Итоги 20 Лепестки сакуры Монохромность в хайку

      Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего конкурса " Монохромность в хайку"! В этот раз мы работали, обращая внимание на внутреннее содержание в хайку, которому не мешала внешняя оболочка, включая цвет. Стоит заметить, что наши оценки становятся более объективными и участникам удаётся всё лучше и лучше учитывать многие нюансы требований к написанию хайку. Это радует. Обратите внимание, что ваши оценки часто совпадают. И это хорошо. Значит удалось прийти к согласию! Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5.  Итак, вот наши результаты на этот раз:

1. Шабалина Людмила
1) письма на снегу
 убегают цепочкой
   синичьи следы
*
5-7-5;
птичьи следы на снегу похожи на письма или
письма похожи на птичьи следы -
летящий почерк, темные буквы на белой бумаге;
гармоничное произведение,
единственный недостаток - множественное число.
 - Задумка интересная - размышление над сиюминутным и вечным. Тема хайку - это "поэт и его пейзаж", наблюдать природу и интуитивно усматривать её связи с миром человека, здесь есть всё. Хайку произносится на одном дыхании, есть пауза между частями, есть разночтение, картинка рисуется, присутствует монохромность, но есть олицетворение, и с КИГО заминка, снег может быть и осенью, и зимой и весной и даже летом и от прилагательного "синичьи" можно было бы уйти, есть провалы ударения - первый и последний ударные слоги
- 1. Интересное стихотворение, но много замечаний по жанру хайку. Оценка: 6
2. Здесь есть пейзаж и нет человека. Есть метафора, олицетворение, инверсия. Оценка: 2
 - Замечательно! Понравилось! Но «убегают» - метафора.. (к сожалению…)
- Олицетворение (убегают следы), Убегают цепочкой – метафора.
1-ая строка провал ударений. /- - - /. Откуда знаем, что следы синичьи, а не воробьиные? Оценочное определение. И снова письма на сенгу… Это было среди работ… 2-ая строка – и к 1-ой и к 3-ей звучит, как метафора. Чувства не очень затронуты, убегание – ни на что не наводит. А так, в целом по идее понравилось. Попытка философии в наличии. И потом, синичьи – мелькает цвет неба! Разве нет?!!!
Оценка
10+4, 10+2, 6+2, 10+3, 6+2=42+13+5=60

7) окошко настежь
 трёхмесячная сажа
  плавает в тазу
*
5-7-5;
всё понятно, но неприятно. "трехмесячная" - оценочно.
- Весеннее сенрю - предмет стиха - человек, природа используется для иллюстрации!!! Две оценки автора - настежь (наречие) и трёхмесячная (прилагательное), а почему трёх - потому что зима три месяца, это по календарю, а наяву она может быть и больше...2 части, есть кирэ из двух существительных.
- 1. Не очень поэтично, по-моему. Оценка: 4
2. Нет Киго, оценочное слово (трёхмесячная). Оценка: 2
-. Не очень приятная картинка. Есть оценка.
- ой! Трёхмесячная – ужасная оценка в прилагательном! И почему окошко, а не окно? И к чему это сажа? Я не поняла, простите…. Был пожар? Киго нет. Провал ударений в 3-ей строке.
Оценка
5+3, 2+1, 4 + 2, 5+3, 4+2 = 20+11+5=36

12) иероглифы
 колышутся на ветру
   злаки в сугробах
*
5-7-5; всё нравится, кроме злаков - что такое "злаки в сугробах" я не понимаю.
 -  Есть две части, разночтение-1+2 и 2+3. Рисуем хайку - иероглифы, а злаки? какие? семейство злаковых - пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо...- какие будем рисовать?, как нарисовать колыхание, ветер. На картинке остались иероглифы на сугробе, все злаки кроме, кукурузы, в самом сугробе спрятались.
 -  1. Понравилось очень! Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Интересное хокку. Много абстракции.
- злаки в сугробах – очень понравились – это находка! Картинка сразу рисуется. Вот иероглифы куда бы отнести? Только сравнение. Обычно они пишутся на папирусе, бумаге, но не на снегу. Это навязываемый образ. Не стоит этого делать. Думаю, лучше было бы кинуть на сугроб листок с прописями, к примеру, для органичной иллюстрации нашего пейзажа.
Оценка
 6+4, 6+4, 10 + 5, 6+4, 8+4=36+21+5=62

