Путешествие в долину гейзеров часть 7

- Ой, Алексей Иванович, извините, можно ещё вопрос? Сколько лет теплоходу «Николаевск», какая у него служебная летопись, не знаете?
- Как не знать, и Ольга Сергеевна знает. Одиннадцать лет недавно исполнилось. Молод, и пусть ему ещё долго-долго служиться на тихоокеанских просторах. Клепиков Георгий Николаевич бессменный героический капитан его, на пенсию пока тоже не собирается. По-прежнему руководит на своём мостике.

- Героический? То есть надо понимать наш капитан совершил подвиг? А нельзя ли поподробней, Алексей Иванович? – я чувствую подступившее волнение, понимая, что времени остаётся совсем немного для продолжения наших бесед.

- Времени маловато, - словно услышав мои мысли, произнёс он. – Так бы сослаться на печатный материал отдельных издательств, так подишь ты, где их найдёшь сейчас. Постараюсь успеть рассказать главное. Работа в морях, если судить справедливо – не лёгкий труд. А в годы Великой Отечественной Войны трудиться приходилось и за себя, и за тех, кто воевал на фронтах. К труду мы приучены и морской выучкой тоже хорошо владели. Вот только готовность к поджидающей где-то тебя подлости нам гражданским флотоводцам давалась не просто.
 
     У капитана Клепикова есть о том одна история. И не у него одного найдутся подобные. В те военные годы Георгий Николаевич плавал третьим помощником на большом пароходе «Трансбалт» под командованием опытного капитана Гаврилова Ильи Гавриловича. Тому пароходу-трудяге на то время со дня спуска на воду, 45 лет рабочего стажа набежало. За это и многое другое уважали его его моряки.
 
     В годы ВОВ моряки гражданского тихоокеанского флота были заняты  перевозкой грузов «Ленд-лиза» из портов Америки во Владивосток. На наших дальневосточных берегах военных действий, как таковых, не было, но тревожная атмосфера подспудного напряжения присутствовала постоянно.
 
     Как-то в феврале 1945 года шли с грузом из Сиэтла и в Беринговом море попали в сильнейший шторм. Мотало так, что судно на этот раз не выдержало выпавших испытаний. В левом борту возникла приличная трещина. Слава Богу, удалось стянуть её канатами. Вышли живыми из шторма, дошли до Петропавловска. Разгрузились в его порту, подремонтировались и опять в Сиэтл для основательного ремонта. Там 9 мая по рации и узнали о Победе. Радости той не передать словами.
 
     Вскоре, в мае же, закончили ремонт. В грузовом порту Сиэтла приняли договорной объём груза, к отплытию были готовы, снялись с рейда и домой во Владивосток.  Пароходом – это вам не самолётом.  Придерживаясь в водах Тихого океана судоходной линии военного времени, не первый раз шли вдоль Алеутской гряды. Миновали остров Беринга. Прошли восточный берег Камчатки. А вот и Первый курильский пролив.
 
     Представьте, справа по борту совсем недалеко советская Камчатка, родная земля. Слева, остров Шумшу, под японской аннексией с 1905 года, нашпигованный вдоль и поперёк оборонительными дзотами, дотами. Шли, ощущая на себе недружелюбный оптический пеленг биноклей из щелей и глазниц неприятельских укреплений. С Японией мы 5 апреля 1945 года официально разорвали договор о нейтралитете, подписанный 13.04.1941 на пять лет. Нужен ли он, если всякого рода проблем и неприятностей со стороны японцев в рамках того нейтралитета было предостаточно.

     И так, прошли они мыс Лопатку и, обогнув остров Шумшу, повернули на юго-запад в Охотское море. 12 июня вечером показались очертания берегов юго-восточной части Сахалина. Тогда эта часть, как и весь Курильский архипелаг, относилась к Японии (Плата за поражение русских в войне с Японией, 1904-1905 годов). Засветло миновали минные заграждения японцев, беспроблемно прошли все длинные 94 км. пролива Лаперуза. Родной Владивосток -  почти рукой подать.
 
     Вошли в Японское море. В густых сумерках, остерегаясь плавающих мин, легли до рассвета в дрейф. 13 июня, ночью, когда, кроме вахтенных, большая часть команды ещё спала, нежданно объявилась, полу всплыв, чёрная субмарина. Рассмотрела мирно дрейфующий  «Трансбалт», крупно начертанные слова на переносном фанерном щите: USSR, "Трансбалт", собственность СССР. Ушла под воду и, словно бесцеремонно развлекаясь, торпедировала сухогруз, выпустив одну за другой две торпеды по судну. Поднялась опять, включив прожектор, убедилась, что дело сделано.
 
     Почему на щите, спрашиваете? Ради конспирации в водах Тихого океана, и вообще, старались ходить ночью без опознавательных знаков и огней, остерегаясь встречи со случайным недругом. А уже в охотских водах, выставляли этот щит, чтобы японцы, по ту пору ещё помня о недавнем нейтралитете с СССР, видели воочию принадлежность судна. А американцы, охотясь за японскими пароходами, видели, что это судно, союзной с ними страны.
 
- Позвольте, - не выдержала я, - война ведь закончилась. Пароход гражданский. А международные соглашения, законы? А как же экипаж парохода? И наконец, подлодка-то чья?
 
- Девочка моя, - Алексей Иванович смотрел на меня по-отечески добрыми глазами, - соглашения и законы пишутся на бумаге, а вот будут ли они исполняться, порой это большой вопрос, требующий в случае нарушения договорных обязательств подробного расследования.

     Давайте воскресим в памяти некоторые события и факты времён Второй мировой войны, имеющие отношение к нашему разговору. Напомню вам: Америка, союзница СССР в войне 1941-1945гг. Но, всякий раз, когда им что-то покажется заманчиво выгоднее, без смущения проигнорируют союзнические обязательства в угоду собственным интересам. Порода у америкосов такая! Верить им нельзя! Держи с ними ухо востро, доверяй, но проверяй!

  Продолжение следует.

 интернет фото.  "Николаевск", слева, в порту города Петропавловска-Камчатского. Камчатка семидесятые годы.


Рецензии