пабло ты никому не понятен и не нужен

вы меня не поняли - стихотворение Павла Бетача
*
Журнал Рецензент
*
"Вы меня не поняли, но вы меня ещё поймёте"


          Данная рубрика предназначена для того, чтобы авторы имели возможность реабилитровать или раскрыть суть стихотворения, которое незаслуженно осталось неуслышанным или непонятым, недооценённым.
Если у Вас есть такое произведение на примете - Вам сюда.



Сторож

Павел Бетач
                http://www.stihi.ru/2017/06/21/808




Сторож школы, завода, театра,
супермаркета, автостоянки,
храма, банка, университета,
склада, кладбища, стройки, борделя,
стадиона, аптеки, причала,
планетария, свалки, пекарни,
бутика, космодрома, музея,
парикмахерской, мельницы, бани,
поликлиники, библиотеки,
дельфинария и луна-парка
не умеет забыться сканвордом
и сомкнуть стопудовые веки,
даже если становится жарко
у него в одиночестве гордом.

В. Ий

© Copyright: Павел Бетач, 2017
Свидетельство о публикации №117062100808

***
© Copyright: Журнал Рецензент, 2017
Свидетельство о публикации №117092304463



***
Рецензии

Написать рецензию

Что, прежде всего удивительного в этом стихотворении? Правильно. Это не стихотворение. Кроме последних 4- х стихотворных строк, остальные (предшествующие им) 10- ть, перечисляющие разные объекты (здания и сооружения) не имеют стихотворного Ритма. В некотором роде и разбирать нечего. Однако, сам факт почти полного отсутствия Ритма в силлаботоническом стихотворном Размере (преимущественно 3- стопном Анапесте, ж) уже повод, если и не для разбора, то для обозначения этого феномена. Что есть факт. И велика сила Поэзии! — кто бы там что ни говорил. Автор пишет стих — ставит слова в строгий Размер, — и ни сном ни духом за почти полное отсутствие стихотворного Ритма. И действительно, для чего он нужен стихам... Прежде чем продолжить разбирать этот текст, хочется немного отвлечься на дела насущные. Если позволите... А то ж... репейник, лопух, подберёзовик, мята, мелисса, омела, укроп, виноград, сельдерей, мать-и-мачеха, ландыши, перец, петрушка, картофель, клубника, салат, одуванчики, хрен, огурцы, помидоры, морковка, патат, расторопша и сливы, и просто трава в огороде. И я, сосчитав этот омут, и радуясь этому чувству, — имперского счастья свободы, — стою как потерянный странник. После того как у нас на Стихирустии, пошли слухи о том, что мы, россияне, теперь живём в Империи, ваш покорный слуга, от этой гордости, воспрял аки агнец своими крылатыми мыслями — о собственном императорском огороде Его Высочайшего Величества Случая. Которые, вот, наконец-то оформились и в слова. И кого бы за это поблагодарить... — поди знай. Это да. И знаете, глядя на неувядающую траву в своём царстве полной свободы, я стал по-настоящему счастлив. Спасибо братья украинцы! Кричал я. Если бы не вы, разве ж я знал бы когда, каково оно — жить в Империи. Как говорят у нас в Тьмутаракани: в Амперии. Всё. Зарядились бодрой энергией. Теперь в путь.
ТОЧНЕЕ продолжим. Что мы наблюдаем ещё в предложенном для разбора тексте? Неужели Сонет? Неудивляйтесь, сам бы никогда не догадался, — всё слухи. Если у вас случились 14- ть строк, пожалуйста, не забудьте приклеить к ним ярлычок Сонета на обёрточку, дабы читатель смог оценить всю важность этой твёрдой формы. Ну давайте попробуем.