2. Арина Шик
2) стайка воробьёв
 на кустах облепихи
    ягоды в снегу
*
5-7-5;
чёткая зимняя картинка - мило, но чувства не затрагивает; "стайка" - уменьшительное в хайку не приветствуется.
 - Поэту хайку свойственно умение - великое воплощать в малом, осознание бренности мира, хрупкости и изменчивости жизни. Поэт создал образ и дал возможность читателю закончить последним взмахом кисти образ, закончив творение. Рисуется поздняя осень - ещё не успели в саду собрать облепиху, но выпал снег, стая воробьев, усевшись на ветках, греются. Есть единство в частях - стая воробьев и несобранные ягоды облепихи, как стайка желтопузиков среди снега. Есть поэт и его пейзаж, разночтение, две части, но есть провалы ударения - первый и последний ударные слоги
- Киго - зима. Двучастность. Картина зрима, понятна , но хочется домысливать.
Ягоды - лишнее слово, поскольку уже есть "облепиха".
 - 1. Стихотворение понравилось, красочное, но без указания на цвет. Оценка: 7
2. Есть пейзаж и нет человека. Оценка: 3
- Зримая и готовая картина.
оценка
Оценка:
8+4, 10+4, 9+3, 7+3, 10+5=44+19+5=68

13) в сиянии софитов
 кошачья  а капелла
   капля за каплей
*
7-7-5;
первое слово - предлог, это не очень хорошо; софиты - это театральное освещение, речь идёт о спектакле? или автор имеет ввиду, что вся жизнь - театр? звон капелей похож на кошачье мяуканье? конечно, у каждого свои ассоциации, но мне так не кажется.
 -  Сразу начинать хайку с предлога не комильфо. Повторюсь одно из главных маркеров для хайку это написания в три строки, даже если мы не считаем слоги, то всё равно соблюдать форму должны - три линии – короткая, длинная, короткая. есть две части, разночтение. Попробуем переписать: капель за стеком...кошачья а капелла в блеске софитов - смысл стал более отчётлив, ассоциации понятнее. Вот только как это нарисовать - сосульки, капли кошки, остальное домыслы
- Софиты - это в данном контексте, видимо уличные фонари. В свете которых - кошачья а'капелла.
Сезонное словосочетание здесь - "кошачья а капелла" - ясно, что действие происходит весной. Само слово а капелла для этого времени года ассоциируется с капелью - не;кий каламбур. Третья строка - неудачная, на мой взгляд - как может кошачье пение быть "капля за каплей"?
Предлог "в" в первой строчке - лишний.
 -  1. Интересное хайку. Прекрасно использована аллитерация. Оценка: 6
2. Вряд ли здесь установлены софиты, так что – это метафора. Как и «кошачья а капелла». К тому же звук в хайку не приветствуется. Оценка: 2
- Красивая картина, если ее увидеть и услышать. Нарисовать а капеллу (неважно, звон капель это или кошачье пение) невозможно.
Оценка:
6+3, 7+3, 7+4, 6 + 2, 7+4=33+16=49

3. Ольга Балясникова
3)  Снежный вихрь затих
 Мороз сковал все вокруг
   Мертвые дворы
*
5-7-5;
два глагола, один - в прощедшем времени, категорические не нравится слово "мёртвые" -
слишком мрачно для хайку; "мороз сковал" - слипание согласных "з-с",множественное число.
- 1) Масаока Сики предпочитал спокойную простоту, что открывается взору, ничего большего в хайку, по его мнению, происходить не должно, находить красоту в обычных вещах. Присутствует дисфемизм - замена естественного в определенном контексте названия для усиления экспрессивности речи – пустой (двор) на мёртвый - это оценка автора, глаголы прошедшего времени, совершенного вида, стык ударений сковАл всЕ. Есть провалы ударения - первый и последний ударные слоги, лишние слова "все вокруг", а как нарисовать затихший снежный вихрь - домыслы автора и в зарисовке нет заглавных букв, мы просто рисуем словами.
- Киго - зима. Но есть лишние слова.Три разных предложения.Есть два глагола прошедшего времени совершенного вида.Дворы - множественное число.Мертвые - оценка. мороЗСковал - фонетика
- 1. Понравилось, грустное (или даже страшное) стихотворение, вызывает ассоциации и размышления. Оценка: 6
2. Автор делает предположение и навязывает нам своё мнение (снежный вихрь затих). Метафоры (мороз сковал, мёртвые дворы). Оценка: 2
- - ой! прошедшее время – 2 раза – мост в прошлое. Ужасная метафора – мёртвые дворы… Жуть. 3-х частность, а надо 2 части! Олицетворение. Цвет серой пустоты и щемящей грусти…
Оценка:
5+2, 4+2, 5+2, 6 + 2, 6+2=26+10+5=41

