Кукурузным початком разгрузочный клапан закрою

«Кукурузным початком разгрузочный клапан закрою…»
(эксперименты с самолётами)

Иллюстрация : здесь стрелками показано, чупа-чупс.
Извините, это не то отверстие. Это для проверки уровня масла в баке.
А вот разгрузочный клапан, левее и ниже.
Извините, чертил стрелку красную впопыхах.

Наши дни :
Вчера,13 марта 2018 года, слушая замечательную песню Булата Шалвовича, вспомнилось, взгрустнулось и решилось…
К написанию !

Итак, на одном из каналов FM, из радиоприёмника, установленного на подоконнике окна кухни моего друга, звучит песня, написанная им в 1967 году :

Грузинская песня

М. Квливидзе

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А, иначе, зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А, иначе, зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своём преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А, иначе, зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая.
А, иначе, зачем на земле этой вечной живу?

                Булат Окуджава




1988 год.  Не наши дни…
Осень, лагерный аэродром Новоминская, покрытие - грунт.
Конец лётного сезона очередного лётного года.
Программу обучения переменного состава выполнили, идёт перебазирование эскадрилий, которые на нём работали в этом году.
Самолёты стоят на старте, готовые взмыть в осеннее небо и вернуться на аэродром постоянного базирования, как перелётные птицы, возвращающиеся в свои родные места.
Так и мы, ранней весной – на лагерный аэродром, поздней осенью, - в родные пенаты.

Всё ! Скоро домой. Подразделения упаковывают свой скарб : кто, что, куда.
Грузятся. Готовятся машины к перегону на базовый аэродром.
Сворачиваем то, что по весне было установлено, развёрнуто, поставлено для успешной работы.
А сейчас –  какая-то непонятная грусть у каждого. У каждого своя.
Свершилось.
Сезон закрыт.
Домой !
А с ним списываются все дела, которые мы оставили на этом грунтовом аэродроме.
Всё то, что здесь происходило с нами в этом сезоне.
Надеюсь, оставили достойно.
А как иначе ?

Вот и всё…
Разведчик погоды слетал, постановка задачи на сегодняшний лётный день состоялась.
Подходит время Ч - начало перелёта.
Технари суетятся у своих самолётов. На лицах улыбки :
- Домой !

Запускаются по очереди, согласно плановой таблицы перелёта.
Выруливают на старт и с небольшим интервалом по времени взлетают.
Солнышко светит, но чувствуется осень : небо высокое, не очень жарко, небольшая облачность.

Как обычно, на подобные мероприятия приезжают «помощники», - должностные лица из вышестоящих штабов.
Вот и сейчас у нас присутствует подполковник К., Сергей Иванович, недавний выпускник Академии им. Н.К. Жуковского, в должности инженера по самолётам и двигателям нашего училища.
Отправлен к нам на перёлет. Для знакомства с аэродромом и оказания помощи, если она понадобится.
На всех мероприятиях с ним побывали.
Посмотрел подготовку, походил по подразделениям и сегодня произнёс золотые слова :
- Никому и ничего подсказывать не буду.
У вас здесь свои правила, законы и стереотипы сложились.
Работайте,  как работали, новшества вносить не будем.
Пусть всё идёт, как шло у вас раньше.

Прогуливаемся по старту с ним, но на разных курсах.
В процесс перелёта он особо не вникает.
До основного аэродрома по прямой 90 км, так что лететь тут, всего,- ничего.

Подбегают эскадрильцы :
- Один самолёт запускаться не хочет.
На склад авиационно-технического имущества уже послали гонцов. Ждём.

- Ты смотри, какая штука, Валентиныч ! А воно запускаться не хочэ ! Понравилось, видать, лайнеру тут ! – улыбаясь говорит майор Дмитрий З., балагур и весельчак, украинец. От бисова душа ! Не хочет улетать !

- Что с самолётом ?
- После запуска вспомогательной силовой установки жму на кнопку «Запуск двигателя», а он не запускается. Ты дывы, як нэ гарно !

Всё ясно, - нет управления разгрузочным клапаном.