ДЛЯ НАЧАЛА, 1 Сонет Итальянский (4-4-3-3):

•••
«Сторож школы, завода, театра,
супермаркета, автостоянки,
храма, банка, университета,
склада, кладбища, стройки, борделя,

стадиона, аптеки, причала,
планетария, свалки, пекарни,
бутика, космодрома, музея,
парикмахерской, мельницы, бани,

поликлиники, библиотеки,
дельфинария и луна-парка
не умеет забыться сканвордом

и сомкнуть стопудовые веки,
даже если становится жарко
у него в одиночестве гордом.»
•••

2 Английский Сонет (4-4-4-2):

•••
«Сторож школы, завода, театра,
супермаркета, автостоянки,
храма, банка, университета,
склада, кладбища, стройки, борделя,

стадиона, аптеки, причала,
планетария, свалки, пекарни,
бутика, космодрома, музея,
парикмахерской, мельницы, бани,

поликлиники, библиотеки,
дельфинария и луна-парка
не умеет забыться сканвордом
и сомкнуть стопудовые веки,

даже если становится жарко
у него в одиночестве гордом.»
•••

Хух. Отлегло. Обойдёмся без тезисов, антитезисов, синтезов и код. Всё просто. По форме, — идущей от Ритмики, — это Итальянский Сонет. Насколько мне известно, — да и по форме это ясно, — безо всяких этих английских ребусов. Если же сказать пару слов о 14- ти строках любого (стихотворного) текста, то кто его знает, чисто теоретически, это возможно. Имеется ввиду Сонет. Особо я формами ещё не занимался, поэтому, пока, пусть будет так. Сонет, так Сонет. Безрифменный. Тоже, теоретически возможно. Другое дело, не забываем о Ритме. Которого, повторюсь, по-прежнему нет, в первых десяти строках этого текста. Тем-то и интересен этот суррогат стиха. Возможно, от перечисления чего бы то ни было, вообще, — больше такого прецендента, претендующего на почти полное отсутствие стихотворного Ритма – в Силлаботонике! – и не будет. Одно исключение. Всё. Подтверждающее правило,
ЧТО Силлаботоника, это своего рода сахар Поэзии, — более всего, расположенный к стихотворному Ритму, — то, что отличает стихи от прозы. Это поверхностное наблюдение, конешно, для любителей изящной словесности, но проще и легче сказать именно это, нежели долго и нудно перечислять практически всё, что касается сего странного феномена, — написания стихов. Да и... что там говорить, когда вся проза, если её отмерить, так сказать, вся — силлабометрична.
ПОЭТОМУ, когда к нам, в Россию, пришла Силлаботоника (Система стихосложения, ИЗМЕРЯЕМАЯ одной Стопой), то она как истинная леди, дала о себе знать, сразу и бесповоротно, — выразив всю свою пленительную стать, в полной мере. Шаг влево, шаг вправо, — всё по этикету, — никаких поползновений в сомнительные дебри медовой Силлабометрики, — дывчины с улицы, куртизанки-юлы всех поэтических притязаний на всеобъемлющую свободу. Но. Силлабометрика, — это Система стихосложения, ИЗМЕРЯЕМАЯ двумя Стопами. Не забываем об этом. Для проформы, — и обозначаю сие. Больше нет. Исключение, — Дроби: Дробные Логаэды как Силлаботоники так и Силлабометрики.
КАК В МУЗЫКЕ, — если кто знаком, — есть простые Размеры — двухдольные (2+2+2...) и трёхдольные (3+3+3...), а есть смешанные размеры (2+3+2... 3+3+2... и так далее), то есть состоящие из простых размеров. Однако, не удивляйтесь, но такой простой арифметики, почему-то до сих пор никто не знает. Всем академикам Стиховедения, — привет! А мы продолжим. Точнее вернёмся к тексту.
АВТОР! Ну как вы смогли, — как?! Расставить слова — уложить их — преимущественно в 3- стопный Анапест? Там где есть первый удар, — это его брат Хорео-Дактиль, ХД4_б1. Поразительно! Одно можно сказать, автор, точно знает — как писать — стихи — правильно. Ещё можно похвалить автора за соблюдение правил препинаточного искусства. Каждый объект, просто показателен и выделен соответствующей запятушечкой. Дабы какой-нибудь нерадивый читатель не поймал автора на неуважении к Великому и Могучему. Что ж похвально автор, похвально. Другое дело, что неуважаем законы Поэзии, — каждая строка должна быть с заглавной буквы. И форма Сонета должна быть выделена строфически. Воля автора, конешно, лелеять инструмент, забывая о его Создателе.
ЧТО ЕЩЁ можно сказать в плюс этого текста? Пожалуй всё. Хотя то, что терзало нас сумасшедшим и диким хохотом целый день, тоже вроде как идёт в этот самый плюс, — однако, не думаю, что по правилам разбора это так.
ПОЭТОМУ поговорим немного о грустном. Да, этот фантастический прозариум Итальянского Сонета, тянет на самую, что ни на есть, пародию. Саму по себе уже. Хотя картинка его, в некоторой степени, также, как это ни странно, марширует в плюс (да сколько же вас!), — ибо так есть. И это надо обозначить.
ПРЕДСТАВЬТЕ себе или помыслите о некоей высотной архитектуре, гордо возвышающейся над известными объектами (приведёнными в прозаическом прозариуме) и освещая их, ночью, своими фонарями. Или же просто, — для ясности, — стоит Адмиралтейская Игла, например, — светит не светит, не важно, Питер же, – белые ночи, — а вокруг банки, гостиницы, пиццерии, аэродромы, самолёты и много чего ещё, что находится под наблюдением и защитой этого всеобъемлющего ока государыни Адмиралтейской Иголочки, — так же это называется? Аи... Аи... Вот они и И-кают, а отнюдь не икАют. Пи-и-и-терцы. Но вы поняли, вобщем! Это и есть картинка прозаического прозариума, заканчивающаяся стихотворным. Который, в свою очередь, —

