Ропот
Раскосмачен пылью в хлам,
Дым Отечества расхристан
По неведомым долам.
Колокольный звон набатом
Даль тревожит без помех...
Кто кому бывал здесь сватом:
Быль греху, иль Были грех?
На постое у затмений
Только чистая слеза.
Что за нравы, что за время?
Ядом трачена роса.
В корабли не тянет ныне
Богатырские древа.
Отучились верить мы ли
В пресвятые небеса?
На земле всё больше тяжбы,
Да поруки от вралей...
Кто ж пойдёт под силы вражьи
В ряд послушных кораблей?
Отстелилась, знать, дорожка
До настроенных мостов.
И пылятся правды крошки
По оврагам вдоль кустов.
Гад без племени и роду
В наобещанном не нов:
Дань сбирают воеводы
С обнищавших молчунов.
Нынче, разве только дурень
Обещаньям новым рад.
Тьма по душам сеет хмури...
Зверь и тот добрей стократ.
Чёртовой боялись мельни...
Открестились:свят, свят ,свят.
Дожились до богадельни
В царстве веры. Так-то, брат.
23.02.2018
Краткий анализ стихотворения
Тема:
кризисное состояние общества и утрата духовных ориентиров;
разлад между прошлым и настоящим, разрушение традиционных ценностей;
тоска по утраченной чистоте и правде.
Основная мысль (идея):
Автор выражает горькое разочарование в современном мире, где царят корысть, ложь и духовная опустошённость. Через образы увядания, пыли, тьмы и «расхристанного» дыма Отечества передаётся ощущение распада. Вопрос «Отучились верить мы ли / В пресвятые небеса?» фиксирует ключевой конфликт — утрату веры и нравственных опор.
Композиция:
стихотворение состоит из 8 строф (всего 32 строки);
каждая строфа — законченный смысловой фрагмент, нарастающий к финальному выводу: «Дожились до богадельни / В царстве веры»;
кольцевая организация: начало («Ропщет колос…») и конец («…в царстве веры») создают ощущение замкнутого круга упадка.
Тип речи:
рассуждение с элементами описания (образы природы и социального распада);
преобладает рефлексия, вопросы и риторические восклицания.
Стиль речи:
художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской;
черты публицистической лирики (социальная критика);
использование архаизмов («быль», «врали», «открестились») и просторечий («расхристан», «гад», «дурень») для усиления экспрессии.
Средства связи предложений:
лексические повторы («дым Отечества», «правда», «вера»);
анафоры («На постое…», «На земле…»);
риторические вопросы («Кто кому бывал здесь сватом?», «Отучились верить мы ли…»);
синтаксический параллелизм («В корабли не тянет ныне…», «Кто ж пойдёт под силы вражьи…»).
Средства выразительности:
метафоры: «дым Отечества расхристан», «тьма по душам сеет хмури», «правды крошки пылятся»;
эпитеты: «чистая слеза», «богатырские древа», «пресвятые небеса»;
олицетворения: «ропщет колос», «колокольный звон даль тревожит»;
антитезы: «Быль греху, иль Были грех?», «Зверь и тот добрей стократ»;
символы: колос (утраченная плодовитость), колокольный звон (тревожный сигнал), мосты (разрушенные связи);
инверсия: «Ропщет колос в поле чистом», «Отстелилась, знать, дорожка»;
градация: нарастание мрачных образов от «пыли» до «чёртовой мельни» и «богадельни».
Общий тон: трагический, обличительный, с нотами ностальгии по утраченной духовности. Стихотворение сочетает фольклорные мотивы с современной социальной критикой, создавая образ эпохи, потерявшей нравственные ориентиры.
Свидетельство о публикации №118032308614