О творчестве Александра Бутузова Яъ. Часть 4

                АЛЕКСАНДР  БУТУЗОВ Яъ

         ТОТ, КТО СЛЫШИТ МУЗЫКУ  НЕБА

                Часть 4
 
                МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ  ВДОХНОВЕНИЯ

     Знатоки-профессионалы  найдут в строчках  стихов Александра перебои ритма, смешение размеров или неточные рифмы.  А для меня  в его лирике  дороже и гораздо  важнее  другое – бесстрашная искренность, благородство   чувств и святая вера в чистоту человеческих отношений, в счастье как награду:
 
Бывает ли счастье глазастым,
Курносым и языкастым,
С ногами быстрой лани,
С растрепанными волосами,
Золотом не оттененное,
Опытом не обремененное…
Разве счастье такое бывает?
Да кто про него что знает!
       
       Надеюсь, вы согласитесь со мной, что  как бы ни были прекрасны, правильны, оригинальны   наши мысли, их воплощение на бумаге либо на экране компьютера не всегда бывает гладким и блестящим, как хотелось бы.
     А МИР ПОЭЗИИ  тем более требует особых художественных средств.  Их   изучают  специально, есть особые учебники, пособия. Но вот что меня всегда удивляло: даже будучи не знакомы с ними, талантливые поэты интуитивно находят их и берут на вооружение.
     Как это получается? Представьте: все  мы -  на  дороге жизни.  Но кто-то мчится  в быстрой машине, не успевая глядеть по сторонам.  Кто-то  спешит по серому  асфальту,  а иной  месит  чёрную грязь..   И лишь некоторые вдруг в этой грязи или на твёрдом асфальте увидят блеск драгоценного камня или ало-золотые лепестки цветка. А на обочине дороги – диво-дивное, лесную красу…  Да мало ли чудес можно увидеть в окружающем мире, если распахнуть добрую душу и не держать зла ни за пазухой, ни в глазах!    
     ТАКОВЫ  ПОЭТЫ.

    Лишь они могут,  оформив в чудные образы  свои мысли,  бесшумно и невидимо выстрелить строками стихов, чтобы  метко попасть прямо в сердце читателя, поразить душу, разбудить воображение.

    И  тогда ответный импульс чувств читателя или слушателя 
РОЖДАЕТ ГАРМОНИЮ.

    Поэзия Александра Бутузова Яъ  - доказательство этого постулата. Его магический  кристалл светит чистыми гранями выразительных поэтических находок и художественных приёмов. Вот лишь некоторые из них.

      Его нежные эпитеты всегда  утончённо  иносказательны:
«нега хрустальных луж»
«акварельный смысл письма»
«сказка чувственного взгляда»
«верноподданный кот»
«жёлтая печаль Осени»
«как хрупок наш подлунный мир»
«свадебные птичьи трели»
«Я уйду в лазурь дорог
  С песней васильковой…»

    Душа поэта щедро и бескорыстно оживляет всё вокруг, рождая необычные объёмные  олицетворения:

«Осенью небо ласкает  листья,
Прося прощенье за боль и печаль»
            «В тёплой берлоге спит оптимизм»
«Сегодня зигзагом последний листок
  Упал и под летом подвёл итог»
       «Рисовал на лужах дождь
       Смайлики-улыбки…»
«Ветер кажется могучим,
Он сгребает листья в кучу,
Собирает горы злата –
Всё мечтает стать богатым»

      Россыпь отличных сравнений расцвечивает ткань текста:
«Ты перо моей Жар-птицы»
        «Я мыслью по древу теку и висну
        Серёжками  рыжими в зелёной листве»
«И холод зимы забудешь,
Как летаргический сон»
       «Имя твое мне как сказка про лето»

    А как же без метафор? Вот они, как драгоценные камни, сверкают:
 «Горят пастельные тона
В обильном злате увяданья.
Мне осень так понятна и близка,
Как будто я частица мирозданья»
        «Ты пахнешь лучезарностью мгновений
        И прелестью живого бытия»
 «А звёзды, тепло отдавая,
  В твоих глазах горят ещё»
 
        Среди них   возвышается до небес  поэтическая гипербола:
«Я писал твоё имя аршинными буквами…
Я искал твоё имя во Вселенских просторах...»
       «Я меряю небо раскатами грома»
«Трудно ходить, не спотыкаясь,
По булыжникам звёздных дорог»
       «Солнце на тарелке –
        Сердцу горячо!»