8) На снежной ветке
 Счастливая ворона
   Мороз и солнце
*
5-7-5;
картинка понятна, но нет взаимодействия  между частями, нет человека, хайку не затрагивает чувств, всё чисто созерцательно; "счастливая" - оценочно.
- Откликнулся Бассё в этом хайку-хондакори. Но попробуем нарисовать - ветка в инее морозном, ворона, солнце, но как нарисовать "Счастье вороны" - здесь оценка автора, слово лишнее и в зарисовке нет заглавных букв, мы просто рисуем словами. Зимняя картинка. Нет человека, можно отнести это к хайку-фристайл.2 части, разночтение-1+2 и 2+3.
-  Киго - зима. Здесь есть лишние слова, характеризующее киго. Счастливая - оценка
 -  1. Хорошее пейзажное стихотворение, но много нарушений по жанру хайку. Оценка: 6
2. Есть природа и нет человека, оценочное слово «счастливая» и, наверно, слово «мороз». Оценка: 2
 - И снова оценка – прилагательное «счастливая». Мороз как можно нарисовать? Человека нет нигде. Чувства вороны весьма сомнительны. Между частями вставляется «потому что» и поэтому нет напряжения между частями.
Оценка
6+2, 6+2, 7+3, 6 + 2, 4+2=29+11+5=45
 
14) Сломанная ветвь
 Рухнула от тяжести
   Долгий снегопад
*
- 5-7-5;
глагол прошедшего времени;и что удивительного, что рухнула сломанная ветвь?
нет взаимодействия между частями - последняя строка поясняет две первые.
 -  Хайку имеет две части, нет разночтения, есть кире, нет кирэдзи. Картинка хайку это всего лишь мазок кистью с краской, просто зарисовка, а в зарисовке нет заглавных букв, мы просто рисуем словами, а читателю нужно разобраться в этом кубизме абстракции. Рисуем - ветвь, снегопад, но как нарисовать "рухнула от тяжести" и "долгий"(снегопад) - оценка автора, его домыслы. Используются глаголы прошедшего времени, совершенного вида,- базовый принцип для хайку - быть в настоящем. Есть видимая связь между частями, можно поставить вопрос ТАК КАК?
 Киго - зима.
Картинка понятна, но очень буднично.
-  1. Пейзажная лирика, нарушения по жанру хайку. Оценка: 6
2. Есть природа и нет человека. Предположение, оценка (рухнула от тяжести, долгий снегопад), автор навязывает нам своё мнение. Оценка: 2
- оценка – «сломанная», прош. время «рухнула». Стык согласных т-т. 1,3 строки – провал ударений. Человека нет. Между частями вставляется «потому что» - нет напряжения между частями. Нет послевкусия в домысливании. Всё уже сказано. Цвета нет.
Оценка:
4+2,  4+2, 6+5, 6 + 2, 5+2=25+13+5=43

