Паломнику взора

Что безвинно сгинул
                кто-то…
(Новелла Матвеева,«Разгул»)
               
               
                Пользуются красками, но пишут чувствами.
                (Жан-Батист Шурден)


Акустикой почерков, справок – затишьем
Как прядали! Прядали, скрыв, заглушив
Писателей видов – не бившихся с прежним! –
Паломников взора, молчавших в архив… 

Свидетель последнего «Пушкина в прозе»,
Он быт мял мазком – и быт ли крушил?
Вне «Толстых и Тонких», без склок и фальшивок
Написан им Чехов – где здесь «жар» и «тыл»?

Где виден в обширно известной работе
Тот бронзовый гнёт, что Серебряный век
С его «мирискусником» Осипом Бразом –
С тем гением самым – в забвение облек?

На тонны – секунды печатного текста
О нём, об одесском, лишь в двадцать восьмом
«Бежавшем» и до смерти самой хранившем
Музей Эрмитажа, отшельничий дом,


Да – лишь в документе-удостоверении
Что долго, извечно у Браза с собой
На память и – гордость… России ж – открытка
Издательства «СЛОН»6, где страна – на убой,



Где штрих литографий взрывался в бессмертьи
Российских сто сотен лет живших твердынь,
И где бездуховному – скупо «темница»…
Там – только истец-карандаш не остынь!

……………………………………
Что ж нам то? Как всюду - но трезво и честно
Обыденно «чистой» (то  есть «мытой»!) рукой
Кто б ввёл поискать – вдруг душе пригодится! –
Чем жив Осип Браз, и кто был он такой.



















Пояснения к произведению

О. Э. Браз (1873 – 1936 гг.) – русский живописец, один из лучших, по мнению А. Бенуа, портретистов своей эпохи. В советское время был репрессирован, а после – уже как эмигрант – «забыт»

1 – «Пушкиным в прозе» А. П. Чехова называл Л. Н. Толстой. Но ведь сколько жило в нашей стране таких «Пушкиных» - особенно в период России Серебряного века…
Согласно мнению автора, стиль Александра Сергеевича последним из всех гениев в своих произведениях стиль Александра Сергеевича «дочерчивал» уже упомянутый А. П. Чехов.

2 – разграничение образов на «Толстых и Тонких», на «горячих» и «охладевших» свойственно гротеску, классика же искусства – представлял которую и О. Э. Браз – держится, по мнению создателя стихотворения, на честном осознании характера, на понимании образа – а не на оценке натуры.

3 – «бронзовым гнётом» автор называет новаторство постмодернизма и соцреализма, по воле руководства РСФСР и СССР «изживавшее» классическое искусство

4 – «мирисусник» - распространённое в отечественном искусствоведении наименование членов художественного объединения «Мир искусства», куда входили классики и гении русской живописи (например, И. Левитан,  А. Бенуа). В 1920 – 30 –х гг. «Мир искусства» подвергся гонениям за свою «традиционность».
О.Э. Браз был участником и членом выставок объединения.

5 – О. Э. Браз, указывает историк искусства В. Погодин, до самой смерти держал при себе удостоверение хранителя ленинградского Эрмитажа, помня дни тщательной и качественной заботы о музее

6 – «СЛОН» - «Соловецкий лагерь особого назначения», куда по ложным обвинениям в 1924 году был сослан О. Э. Браз


Рецензии