«не умеет забыться сканвордом
и сомкнуть стопудовые веки,
даже если становится жарко
у него в одиночестве гордом.»

— и вот, — и поди знай как считывать разворачивающееся перед нами стихотворное полотно: 1 «неумение забыться сканвордом» — прямая речь; 2 «стопудовые веки» 160 кг то бишь, если и Гипербола (преувеличение), то небольшая, если Эпитет, то вряд ли к этой картинке; 3 «становится жарко» от света прожекторов, то есть прямая речь, а не Метафора; 4 и наконец, «одиночество гордое», также понятно своей очевидной простотой, — неискушённой в волнующей магии речи... Всё ясно, понятно и наглядно продемонстрированно, если мы говорим о вышке с прожекторами. То есть о картинке этого СИ — Сонета Итальянского. Другое дело, если говорить о пародии. Которая очевидна, — ритмически. То бишь изначально. Бывает такое. Ловишь текст на одном, — приходит другое. И как быть? Здесь можно. Потому что здесь можно и нужно разбирать текст, отталкиваясь, исключительно от Ритмики. Итак,
ПАРОДИЯ. Собственно, идущая и от авторской мысли себя любимого. Де, вот они мои угодья, которые я охранял. Ага-ага. Мечты, сидящего на обшарпанном кресле сторожа, охраняющего какой-нибудь вокзал захолустного городка, и не заметившего как у него от таких-то мыслей, попросту встал, — палец к верху. Непроизвольно так: Эврика! И не спрашивайте меня как это возможно. Другое дело, не говорите его благоверной, если таковая имеется, за эти гордые полные одиночества, вспыхнувшие чувства собственного достоинства. Ибо, уверен, не каждая дывчина способна оценить всю прелесть Метафоры как естественного и плодотворного акта видения поэтом феноменального мира —Это всё моё. Я, здесь, главный. Ещё бы не встал, — палец имеется ввиду. Не забываем об этом. И сериал «Интерны» вам НЕ в помощь. —Люба, я конешно всегда знал, что Левин помешан на медицине, но не до такой же степени. Захожу в ординаторскую. А там Левин. Читает справочник по... — и у него ярко-выраженная эрекция. Жуть. А лучше, глянуть, что там на самом деле было. Щас. В следующем посту...