4. Наталия Белоус
4) Снегирь в кормушке
 На праздничной скатерти
   Блеск мельхиора
*
 5-7-5;
как сочетаются снегирь и скатерть? возможно, стол возле окнаили же снегирь - это фарфоровая фигурка,какой-то предмет сервировки;праздничная скатерть - оценочно,
почему именно праздничная? откуда такой вывод?мельхиор - не самый дорогой металл,
он может быть в обиходе ежедневно,если говорить о празднике, больше подходит столовое серебро.
- Красивое хайку – автор оставляет свободное пространство, предоставляя читателю заполнять его собственным воображением, ведь тайна искусства "югэн" состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Поэт и природа в единстве образов, два образа соединились вместе - кормушка для снегиря - тот же дом, есть стол накрытый человеком - счастье и покой, за окном зима, покой, счастье. Но одно но - оценка автора - "праздничная"(скатерть), ведь если мы будем рисовать хайку - снегирь, кормушка, скатерть, мельхиоровый столовый набор, а как нарисовать праздничную - значит это слово лишнее, без него можно обойтись и в зарисовке нет заглавных букв, мы просто рисуем словами.2 части, нет разночтения, есть кирэ, но попадаем в ловушку общей строки, если читаем 1+2 абсурд получается, в связи с этим требуется кирэдзи-знак препинания.
- Киго - зима.  Но уж очень не понятно:
откуда в кормушке праздничная скатерть? Или снегирь - вид из окна?
И блеск мельхиора - на праздничной скатерти? Почему не серебро?
- Реальная картина нарисована хорошо (если предположить, что стол рядом с окном, в котором – снегирь в кормушке.(в углу – елка и т.д… можно домыслить). Но, возможно, речь идет о статуэтке, фигурке на праздничном столе… Время года?!?
 - - Где скатерть? Где кормушка? Если картинка одна – значит скатерть в саду под деревом. А значит, время происходящего – лето! Но снегирь в кормушке – зима. Что-то я растерялась… Праздничная – оценочное прилагательное – это нежелательно! Блеск мельхиора и блеск, видимо, снега – задание монохромности. Выполнено!
Оценка:
 6+3, 6+3, 6+5, 8+3, 7+2=33+16+5=54

9)  Сосульки искрят
   Дети разглядывают
    Лужи у дома
*
 5-7-5;
 - искрят провода, а сосульки могут искриться на солнце, но в любом случае это оценочно
и метафорично; сосульки, дети и лужи никак не связаны между собой; картинка понятна,
но чувств не вызывает.
 -  Искрят щётки двигателя, провода во время бури, сосульки сверкают. Красивая с метафорой картинка ранней весны. Вроде бы автор использует "рисование с натуры" - метод Масаока Сики - создание в стихе достоверной картины "не замутненных фантазией", но основа метода сясэй - это естественность, "природность", но ни в коем случае не механическое перенесение деталей из внешнего мира в стихи. Две части, нет разночтения, есть кирэ из двух существительных в именительном падеже, значит кирэдзи не нужно, присутствует оценка автора - разглядывают (как нарисовать это действие - домыслы автора и опять повторюсь - в зарисовке нет заглавных букв, мы просто рисуем словами).
 - Киго - весна. Два глагола несовершенного вида.  Сосульки искрят - может - "искрятся"?
Фонетика - слипание гласных ИИ Множественное число.
- Картинка красивая и понятная. Метафора.
 - - и-и слипание гласных, два глагола заполняют хайку, но ассоциации не возникают из-за досказанности. Нечего больше вытянуть.
Оценка:
5+3, 5+3, 6+3, 5+3, 5+3=26+15+5=46

15) Лепестки яблонь
  Бессмертный полк шагает
    По улицам Томска
*
5-7-5; вероятно, День Победы, но почему именно в Томске? что изменится, если написать
Омск или Москва?
 - Весна, май, день победы. Поэт и природа - единство образов, природа устлала дорогу лепестками яблонь, весна в прошлом году преподнесла сюрприз, не знаю как в других городах, а в Томске точно - яблони расцвели к 1-му мая, а к девятому осыпали дороги и тропы лепестками, природа сыграла реквием бессмертному полку - белое на белом. Два образа слились, образуя нечто законченное, две отдельных картинки, но вместе единый пейзаж. В хайку используется приём сужения поля зрения, использованный Буссоном - крупный план, средний и элемент - лепесток, полк, улицы города, приём "саби" - красота с оттенком одиночества, а приём "юген" - придаёт таинственность, имеющая непостижимую глубину. Есть две части 5+13,кирэ, нет разночтения.
- Киго - весна. Всё понятно.  Только почему именно по улицам Томска?
- Зримая картина! Понравилась! Метафора.
- Томск, шагает – лишние слова. 1-ая строка – стык ударений.
лепестки яблонь
по улицам города
бессмертный полк
Оценка:
6+3, 10+4, 8+5, 10+4, 6+2=40+18=58