Немного теории. самолёт оборудован вспомогательной силовой установкой «Сапфир-5» французского производства, выпускается по лицензии в ЧССР.
Когда она запущена, часть воздуха, сжимаемая его компрессором, идёт в камеру сгорания, а основная часть стравливается в атмосферу, вправо от строительной оси самолёта, перпендикулярно фюзеляжу через разгрузочный клапан.
При нажатии на кнопку «Запуск двигателя» срабатывает соленоид, который и перекрывает сброс сжатого воздуха в атмосферу.
Теперь он направляется по каналам в основной двигатель для раскрутки его компрессора.
При достижении определённых оборотов, в камеры сгорания подаётся топливо, воспламеняется и в дальнейшем основной двигатель выходит на обороты «Малого газа».
В виду того, что клапан не перекрывается, естественно, ничего этого не происходит.

- Начальника службы АТИ, капитана Л. найти не могут.
Где ключи от склада, никто не знает.
Да и, говорят,  собрано у них всё там уже.
Кроме него никто не подскажет, где и что там искать, - это гонцы от эскадрильи докладывают своему начальнику.

- Что делать будем, инженер ? – спрашивает «помощник».

Как что делать ?
Извечный вопрос : что делать и кто виноват.

Что делать…
Если по уму, то менять надо, либо блок управления, либо сам клапан, либо кнопку, либо дело в проводке.

Кто виноват…
Всегда и во всём должен быть виновный !
В любом случае !
При любом раскладе !
ОБАТО всегда в самый нужный момент подводит.
Пока найдут начальника, пока разыщут, что нужно.
Пока наши специалисты найдут причину, что отказало.
Пока заменим…

Фактор времени работает против нас.
Против нас всех.
Дефицит времени налицо.

Его нет, этого времени.
В данный момент у нас его нет.

Руководителю полётов уже доложили, что не запускается и принимаем меры для устранения дефекта.
На старте остаётся один самолёт. Остальных уже нет.

Майор З. в серебристом комбинезоне, присел в тень от крыла лайнера, там же и технический состав.
Машут руками, раздаётся смех. Анекдоты травят.
Нашли время !
Хотя для этих целей инженеры в полку имеются, у них сейчас ум должен пухнуть от мыслей и идей, как из ситуации выйти.

А от техсостава что ?
Вскроем, снимем агрегат, установим, проверим, закроем.
А пока вопрос решается, пожалуйста, можно и анекдоты рассказывать.

Другая часть техсостава собирает в кузов дежурного тягача заглушки, самолётные чехлы, колодки, ящики со стартовым инструментом.

Весёлый народ технари !

Да и подведём с этим самолётов всех и вся.
Самих себя, начальство вышестоящее, ОБАТО, инженеров училищных.
Перелёт, однако !
Тут всё чётко и по полочкам должно быть !
И ни сучка ! Ни задоринки !
Спросят строго : как же так ? Что вот так ?

- Как, что делать будем, товарищ подполковник ? Будем действовать !
Техник самолёта ко мне !

- Данный тип самолёта я не знаю, вмешиваться в ваши действия не могу. Действуйте !

Беру ещё одного прапорщика, мощного телосложения.
- Значит, сейчас тренироваться немножко будем.
Техник самолёта после запуска ВСУ становится справа по фюзеляжу в визуальной видимости с нами.
Мы с прапорщиком Г. занимаем место у разгрузочного клапана с самолётным чехлом от этого же борта.

Задача следующая : Дмитрий запускает ВСУ.
После запуска поднимает руку и смотрит на техника самолёта.
Техник самолёта смотрит на лётчика.
Когда рука лётчика опускается, одновременно нажимается кнопка «Запуск двигателя».
В это время техник самолёта машет нам и мы с Г. при помощи чехла, скрученного плотно, пытаемся заткнуть разгрузочный клапан на срезе фюзеляжа.
Фактически, имитируем срабатывание системы в штатном порядке, но «одесскими" методами.
ВСУ лётчик отключает кнопкой «Стоп».
Всем всё ясно ?
Вопросы есть ?
Вопросов нет.
Тренируемся без запуска ВСУ.
По местам !

Занимаем места, согласно распределённых ролей в данной мизансцене.
Тут уже не до званий и должностей. 
Мы сейчас – одна команда : лётчики - техники - инженеры - прапорщики.
И по имени сойдёт в данной ситуации.

Фактор времени поджимает.
На «ты» переходим. Потому, что мы сейчас – одна семья и наша общая задача запустить двигатель АИ-25ТЛ на данном самолёте, пусть и такими методами.
А вдруг ?

Лётчик кричит :
- Имитирую запуск ВСУ.
Через несколько секунд техник самолёта занимает место в визуальном контакте с нами.
Видим, как Дмитрий опускает руку, тут же нам команда – взмах рукой техника борта.
Хватаем самолётный чехол и затыкаем срез трубопровода отказавшего клапана.

