит на ногах сам и обеспечивает развитие государства, в котором функционирует.   

А что у нас? А у нас всё вверх ногами. Наш средний класс в постсоветские годы бедствовал, несмотря на то, что работал изо всех сил, пытаясь выживать, платил налоги и приносил обществу пользу в то время, как другие представители общества занимались рэкетом, сутенёрством, открывали мошеннические конторы, становились бандитами и рантье, откровенно грабили и воровали... И богатели, богатели, богатели. И стремительно научились вытирать ноги о тех, кто продолжал достойно жить, несмотря ни на что. И стали именовать честных профессионалов лохами, недостойными никакого уважения. Наш средний класс бедствует до сих пор, потому что залатать многолетние
дыры в семейных бюджетах очень трудно.

Однажды, в начале двухтысячных, на родительском собрании один бандитского вида папаша, жуя жвачку, пренебрежительно заявил учителям своего сына: «Вы ничего больше делать не умеете, поэтому работайте за свои копейки и помалкивайте. Вот я деньги зарабатываю, а вы — никто.» И к этим «Никто» этот хам ежедневно приводил своего ребёнка, оставлял в школе и ехал делать деньги. Представляю себе, что этот отец транслировал в сознание своего сынишки, формируя его отношение к школе в общем и к учителям в частности.
Таких родителей теперь очень много. И детей у них соответственно тоже много.
И все эти родители, круто зарабатывающие большие деньги, ежедневно на целый день перепоручают своих разновозрастных детей педагогам, чтобы совершать подвиги ради своего материального благополучия.
И мне очень хочется спросить вас, люди, а что стали бы делать эти крутые любители бабла, если бы их чада всё время находились при них? Много бы они наработали и заработали, рассаживая своих отпрысков по горшкам, вытирая им попки, кормя их по режиму, укладывая спать, разучивая с ними стишки и песенки, изучая алгебру и русский, английский и другие языки, ставя опыты, работая с контурными картами, читая романы и исторические документы, изучая Конституцию, делая упражнения и прочее, и прочее, и прочее?

Не понимать, что учительство — это служение высочайшего свойства, может только круглый дурак.
Без учителей нет ни настоящего, ни будущего. Учителя на фундаменте прошлых знаний, умений и навыков, на фундаменте опыта предшествующих поколений создают новую реальность, давая детям не просто знания. Учителя в отсутствии родителей, гоняющихся за деньгами, становятся главными людьми, которые могут объяснить ребёнку, как надо жить в современном мире, они могут направить и поправить, они могут дать совет, они отслеживают жизнь ребёнка, стараясь предостеречь и уберечь от опасностей, они, наконец, являются примером для подражания.
Но, возвращаясь домой, дети всё чаще слышат нелицеприятные высказывания родителей -  главных авторитетов для сыновей и дочек -  в адрес учителей. И всё чаще именно учителей и родители, и дети назначают виноватыми в своих проблемах. Это ведь так удобно: вместо того, чтобы оглянуться на себя и критически оценить собственное поведение, объявить виновной эту старую дуру Марию Петровну и спокойно пойти спать, выпустив струю горячего пара в ни в чём не повинную учительницу.

Родители не смотрят в дневники, не контролируют процесс обучения своих чад, им некогда расписаться в ведомости четвертных оценок, им неохота ходить на родительские собрания. Родителям недосуг, родители всё больше любят себя, всё чаще хотят развлекаться и посвящать время себе, любимым. Это правда, это реальность. Родители хотят отряхнуть с себя проблемы, возникающие в процессе взросления их родных детей, и передоверить эти проблемы педагогам, чьи нервные системы, в отличии от собственных, не нужно беречь, их можно беспардонно потреблять, забывая о том, что учитель тоже человек. Живой и переживающий, с такими же, как у всякого представителя человеческого рода, нервами, с таким же сердцем, с такими же житейскими проблемами.

Родители всё чаще демонстрируют абсолютное неуважение и даже агрессию по отношению к учителям.
Приведу пример из собственной практики.
Четыре года назад родители ученика 7 класса, не отличавшегося прилежанием и хорошим поведением, а потому получавшим неудовлетворительные оценки и замечания, решили разобраться со мной, плохой училкой. И как же они собирались это сделать? Отчим ученика-подростка, как с угрозой в голосе заявила мама, имевший дома автомат, который он регулярно вместе с мальчиком разбирал и собирал, и воевавший в Чечне, надумал придти в школу и разобраться со мной. Моё обращение к администрации положительного результата не имело: меня никто не захотел поддержать, чтобы не втягиваться в конфликт с опасными родителями. А я не захотела ждать, когда меня застрелят, и после 1-ой четверти отказалась от преподавания в  классе, потеряв три часа нагрузки и часть зарплаты на весь учебный год. Мальчик не стал ни лучше учиться, ни лучше себя вести, в 8-ом классе он получал образование уже в другом ОУ.
Меня же оболгали, напугали, лишили части нервных клеток абсолютно безосновательно. Но никто не принёс мне извинений, а  родители, позволившие себе угрозы и хамство в отношении учителя их сына, разумеется, не понесли никакого наказания. И, думаю, угрызения совести их не мучают.