5. Татьяна Янковская
5) луна на небе
 снова катают снежок
   дети во дворе
*
5-7-5;
луна и дети - как-то не вяжется, всё-таки дети гуляют днем, а не ночью;и слово "снова" здесь неуместно,как можно нарисовать "снова"?
-  Киго - зима.Катают снежок - может, снежный ком? Почему дети при луне гуляют? Снова - лишнее слово.
- 1. Нет послевкусия, пищи для размышления. Оценка: 4
2. Инверсия, лишнее слово (снова). Оценка: 2
- дети допоздна играют в заснеженном дворе – идея понятна, можно нарисовать, но взаимосвязь между частями неполная.
  - лишнее слово «снова». Инверсия, надо дети катают снежок во дворе. Части взаимодействуют – блеск луны и снежного шара – задание выполнено! 3-я строка – провал ударения!
Оценка:
5+2, 6+5, 4 + 2, 8+3, 8+3=31+15+5=51

10) мороз и солнце...
 расцветает на ветках
    букет хризантем
*
5-7-5;
очень красивая работа, но многоточие мне кажется лишним.
- Киго - зима. Ассоциации - более чем) Двучастность. Один глагол несовершённого вида.
На ветках - букет? Может, - "на ветке"? И не было бы множественного числа.
- 1. Красиво, но много замечаний по жанру хайку. Оценка: 6
2. Есть природа и нет человека. Метафора, оценка - расцветает на ветках букет хризантем (хорошая строка для романса). Оценка: 2
- Красивая картина. Удачное хокку. Мн.ч. !
- вот, никак не пойму о каких хризантемах на ветках идёт речь! Метафора? Но что-то красивое, видимо… Но где человек? Речь идёт о какой-то традиции? Я её не знаю, простите…
Оценка:
10+5, 10+4, 6 + 2, 10+5, 6+3=42+19+5=66

16) полёт бабочки...
  в руках гейши мелькают
    изгибы чашки
*
- 5-7-5; очень красивая, филигранная работа - здесь и Чио-Чио-Сан,
и чайная церемония, и шёлк, и фарфор, и отношения...
 - Киго - лето? Двучастность. Картина зрима, понятна , но хочется домысливать. Ассоциации - более чем. Не понятно, как могут мелькать изгибы?
 -  1. Понравилось! Читаю и перечитываю с удовольствием, попадая куда-то в Японию (?). Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Нет КИГО. «Мелькают» ?!? Нет пейзажа. Хотя хокку красиво «по-японски». «Полет бабочки» ?!? - «застыла в воздухе»
- сезон сложно определяется. Бабочка может проснуться в доме в холодное время года. Но… красиво. 1-я строка стык ударений. Цвета играют в домысливании…
Оценка:
10+5, 8+5, 10 + 5, 8+4,  8+3=44+22+5=71

6. Елена Графская
6) морозное ришелье
  развешивает бельё
     соседка
*
7+7+3;
  Задумка интересная, хайку имеет две части(7+10), одна часть нам дала образ, другая его закончила. Автор даёт нам возможность разобраться, что он написал (нарисовал словами), но здесь мне стало неинтересно, потому всё сделал за меня (читателя), а мне предоставил возможность полюбоваться на красивую картинку, но есть инверсия. Одно из главных маркеров для хайку это написания в три строки, даже если мы не считаем слоги, то всё равно должны показать форму - три линии - короткая, длинная, короткая. 2 части, нет разночтения, есть кирэ, но попадаем в ловушку общей строки, если читаем 1+2 абсурд получается, в связи с этим требуется кирэдзи-знак препинания. Попробуем переписать: узор на стекле...висит на морозе бельё с вышивкой ришелье - смысл стал более отчётлив, ассоциации понятнее.
 -  Киго - зима. Двучастность.
Картинка очень понятна. Если бы не было слово "бельё", можно было бы домысливать, что именно развешивает соседка.
- 1. Понравилось, особенно 1-ая строка. Но если прочесть 1 + 2 строки, то получается несуразность. Оценка: 6
2.Инверия, слово «соседка», наверно, оценочное. Оценка: 3
- Готовая красивая картина. Инверсия.
- красиво, но метафора в наличии… Взаимодействие двух частей. Цвет белизны с узором – задание выполнено. Так и ощущаешь дыхание морозной свежести!
Оценка:
5+3, 6+3, 6 + 3, 6+3, 9+3= 32+15=47