- Хорошо, но вяловато. Репетируем ещё раз !

И снова работаем в режиме ИМИТАЦИЯ.

- Хорошо, но надо ещё лучше, ещё слаженнее.

- Думаешь, получится ? – спрашивает Г.
- Должно получиться.
Наша задача закрыть чехлом срез патрубка на фюзеляже.
Дуть будет сильно. Сколько там атмосфер – не знаю.
Да и воздух, оттуда горячий.

- Так ! Ещё один раз ! Контрольный !

Сейчас получилось даже очень хорошо. Это радует.

- Занимаем исходную позицию ! Все по местам !
Техник самолёта помогает лётчику сесть в переднюю кабину.
Вторая закрыта, привязная система уложена для производства полёта с одной кабиной.
- К запуску ВСУ готов !
- Поехали !
ВСУ застрекотала высокими нотами.
Выход на режим готовности запустить основной двигатель.
Техник самолёта выбегает на свою позицию.
У нас туго скрученный самолётный чехол.
Находясь у среза сопла разгрузочного клапана, ощущаем горячий воздух от ВСУ, бьющий в грунт из выходного устройства и струю выходящую из патрубка, который затыкать будем.
Наблюдаем и руку Дмитрия в открытом фонаре кабины.
Опустилась…

- Давай !
Уже не смотрим в сторону техника самолёта, чехлом затыкаем струю горячих выходящих газов от среза патрубка разгрузочного клапана.
Горячо и давление стравливаемого воздуха ощутимо.
Но заткнуть эту дыру нам удаётся.
- А теперь, - держать !
Упираясь в чехол, держим его.
Слышно, как пошла раскрутка компрессора двигателя.
- Ещё чуть-чуть !
Секунд через 30 слышим, как воспламенилось топливо в камере сгорания.
- Есть !  Чехол с собой и всё !
Двигатель нормально вышел на режим «Малый газ».

Отскакиваем с чехлом от клапана.
Струя продолжает из него хлестать, обжигая своим жаром.
Прыгаю на подножку передней кабины.
Пилот показывает большой палец вверх.
- Норма, - и отключает ВСУ кнопкой «Стоп».

Дальше работает техник самолёта.
Кабина закрыта.
Последний самолёт рулит на линию исполнительного старта.
Дмитрий машет нам рукой.

 - Ну, ты даёшь ! Кто тебя так запускать научил ? – это уже «помощник».
- Никто… Сам вот только эксперимент поставил… До этого ни разу не пробовал. Получилось !
- И в каких это таких инструкция написано, что так можно ?
- Ни в каких… зная, физику процесса и цикл запуска пришёл вот к такому решению.
- Не наши методы. А если двигатель в воздухе встанет ?
- С чего ? Отказ ? Возможно, но там запускаться от оборотов авторотации надо будет. А не от ВСУ.
- Логично.

В дежурный тягач загружено последнее имущество со старта.
И ещё через некоторое время по громкой связи от руководителя полётов :
- Самолёт произвёл посадку на основном аэродроме.
Всем «СПАСИБО» за работу ! Прощай, станица Новоминская сезона 1988 года…

Время появилось снова. Исчез фактор времени. Странно ?
Бывало с вами такое ?

Позже, подобный фокус пришлось повторить ещё раз.
Только срез сопла затыкал один и доской, практически, нужных размеров, оказавшейся рядом в аварийном тягаче.

Инструкции инструкциями, но…

Много лет спустя, услышал рассказ, который мне поведал сослуживец, друг прапорщика Г., с которым тогда «затыкали» клапан, о том, что «затыкал лично инженер полка по самолётам и двигателям кукурузным початком».

Так создаются легенды.

«Создавайте о себе легенды, Боги начинали с этого».
                Станислав Ежи Лец

P.S. : Идея написать данный рассказ пришла 13 марта 2018 года во время вечера «мемммориссс» у моего друга Анатолия.

«14» марта 2018 года


Рецензии
Интересно. Тоже слушал одного капитана корабля, как они дюзами ракетоносца бетонный забор аэродромный сдували нахер в окрестный лесок, вместе с ним, не отцепляя ракет.)

Сергей Тумаков   30.07.2021 05:41     Заявить о нарушении
ууууууу

Тэхон   08.10.2021 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.