Эх, вы, вздыбленные кони, - моя жизнь!

                Опыт рецензии на избранные стихи Галины Курбатовой
                («Складчина», Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016, с 74-79.)
               

                Памяти Галины Курбатовой

Имя Галины Курбатовой останется в скрижалях Воронежского Поэтограда. К сожалению, пока только в коллективном сборнике.
   Помните, как писал Николай Глазков: «Что такое стихи хорошие? Те, которые непохожие». Стихи Галины Курбатовой были похожи только на неё. Внешне немного грубоватая, немногословно порывистая в обычном разговоре, она и поэтические строки слагала, словно летела на норовистом коне, – стремительно, напористо, не боясь обрывов:

Как бы там… а я опять про лошадей:
Кто ж рисково не пришпоривал коней?
Пусть бы вынесло за линию, за край,
Только ветер и свобода – догоняй!
Повторяю, что и пелось до меня:
Коль взнуздать, так норовистого коня,
Чтобы вихрем, дробным топотом: держись!
Эх, вы, вздыбленные кони, - моя жизнь!
«Эх, вы, кони…», с. 74

   Я и сейчас слышу, как она читает, - резко дробя каждую строчку, выделяя смысловые вершины, нарочито огрубляя интонацию, да так, что попадала в самое сердце, доставала, как у нас говорят,  до самых печёнок.
   Несомненно, она любила песни В. Высоцкого. Не случайно её «вздыбленные кони» несутся  к обрыву совсем рядом  с его «привередливыми». Слышите?

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, и допеть не успеть.

   Было в её творчестве что-то от всенародно любимого певца-поэта – в образах, в интонациях, в выборе изобразительных средств, в эмоциональном настрое каждого стиха:
Рыскать стреляным волком – тот и жив, кто везуч,
Смех, что лапам не колко, страх, что ельник дремуч.
ЧАВК, болотные кочки!
ШОРХ, трава-осока!
Ну, хоть вы не морочьте – в кровь не режьте бока.
 «Волк», с. 79.

   В её пейзажной лирике шли проливные дожди, бушевали метели, гремели грозы – она словно боролась и побеждала их, проверяя свои силы и одновременно с этим восхищаясь силой стихии:
Пусть еще не зима,
а холодный осенний рассвет.
И ни троп, ни дорог…
Всё пустынно и снегом заносит.
Как победно метёт!
Ах, какая метель удалась!...
 «Битый час, как метёт…», с 75.

   Вся она и всегда была настоящая! Без напускной бравады, без снобизма. В её человеческой натуре угадывалось то, что называется чувством личного достоинства. В ней жили эти редкие качества: независимость мысли и поступка, нежелание кланяться и просить, уверенность в своем праве на выбор – выбор жизненного пространства, пути и попутчиков.
   Жить и идти по жизни ей довелось в нашем городе. Мы мало знали о её личной жизни. Она не любила вести такие разговоры: - Мол, всё, как у всех. Мама – болеет… Дочь – взрослая… Внуки – подрастают… Так, суета…
   - Когда издадите свой сборник?..- не раз спрашивала я, когда она приходила в «Poetograd» (Воронежский городской клуб поэтов). И в последнюю нашу встречу мы тоже говорили об издании её пусть маленького, но авторского сборничка лирики. – Вас уже знают как интересного автора. Ждут ваших стихов…
  Но в ответ зависало грустное молчание, которое выливалось в стихи:

И транзитом в суете за днями дни,
И на скорости неведомо куда –
Что-то сходу, как вокзальные огни,
Кто-то мимо, как чужие поезда.
И стремительно мелькающий откос!
В сердце бешеного стука не унять –
Будто сбудется однажды и всерьёз
Этот город, что отсюда не видать.
«Город», с. 75.

   Настоящие поэты  всегда пророки! Трагизм в поэзии как выражение трагического мироощущения  – тема особая. Безусловно, в творчестве Галины Курбатовой  жёсткий и трезвый взгляд на жизнь не прятался под романтической вуалью, но вы будете совершенно не правы, если решите, что в её стихах не было нежности, любования и любви…
 
Те же дали, и та же речушка,
Луговая низинка, лес…
Не считай ты мне годы, кукушка,
В соснах кронами до небес.
Там, на ножках – на курьих – избушка,
Там из сказок живет зверьё.
Там, в высоких ромашках, кукушка,
Затерялось детство моё.
Квакнув, плюхнется в воду лягушка,
Ветерком камышом шуршать…
Не считай ты мне годы, кукушка.
Что за надобность их считать?
«Кукушка», с 78.

   В этом пейзажном стихотворении есть всё, что так дорого сердцу русского человека: и любимые сказки из детства, и высокие полевые ромашки, и шёпот камыша у знакомой реки… Наверное, там затерялась её любовь:

Может, лишь казалось, что не зря любила,
Но луна венчала –  ночи не спала,
А любви досталось, столько, сколько  было:
Много не встречала, мало не брала…
«Гамаюн», с.78.

   Вот в этом, как мне видится, она вся: - Много не встречала, мало не брала!

Накрапывает дождь. Темнеет рябь канала.
И ни единый миг обратно не вернёшь…
Осенняя вода – всплеск на ступень причала.
Как трудно промолчать…
Накрапывает дождь.
Вздохнёте и на борт подниметесь устало,
Уже издалека кивну в ответ. И всё ж…
Вдруг набежит волной, что в нас всегда звучало:
- Я вас давно люблю… Накрапывает дождь.
«Накрапывает дождь», с.79.

   У избранного нами автора, вне всяких сомнений, был большой запас жизненной прочности и столько всего не рассказанного своему читателю, что мы в данном персональном случае не зря говорим о несправедливости судьбы, преждевременно унесшей от нас ТАЛАНТ ПОЭТКИ, которая так и не успела выпустить книгу своих стихов.
… И летит по белу свету её «беспокойная стая снежинок», поёт «вечная птица Гамаюн», стучат колёса «чужих поездов», «под стремительно мелькающий откос» срываются люди и звери…
    А её поезд, что прибыл  не по расписанию, – до срока уехал в самый дальний «город, что отсюда уже не видать».
17 марта 2018 г.


Рецензии