Рихард Мор 2   23.09.2017 14:00   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Сериал «Интерны». Первый сезон. 11 серия. То, что нас интересует.

•••
ПЕРВЫЙ ДИАЛОГ. Быкова и Любы.
•••
Быков: —Да-а-а-а-а... Недооценивал я Левина. На науке чокнулся. Люба, — встрепенувшись от своих мыслей, рефлекторно: —Идиот... (сразу же опомнившись) —А вы что имеете ввиду? Быков: —Я имею ввиду, что он сейчас сидит в ординаторской, листает учебник по фармакологии и у него ярко-выраженная эрекция. Люба, — которая просто зависла от такого напора информации...: —В смысле?.. (необъяснимые двигательные и лицевые движения в разные стороны и головой вниз). Быков, — поддерживая Любу, уверено взметнувшейся, также, головой вниз: —В прямом смысле. Возбуждается он. Но учебник по фармакологии. Нет, чтобы там, ну.., журнал с голыми женщинами, учебник по геникологии, ну мало ли что нового... похабени-то полно. А это так... Не понимаю. Я даже побаиваться его начал.
Звонит мобильник Быкова. Он извиняется и уходит. Люба, — сама с собою: —Чё-то я совсем ничего не понимаю... А где он там?.. И идёт в ординаторскую.
•••
ВТОРОЙ ДИАЛОГ. Любы и Левина.
•••
Левин лежит на диване и читает вслух учебник по фармакологии: —Один миллиграмм на килограмм веса... И тут входит Люба. Левин: —Люба! — и быстро прикрывает своё гордое в полном высочайшем одиночестве непокорное хозяйство всё тем же учебником по фармакологии. Люба, — старательно выговаривая каждое слово: —Сморчок, ты, поганый. Значит на книжки у него запросто, — и показывает, скорей всего рефлекторно, форму сжимающейся ладони в сторону этого хозяйства. А на меня, никак. Извращенец! Левин, — скороговоркою: —Лю-ба, ты всё не так по-ни-ма-ешь. Я сейчас всё объясню. Люба: —А чё тут объяснять?! Когда твою объяснялку — и показывает на хозяйство... — из коридора видно. Левин: —Это, чтобы отвлечься. Люба: —Я тебе сейчас так отвлекусь, — и жестом падающего кулака в сторону объяснялки... что Левин сжимается ещё больше. А Люба продолжает: —Иди, вон, в библиотеку отвлекайся. Мань-я-чина. И уходит. Левин, — вдогонку: —Люба! Я не маньячина! Честно!
•••
Наверное, — мужчина, хотел было сказать Левин, когда Люба скрылась за дверью, которая всё продолжала и продолжала махать и махать, словно прощальным опахалом перед ничего не видящим бедным Левином, до этого посетившем Ивана Натановича Купитмана, местного гинеколога, знавшего толк, как, можно возбуждаться, читая обычный учебник по фармакологии.
ТО ЛИ было у нашего героя... — простого сторожа захолустного вокзала, мы, наверное никогда не узнаем. И наверняка, тоже. Однако, прошу заметить, — последние две строки:

«даже если становится жарко
у него в одиночестве гордом.»

Обычно, если хотят слегка другого эффекта, пишут так:

«даже если становится жарко
...в одиночестве гордом.»