11) старое фото
  скрывает седину
   шляпка с вуалью
*
Класс!!! Красивое хайку-фристайл - осень жизни - чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь, ощущение естественности можно усилить добавлением особых качеств, считается, что время способствует выявлению сущности вещей и потому японцы видят особое очарование в следах возраста. Есть две части, разночтение, но нет КИГО, и пейзажной лирики.
- Здесь нет киго. Шляпку с вуалью можно надеть в любое время года.
А седина - может характеризировать как осень жизни, так и зиму.
 -  1. Понравилось, но есть замечания по жанру хайку. Оценка: 6
2. Нет Киго. Инверсия, оценка (старое). Оценка: 2
- Красивая картинка, но не относящаяся к теме: нет КИГО и пейзажа.
- Красиво, но не хайку – пейзажа нет. Сезона нет.
Оценка:
6+3, 5+3, 6 + 2, 6+3, 8+1=31+12=43

17) лунки на озере
 плывут навстречу друг другу
     две рыбки
*
Красивая пейзажная картинка. Наречие лишнее - рыбки плывут друг к другу, говорит уже о том, что они плыву на встречу. Есть две части - 5+12, нет разночтений, есть кирэ, но попадаем в ловушку общей строки, если читаем 1+2 абсурд получается, в связи с этим требуется кирэдзи-знак препинания. Попробуем нарисовать - лунки на озере, в лунках две рыбки, всё остальное лишнее, нет КИГО, есть оценка автора "навстречу друг другу".
 - 6+8+3
Киго - весна или конец зимы? Рыбки к лунке плывут? - не понятно Множественное число.
1. Хорошее пейзажное стихотворение. Есть замечания по жанру хайку. Оценка: 6
2. Есть пейзаж и нет человека. Нет Киго. Инверсия, оценка (две рыбки). Оценка: 2.
-  Картина очень красивая. Нет разночтения. 6-8-3 КИГО есть.
- а кто видит этих рыбок? О чём это? Третья строка – стык ударений. Наречие – оценка. Рыбка - уменьшительное. Одна из них - приманка? или обе? Числительное в хайку...
Оценка:
5+2, 6+3, 6 + 2, 6+3, 5+3=28+13=41
===============================================


ИТОГИ 20 КОНКУРСА "Монохромность в хайку":

1-е место:   №16 - 71 балл  (Татьяна Янковская)

2-е место:   №2 - 68 баллов (Арина Шик)
            
3-е место:   №10 - 66 баллов (Татьяна Янковская)

4-е место:   №12 - 62 баллов (Шабалина Людмила)

             

Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО
16) полёт бабочки...
 в руках гейши мелькают
     изгибы чашки


2-Е МЕСТО
2) стайка воробьёв
 на кустах облепихи
   ягоды в снегу


3-Е МЕСТО
10) мороз и солнце...
 расцветает на ветках
   букет хризантем


4-Е МЕСТО
12) иероглифы
 колышутся на ветру
   злаки в сугробах


Поздравляем наших  победителей! И всех поздравляем с прекрасным конкурсом! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
За лучшие обзоры премировано по 100 баллов два автора: Татьяна Янковская и Арина Шик.

1514 21.03.2018 01:20 Перевод автору Шабалина Людмила -102
1513 21.03.2018 01:19 Перевод автору Шик Арина -408
1512 21.03.2018 01:18 Перевод автору Янковская Татьяна 2 -714

До скорой новой встречи! Всем весеннего настроения! И не болеть!

С вами Татьяна Игнатова.


Рецензии
Итак, друзья, мы завершаем прекрасный очередной конкурс, который прекрасно вплетается в коллекцию наших находок в области постижения самого утончённого поэтического жанра. Напоминаю, что в конкурсе "Монохромность в хайку" мы обращали внимание на раскрытие внутреннего содержания в хайку, которому не мешала внешняя оболочка, включая цвет.
Посмотрим, что у нас получилось по результатам конкурса:

1-Е МЕСТО
16) полёт бабочки...
в руках гейши мелькают
изгибы чашки

+ 1) Изящно и поэтично, в японском стиле, что соответствует жанру 2)взаимодействие образов 3)обыграна аллитерация к-х-г,
- 1)фонетический стык ударений в 1-ой строке 2)мелькание - распространение не в пространстве, а во времени, что не очень хорошо для хайку 3)мелькание изгибов - искусственный образ, непростой
*
полёт бабочки...
мелькают изгибы чашки
в руках гейши
(в данном случае читается дополнительно 1-3 строки)