       Покоряет энергетика стиха,  совмещая различные эмоциональные регистры: драматизм («ветер-палач срывает жизни») сменяется
романтикой («в чужедальной стороне я пою любимой»),
сентиментальность («Я пришёл в этот мир обрывать ромашки»)  – философичностью («Точки – звёзды, тире – пространства»),
 юмор («Что же ты сидишь, милАя, словно кукла заводная?»)  – сатирическими нотами («Она была яркой блондинкой»).
 
  Но любимый регистр Александра –  живописная ирония, её отзвуки и звуки
неуловимо вливаются в основные  струи фонтана мелодий, рождая великую  симфонию Жизни.
          «Женщина с глазами «ожиданья»
          И с фигурой «счастье подарю»
          С той поры живёт в воспоминаньях,
          Я ж с душой разорванной живу».
«Солнечный ёжик вскочил в облака
И растопырил иголки»
          «А город от слякоти сильно продрог,
          Кашляет пробками в трассы дорог»
«Свежий ветер в снегу купался,
Скрипел сосульками и  звуком упивался»
          «Усталый день грозил отставкой,
          Кусались мысли  мелкой шавкой»

Она (ирония)  может быть и дерзко эпатажной, как в стихотворении
«Я тебя не ревную!», без улыбки  его невозможно читать.

          Александр  не боится иронизировать  над собой,  но  под маской
          иронии  лукаво улыбается  душа романтика:
«Луна же, глупая, что блин,
Светит жёлтым светом.
Идёт по улице блондин
И мнит себя поэтом»
         «Я брею свою молодую лысину.
         Чтоб стало просторно моей голове»
«Чтобы мне не мешали последние пряди
Улётывать  мыслями в  вышину»

 Бесстрашно иронизирует он даже над  высокими обитателями небес:
        «Без трепета я ноты взял,
         И быстро разобрал скрижали,
         И так мелодию сыграл,
         Что Боги плакали и ржали».

    Используя  творчество  классиков, которых он прекрасно знает, Александр   включает  в стихи аллюзию и реминисценции. И мы встречаем  образы
А.Пушкина («Новая сказка про Балду, который остановил жару»),
Н.Гумилёва («Тебе одиноко?»), А.Ахматовой («Я научился мудро ждать»),
А.Блока («Незнакомка»). М.Булгакова («Осеннее настроение»),
С.Есенина («Если жизнь становится не в силу»),
 А Вознесенского («А я втрескался в весну» – не могу не отметить эти  потрясающие стихи, брызжущие звёздами радости!).

      Разнообразны ритмы  строф: философски задумчивые или  частушечно весёлые, детски озорные или  романсово   интимные, сатирически острые или  лирически нежные…

      Действительно, поэтический кристалл Александра Бутузова  -  кристалл  души  человека талантливого и неординарного.

            Продолжение на http://www.stihi.ru/2018/03/22/11535

           Иллюстрация из Интернета. Спасибо автору.
 


Рецензии
ПАСТЕЛЬНЫЕ ТОНА НЕ МОГУТ ГОРЕТЬ,потому что они неяркие, приглушённые- НАДУМАННОЕ СРАВНЕНИЕ.. А как же пахнет мгновение, ДА ЕЩЁ ЛУЧЕЗАРНОЕ? АВТОР СВЕТ И ЗАПАХ ПЕРЕПУТАЛ.. Так кукла заводная не должна сидеть!НЕЛЕПИЦА КАКАЯ-ТО..улётывать-разве есть такое слово?

Наталья Радуль   20.09.2018 18:15     Заявить о нарушении
Ох, Наталья!Прочитала ваше "Осеннее сюрреалистическое"... Как хотелось, на ваш манер, раскритиковать - а уж там, поверьте, есть за что! Но не буду ввязываться в склоку с поэтом Светиком, который так "мило" и манерно передаёт всем свой незабываемый "приветик"... Живите мирно.

Элла Лякишева   05.10.2018 20:47   Заявить о нарушении
Вы не оригинальны в своей ответной реакции.. я не хотела никого обидеть-просто высказала своё мнение.. с приветом Светик!

Наталья Радуль   06.10.2018 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.