Но как вы понимаете, — 3- стопный Анапест, в этом случае уверено летит в сторону неумех и неофитов. Что, безусловно, нашему мастеру стихосложения, претит и колется. А ну-ка кто придёт и посчитает чудовищное нарушение Изосиллабизма (слогового объёма) Размера в последней строке этой очень ритмичной баллады о подвиге наших неувядающих сторожевых бультерьеров. Поэтому и: ...жарко / у него... Где? Только давайте обойдёмся безо всяких аллитераций и высказываний замечательной Фаины Раневской. Чай и так понятно, что сидя на своём месте, если что-то и согревает душу — в душе, — так это гордое одиночество, — у него. Нет, не полное. Или полная.
ЕЩЁ, хотелось бы обратить внимание на СТОПУДОВЫЙ (очень хотящий спать) Эпитет, бросающийся своей громоздкостью и некоторою неуместностью. Хотя можно сказать, попросту — диссонирует. Ах. Да. Диссонирует также последнее окончание стихового отрезка: ГОРДОМ. То ли из-за инверсии В ОДИНОЧЕСТВЕ ГОРДОМ, то ли из-за аллитерацинной зевгмы (кажись так): у неГО...ГОрдом. Вот и думай, что там за противозащитная провокация у него на слове ГОРДОМ. Что-то знакомое... а что, — поди знай и вспомни. И на этом, можно сказать, всё, по стихотворному прозариуму в его пародийной парадигме (и не спрашивайте меня, что значит это слово).
ЕСЛИ, в некоторой степени, попробовать совместить (синтезировать) не пародийную картинку, — ВЫШКИ с её кривой составляющей, — ГОРДОГО СТОРОЖА, то также просматривается оправданная ирония. Только вышка, только она — без всяких слов и стучащих в грудь кулачищь — выдерживает написанное автором, — но отнюдь не обычный (да хоть какой) сторожевой пёс, вечно беседующий со своими сканвордами, вечно не спящий (в своём Сиэтле), но вечно очень медленно моргающий (с интервалом от часа до внезапной побудки) вечными стопудовыми веками в своём вечном и верном жаргонизьме, — отнюдь не веками, — в своём вечно гордом одиночестве. И лишь когда становится совсем жарко, — начальник например заметил его в таком гордом одиночестве, — а никто и не предупредил, — что он, сразу же подрывается (как говорят на пожар) и начинает создавать иллюзию наиактивнейшей не суеты (отнюдь не обороны) вокруг охраняемого им объекта. Всё это, как вы понимаете, — и ещё раз повторю, — не относится к стойкому и железному охраннику со стопудовыми озёрами света над своей головой, — то есть вышки, денно и нощно стоящей над суетой вечно суетного мира. Браво! — девочке. Поэтому, да. Всё так. Есть пародия. Есть. На наших сторожей. От истинных наблюдателей. За что автору — ещё один безусловный плюсик.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ, хочется вернуться к тому, что в некоторой степени не имеет отношения к этому разбору. И в тоже время, — непосредственное. Вопрос я задавал. Помнит ли о нём, автор? Надеюсь. Тогда жду ответа. А мы пока подведём черту этой прозариумной эпопеи. Итак
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ТЕКСТ: 10- ть первых строк — прозаических; 4- ре заключительные строки — стихотворные. Размер у всех строк: 3- стопный Анапест, с женским окончанием. О Рифмах прозариума, смешно говорить. Но поскольку, мы договорились о Сонете — Итальянском, не забываем, то Схема Рифмовки двух трёхстиший такова: АБВ АБВ —

•••
поликлиники, библиотеки, 1А
дельфинария и луна-парка 2Б
не умеет забыться сканвордом 3В

и сомкнуть стопудовые веки, 1А
даже если становится жарко 2Б
у него в одиночестве гордом. 3В
•••