2-Е МЕСТО
2) стайка воробьёв
на кустах облепихи
ягоды в снегу
+ 1)разночтение 1-2, 2-3 2)взаимодействие частей: маленькие птички, как правило, облепляют ветки, как ягоды облепихи - вытягивается ассоциация 3)ощущению холодного снега противопоставлена дружная семейка, которая оживляет кусты, не только количеством, но и цветом
- 1) провалы ударений в 1, 3 строках

3-Е МЕСТО
10) мороз и солнце...
расцветает на ветках
букет хризантем
+ 1)поэтично и красиво
- 1)метафора 2) мороз - не вещественное, как его увидишь? 3) букет на ветках - как это возможно: один букет на все ветки? 4) нет ничего от человека. Какие ветки? Дикая или садовая поросль?

4-Е МЕСТО
12) иероглифы
колышутся на ветру
злаки в сугробах
+ 1)поэтично и завораживающе красиво 2) аллитерация з-с
- 1)метафора "иероглифы"

В целом очень довольна конкурсом: прекрасными работами, обзорами! Все молодцы! Всем огромное спасибо!

Татьяна Игнатова

Клуб Золотое Сечение   21.03.2018 01:13     Заявить о нарушении
Татьяна, Вы читаете мои мысли, в дневнике было записано первоначально:

"танец бабочек"...
мелькают изгибы чашки
в руках гейши

и ещё один вариант

чай по-японски
в нежных пальцах красотки
изгибы чаван*

чаван – чайная чашка для японской чайной церемонии

Но из-за того, что не была выдержана форма 5-7-5, поменяла местами слова, из-за метафоричного образа, поменяла на "бабочки полёт", появилась инверсия, переставила местами, но в угоду стыка ударений - полЁт бАбочки...

Всегда прихожу на конкурсы чтобы чему-то научиться, почитать творения других авторов, без стремления занять места, а просто радуюсь общению, вижу свои ошибки, пытаюсь совершенствоваться...
Мы просто должны понять, что за сила заставила авторов обратится к восточной традиции, чем вызвано это взаимотяготение, и чём эти культуры дополняют друг друга? Ведь мало признать, что за каждым народом стоит право на самобытность, а нужно показать, в чём эта самобытность состоит, и как совершенствуется в культуре других народов, наверно в этом и помогают конкурсы.
"Разница национальных культур и обусловила их единство. Целое немыслимо без
взаимодействия разного, целое есть единство противоположностей. В таком случае можем ли мы не задумываться, в чём состоят это единство и эта противоположность. Культуры Запада и Востока дополняют друг друга, и это гарантирует жизнедеятельность целого." (Татьяна Григорьева - Японская художественная традиция)
Но понимая, что "танец бабочек" и японские названия будут не приняты авторами, хоть и будет стоять в кавычках - ведь в Японии бабочка ассоциируется с образом красивой девушки. По случаю большого торжества красивые девушки танцуют ритуальный "танец бабочек" - поменяла на полёт бабочки.
А ведь особенности художественного мышления японцев заслуживают внимания сами по себе, обогащают наши представления, Восток и Запад самопознаются друг в друге, мы через Восток пытаемся заглянуть в себя, и тогда процесс взаимопроникновения культур, будет благополучно развиваться в жизни.
Короткое стихотворение, всего несколько слов, а способно стать мощным конденсатором мысли и чувства. Каждое стихотворение - это маленькая поэма. Она зовёт вдуматься, вчувствоваться, отворить внутреннее зрение, внутренний слух.
У каждого из нас свои познания, своё виденье, а чуткие читатели - сотворцы данной поэзии. Достигается это разными способами: читатель должен сам договорить, додумать, дочувствовать.
На конкурсах мы должны постигать сотворчество в поэзии, быть не только авторами, но и читателями, развивать своё видение, внутренний слух...Восток и Запад должны функционально дополнять друг друга...мы едины, и то же время разные: по типу социального устройства, по типу сознания. Но главное это взаимопроникновения на духовном уровне, на уровне культур...
Татьяна, спасибо Вам...ждём продолжения...

Янковская Татьяна 2   21.03.2018 05:32   Заявить о нарушении
Всех поздравляю с днём Поэзии!!! Желаю трудолюбия, вдохновения, новых идей, свежих мыслей и лёгкого продвижения вперёд!

Янковская Татьяна 2   21.03.2018 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.