Речная Нимфа. Свет пополам со тьмой. Рецензия

Недавно мне привелось выступить в роли эксперта и судьи на конкурсной площадке "Щучий омут": http://www.stihi.ru/avtor/omut902 Стихотворения оценивались по десятибалльной шкале.

Хочу поделиться своими рецензиями на стихи, представленные на конкурс. Начну с самых ярких, на мой взгляд, стихов.

*Стихотворение заняло 1 место на конкурсе:
------------------

Речная Нимфа "Свет пополам со тьмой"

Ночь скрутила меня, спеленала сном, уложила ничком в колыбель беды.
На стене под зашторенным тьмой окном кто-то вывел углём: «не давать воды».
Сон мой был как жажда, как дым-пожар: отступление, ужас, кромешный мрак.
Кто-то падал, а кто-то ещё бежал, время сжалось пружиной, и было так,
как бывает в последний предсмертный миг: череда быстротечных минут и дней,
склейки плёнки, разрывы, беззвучный крик, мамин профиль и всё, что случилось с ней.
Укоризна забытых в земле костей. Подноготная правда, в крови бинты.
Похоронных повесток и повестей односложность. Плакаты с багровым «Ты!».
Под обстрелом, под рвущим людей огнём, нити смерти продёргивая в прицел,
мы искали надежду и веру в Нём. И крестились тайком, кто остался цел.
Каждый брошенный в нети армейский взвод вразнобой отзывался последним «За…»
В этот первый, для многих последний год слёзы лились невольно и жгли глаза.
Запах пороха стал навсегда знаком, кровь и пот пропитали страну насквозь.
Где усталым шагом, а где ползком, вместе с теми, с кем прежде вразрез и врозь,
мы всходили на гору, где три креста не могли уместить миллионы тел.
И гвоздей не хватало полстам из ста. Дождь кропил нас водою, а ветер пел
про не отданный к сроку священный долг. Но и мытари тоже стояли здесь:
среди агнцев нередко встречался волк. Или пёс. Было тесно - ни лечь, ни сесть.
Эта очередь в небо вилась змеёй, шаг за шагом, у каждого свой черёд.
Причащались свинцом и сырой землёй, и никто не пытался пролезть вперёд.
Здесь уже не встречались ни комья лжи, ни репьи стыда, ни мотки страстей.
Было поздно жечь письма, точить ножи, было поздно гадать о цене мастей.
Без разбора чинов и былых заслуг жернова растирали зерно в муку:
беззаветных героев и подлых сук, и последних, и первых в своём полку.

На пороге вечности, на краю, нас встречал молчаливый и грустный Бог.
И когда Он руку сжимал мою, мне открылось: иного Он дать не мог.
Только этот свет пополам со тьмой. Только эту жажду, сухой песок.
Только этот крест, этот смертный бой. Только страшный век, только краткий срок.
---------------------

9 баллов.
Точно выбранный ритм и "нависающие" окончания фраз: "а ветер пел", "вразнобой отзывался последним «За…» (потому что "за" у каждого -свое!), библейское "и было так",- работают на замысел. Свинцово -тяжело и зримо: "уложила ничком в колыбель беды", "Плакаты с багровым «Ты!», "нити смерти продёргивая в прицел", "комья лжи", "репьи стыда", "мотки страстей", "Причащались свинцом и сырой землёй",- написан образ страны-Голгофы, времени-Голгофы.
А "мамин профиль и все, что случилось с ней" -личная (и для автора, и для читателя) деталь, будто нерв, протянутый сквозь плотное полотно стихотворения, добавляет к глобальности написанного дополнительное измерение. Если бы еще пару таких "просверков"! Впрочем, хорошее всегда хочется довести до идеального.
В упрек можно поставить разве что "зашторенное тьмой окно" (слишком знакомо), "гадать о цене мастей" (похоже на подрифмовку), "подлых сук" (воспринимается как "сниженная" лексика, слабее и мельче, чем "среди агнцев встречался волк. Или пес", замечательно уместно стоящее на переломе фразы), да несколько грамматических рифм (беды-воды, сном-окном, змеёй-землёй)
Но все придирки рассеивает финал, как рассвет после ночного кошмара: да "иного Он дать не мог", Он и сам не знал иного. Архитектуру стихотворения поддерживает закольцованность между "не давать воды" в начале и появлением в финале Его, чей символ -рыба (неотделимая от воды). Даже если это моя фантазия и автор не имел этого ввиду, я благодарна ему за возможность такого хода мысли.

---------------------
Пользуюсь случаем пригласить на конкурсную страничку всех заинтересованных авторов. Конкурсы отличает хороший уровень, доброжелательная атмосфера, возможность обсудить и улучшить свои произведения в процессе отбора. 


Продолжение: http://www.stihi.ru/2018/03/18/4293


Рецензии
Спасибо. С интересом прочитал. Особенно Ваш комментарий. Вот именно Свет пополам с тьмой, т.е. каша отменная. Но Ваш текст, Диана, кажется мне очаровательным. Просверки, подрифмовки, закольцованность архитектуры.
Прикосновение твое рассеяло кошмар
Ты вызываешь в мыслях жар
Принцесса, ты и божий дар
А я убогий пленник чар
Я нищий на голгофе нерве
Весь трепещу рыдаю вою стерве
Прости меня прости

Михаил Лето 43   27.10.2018 00:00     Заявить о нарушении
Это еще что по сравнению с: «широта концепции сочетается с удивительной стройностью архитектоники» и другими перлами из одного из учебников в моей юности, которые мы специально заучивали, чтобы пугать ими молодых людей.

Диана Беребицкая   27.10.2018 15:56   Заявить о нарушении