Где, последний аккорд, всё же по-прежнему ГОРДО диссонирует. Почему, — мы уже говорили об этом.
У ПРОЗАРИУМА есть картинка. Это — вышка с прожекторами, обозначенная в стихотворном отрезке прозариума. Также у прозариума есть пародийная картинка (в том же стихотворном отрезке), — это сам сторож, брошенный судьбою на произвол судьбы в полное одиночество, а точнее гордое, — зато стоит и в ус себе не дует — в мечтах о стольких охраняемых им объектах. Не знаю, стоит ли давать совет нашему герою, — немного сбросить огонь таких неимоверных переживаний, — думаю, сам справится.
В ЦЕЛОМ, оцениваю этот прозариум положительно, — прежде всего — со своей теоретической колокольни. Такие прозариумы — поди сыщи. Ну и... все стихи, так или иначе складывающиеся в мозаику... — грех жаловаться на них. И для многих авторов, — сигнал очевидный: Где твой ритмический слух? Что, безусловно касается и многих критиков, разбирающих стихи, исключительно по смыслу. На этом, всё. (05.09 — 13.09 — 23.09.2017).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 ТЕКСТ.
Сторож
Павел Бетач
http://www.stihi.ru/2017/06/21/808

2 О СОНЕТЕ И ПРОЧЕМ.
Рецензия на «Литературное кафе» (Литературный Фестиваль Рунета)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/09/02/3459
http://archive.li/dXOYf

3 О РАЗБОРЕ И ВОПРОСЕ.
Рецензия на «ещё раз об организационном структурировании» (Журнал Рецензент)
http://archive.li/G9HFB
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/09/03/526

Рихард Мор 2   23.09.2017 14:01   Заявить о нарушении


Рецензии
*
*
... здесь показано бессилие Бетача и, как оказалось, кроме похабных частушек ему предъявить НЕЧЕГО ... (((
... а вот мои пять копеек Павлу Бетачу...
... жаль, что не могу здесь воспроизвести его скабрёзности ...
*
*
*
БАВЛО ЧИБИС - НЕ КОМИЛЬФО
*
(диалог со знатоком поэзии)
*
бавлику
*
*
вянут уши и цветы
тарабарский моветон
загогулины пусты
тарантас – не фаэтон
нота нудная гнила
бедный, пабло, ты нелеп
бестолковое «бла-бла»
ты бубнишь второй куплет
от макушки и до пят
слоги дыбятся винтом
звуки мутные скрипят
комильфо - не моветон

19.03.18.
***
андрогин-абориген
воздух для тебя пурген
голопупый какаду
кол засунь себе в дуду

***
я тебя от смерти спас,
рифмопасо-папуас...

***
пабло, выкати глаза,
помолись на образа,
тарабарщину умой,
не юродствуй, а за мной
не ходил бы по следам, -
милостыни не подам,
шепелявь себе под нос,
курошлёпый меринос ...

***
пабло, ты сегодня щедр,
подари-ка нам шедевр,
приоткрой богатства недр,
есть ли там хоть что нибудь?
и тогда - продолжим путь ...

***
... искры нет, а ты чеши
острые карандаши
нарисуют во весь рост
пабло... вот ведь в чём вопрос
твой изъязвленный язык, -
то, - откуда ты возник...
что бы пабло ни сказал
люд честной тебя узнал...

... чемодан, вагон, вокзал ...

***
пабло, ты глухонемой
пятки синие помой...
камень в руку и суму
от поэзии сыну
муза вложит, а пока
пабло пляшет гопака ...

***
курошлёпый скоморох
мы тебя для ловли блох
приспособим... ты для нас -
путеводная глонас -
блохомеро-ватерпас ...

***
пабло-светоч, твой падёж -
манна или звёздный дождь...
перекошенный протез, -
ты куда, мой свет, исчез ?

***
лопочи ушами друг,
из овала сделать круг
не выходит - мыслью туг,
задолбал тебя испуг...
лихорадочны мозги
слов не могут двух связать
слаб ты, пабло, на изгиб,
твой язык бы привязать
стал бы ты вокруг зиять
ореолом пустоты
козам заносить хвосты ...

19.03.18.

Николай Сыромятников   07.05.2022 10:56     Заявить о нарушении