Арахна цифровых тенёт

Вот представь ситуацию: От скуки ты решил сходить в кино, и выбрал билет на ближайший сеанс случайного, незнакомого тебе фильма. Ты выходишь из кинозала довольный (или не очень) увиденным, уже стоишь в очереди к гардеробу, и вдруг, невольно улавливаешь, как кто-то говорит позади:
"— Ухх, это было круто.
— Да ну, по моему так себе."
Ты, скорее всего тут же забудешь про этот диалог, но прежде мысленно согласишься с одним из собеседников, ведь тебе тоже понравился/не понравился фильм.
А теперь представь, что собеседников не двое, а, к примеру, четверо. И они говорят:
" — Фильм — полная херня, прошлая часть была намного лучше.
— У этого режиссера, что ни фильм, то шедевр. Гениально!"
На этот раз ты не можешь полностью согласиться с кем-то из них, ведь ты ничего не знаешь ни об этом режиссере, ни о его фильмах, но предыдущие высказывания уже кажутся слишком примитивными. А что если собеседников не двое и не четверо, а больше, намного больше? Сотни. Тысячи. Миллионы. Чем больше сторон, тем труднее выбрать одну из них. И нужно ли? Многоголосие чужих мыслей, в таком случае, пробуждает мысль собственную. Но ты, конечно же, не мог бы стать случайным свидетелем всех этих бесед; Не мог бы стоять в очереди кинотеатра или сидеть вечером на кухне в тесной компании миллионов человек одновременно, и обсуждать с ними фильм, который вы только что посмотрели. Не мог бы… до появления интернета.

Теперь мы видим все, о чем здесь думают люди. Все, что раньше звучало только в скромных пределах кухонных стен или стен наших собственных черепных коробок теперь стало открытым и обозримым для сотен и тысяч людей вокруг. Нет, интернет не молот, который разрушил перегородки между людьми. Интернет — хирургическая пила, которой аккуратно разделили тело социума пополам, не повредив естественные грани.  Перед нами наглядный сагиттальный анатомический разрез. Теперь мы видим общество изнутри; Видим, как всевозможные идеи и мысли циркулируют в его полостях; как  сталкиваются и разделяются мнения; как они бурно реагируют друг с другом, подобно химическим веществам. Поначалу от такого вида становится дурно. Разнообразие форм и строений человеческой мысли пугает, разум отказывается воспринимать все это всерьез. Но чем дольше находишься в интернете, чем больше пропускаешь через себя потоки разной субъективной и объективной информации, тем больше нуждаешься в способности ее оценивать. И однажды для оценки уже не получится обойтись простым согласием или не согласием с чьей-то мыслью, возникнет вопрос: "Неужели никто не замечает самого очевидного?" И в этот момент — момент, когда человек решается смешать персональные ощущения и опыт воедино, чтобы, в последствие, влить свою амальгаму в пульсирующую вену виртуального общества, — он становится его частью и продолжением. Так личность создает интернет. Так интернет создает личность.

Формирование личности происходило всегда и происходит вне интернета — это обычный процесс, локальная эволюция мысли. Но интернет продвигает его быстрее за счет огромного информационного оборота. Блоги, форумы, дневники, журналы, дайджесты, энциклопедии, социальные сети — все это нити, составляющие сеть глобальную. Ежедневно эти нити из человеческих оценок и мнений, ассоциаций и отсылок, мыслей и эмоций вьются все дальше и дальше, расползаясь по всему интернету. Интернет близок к тому, чтобы стать хранилищем и передатчиком не просто информации, но чувственного опыта, как основной составляющей человеческого сознания. Только бродячий вдоль этих нитей разум теперь не эволюционирует, как при нормальных условиях, а мутирует за счет резкого, не дозированного употребления разнородной информации. Личность составляется не из личного опыта, а из беспорядочно накопленного чужого. Какие результаты принесет такая мутация в будущем? Сделает людей сознательнее, свободнее, разностороннее или же намертво их присовокупит оптоволоконной жилой ко всемирной сети, сделает зависимым от сторонних суждений? Трудно пока это предсказать, ведь интернет все еще слишком маленькая часть нашей жизни, и многие из нас по-прежнему общаются, учатся и взрослеют в реальном мире.

Во всяком случае, Арахна продолжает ткать свое полотно, и, кто знает, возможно, спустя поколения, мы увидим на нем изображения Богов. Ну а пока мы наблюдаем только стада подписчиков раковых пабликов ВК, легионы анонимусов, толпы фанатов видеоигр и видеоблоггеров. Нам остается только надеяться, что виртуальная сетчатая материя станет все-таки пеленой в колыбели новой мысли, а не саваном в усыпальнице мысли как таковой.


Рецензии