И вот ещё о чём хочется сказать.
Недавно пришёл на родительское собрание отец одного одиннадцатиклассника, тоже не отличающегося прилежанием и стремлением учиться. Отец мальчика оказался капитаном первого ранга.
Мы беседовали о проблемах нерадивого ученика, и мне пришлось сообщить родителю, что заставить его сына учиться доступными мне методами я не могу, так как мальчик предпочитает развлекаться с дорогостоящим многофункциональным телефоном, от которого уже зависим, а если телефон у него отобрать, то он всё равно ничего в рамках урока делать не желает, а улыбается и беседует с соседом. Я объяснила отцу ребёнка, что в соответствии с действующим «Законом об образовании» факт однократного психологического воздействия на ученика является поводом для лишения учителя права заниматься профессиональной деятельностью. Под психологическое воздействие можно подвести и повышение голоса учителем, и выставление неудовлетворительной отметки, и требование пригласить родителей, и что угодно, что может ученику не понравиться. Удалять учеников из класса, что бы они ни делали, учитель не имеет права. Учитель вообще, если как следует разобраться, абсолютно бесправен, находясь с детьми. Но при этом несёт уголовную ответственность за жизнь и здоровье учеников.

К чему я обо всём этом пишу? А вот к чему.   
Смотрите, что получается.
В школах работают, в основном, женщины. Они абсолютно бесправны в отношениях с учениками. И великовозрастные старшеклассники, которые тоже знают об учительском бесправии, и даже не старшеклассники, могут позволить (и позволяют!) себе откровенно измываться над учительницами.
А через полгода или год эти мальчики попадут в армию или на флот к отцам-командирам, например, к капитану первого ранга - отцу моего ученика, и те будут использовать весь арсенал мер воздействия по отношению к нарушителям воинской дисциплины, вчерашним одиннадцатиклассникам.
Мужчин, конечно, надо беречь. А женщин, выходит, не обязательно?
Это что? Государственное издевательство над представительницами слабого пола?
Кому пришло в голову так защищать права детей, чтобы фактически лишить прав российских учителей?

Безобразная, отвратительная, безнравственная модель взаимоотношений выстраивается реформаторами в современной российской школе.
И ситуация год за годом усугубляется.
Кстати, в этом учебном году я впервые в жизни в День Учителя осталась без единого цветочка. Я не плакала и в истерике головой о стену не билась. Я просто поразилась повышению градуса неблагодарности в нашем обществе.

И вот в чём теперь я абсолютно уверена.
Российские учителя, больше четверти века пинаемые разными представителями современного им общества, несмотря ни на какие сложности и откровенное издевательство министерских супостатов честно работающие за нищенские зарплаты ради будущего России, не сдающие своих нравственных позиций под напором аморальных СМИ, являются истинными патриотами и героями России. Об этом не говорят, но разве это не ежедневный подвиг — с трудом выживая в диком капитализме, дарить себя детям, которые всё менее и менее уважают учителя, созидающего будущее России, сохраняя и образовывая её молодое поколение?

Пользоваться плодами чьего-либо труда и при этом презирать того, кто вырастил эти плоды, способен только циничный, неблагодарный и неблагородный человек. Плодя в стране таких неблагодарных потребителей, к чему мы придём?
Наивно полагать, что воспитывая в детях неуважение и цинизм по отношению к учителям, родители могут рассчитывать на собственную благополучную старость.
Подумайте об этом на досуге, уважаемые родители.
Подумайте, пока ещё не поздно.

http://www.stihi.ru/2018/02/14/9711

https://vk.com/id124738927?z=photo-39399586_456247187

22.03.2018 г.
 


Рецензии
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Желаю Вам высокого полёта! Ни перед кем не оправдывайтесь, ибо блеяние овцы возбуждает аппетит волка. Вы достойнейшая личность: педагог, автор, просветитель. Желаю Вам здоровья и личного счастья!
С уважением. Ваша коллега, представляющая, как и Вы, учительскую династию, начавшуюся ещё в 20-е годы прошлого столетия.

Нина Заморина   11.06.2020 15:28     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Нина Антоновна!
Рада хорошему человеку и коллеге!
Всего Вам самого доброго!
С уважением.

Станиславская Галина   11.06.2020 17:27   Заявить о нарушении
Спасибо, взаимно!
Нина

Нина Заморина   11.06.2020 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.