Памяти гениального Фуата Мансурова посвящается

О музыке

Фуату Шакировичу Мансурову, которому 10 января 2018 года исполнилось 90 лет посвящается эта публикация.

Фуат Шакирович родился в Казахстане. С детских лет он начал проходить свой сложный путь страданий к вершинам творчества. Когда он был маленьким ребёнком, арестовали, как врага народ его пятидесятилетнего отца. 7 месяцев его пытали в застенках НКВД, но потом выпустили из-за отсутствия улик домой. Когда он вернулся домой - выглядел изувеченным измученным стариком. Были выбиты все зубы, переломаны все рёбра. Через несколько месяцев от полученных в результате пыток травм Шакир Мансуров скончался. В годы Великой Отечественной войны погиб родной брат Шуата Мансурова. Трагически погибает мать. Он потерял любимого единственного сына, погибшего в автомобильной катастрофе. Мансуров рано овдовел, трагически погибает любимая жена...  Но все эти потери и испытания не сломили великого музыканта.
Мне очень повезло: я четыре раза брала интервью у выдающего деятеля искусства СССР и России. Отрывки из своего первого интервью с Фуатом Шакировичем, опубликованном в четвёртом номере журнала "Спортшкола" за 2006 год, я помещаю в эти мои последние воспоминания об незаурядном во всех отношениях человеке.
"Фуат Мансуров - это легенда в советском и российском искусстве, человек, сумевший много сделать, дать, а также получить и в жизни, и в творчестве. Столько знаний и достижений!На мой вопрос, как ему удалось ВСЁ ЭТО при его столь деликатном характере: был ли он очень организован или, наоборот, очень увлекался и не думал о регалиях, и они сами нашли его как вехи на пройденном пути, - он ответил очень просто:
- Я никогда не ленился и любое начатое дело , качественно выполняя все детали доводил до конца, несмотря на возникающие при работе сложности, был очень всегда требователен прежде всего к себе.

Академик международной академии наук и академий наук России, Казахстана и Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии 1983 года. Лауреат международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957 г.), Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1966 г.), Профессор Московской консерватории, дирижёр симфонического оркестра Большого театра. Народный артист России, Казахстана, Республики Татарстан.
Фуат Мансуров получил прекрасное образование:
"Алма-атинская музыкальная школа по классу виолончели и фортепьяно.
Алма-атинский университет им. Кирова. Физико-математический факультет. Специальность "Прикладная математика".
Алма-атиниская консерватория. Дирижёрское отделение.
Московская консерватория. Дирижёрское отделение.
Аспирантура при Московской консерватории Дирижёрское отделение.
Играет на всех духовых инструментах симфонического оркестра. В своей домашней коллекции имеет 9 духовых инструментов, в том числе: флейту, тромбон, кларнет, фагот, трубу, валторну, гобой, гобой-дамур (альтовый гобой).
В советское время Мансурова называли гостренером симфонических оркестров Советского Союза. 13 лет до 1991 года он заведовал факультетом по переподготовке дирижёров симфонических оркестров. Дирижировал со многими оркестрами мира. Мансуров особо выделяет и ценит высокую художественную культуру исполнения польских и чешских симфонических оркестров. Очень высокого мнения об исполнительском мастерстве Казанского симфонического оркестра. С удовольствием работает с Ульяновским симфоническим оркестром.
Все партитуры концертов знает наизусть. Дирижёров делит ни дирижёров "над партитурой", к которым относит и себя, они слышат каждый звук, так как партитура у них в голове, и дирижёров "в партитуре", которые не слышат каждый инструмент в оркестре. Не сторонник традиций в исполнительском искусстве. Считает, что каждый раз, исполняя музыкальное произведение, нужно заглядывать под партитуру в поисках новых выразительных средств, при этом не нарушая, не изменяя ни одного знака в нотах партитуры. Эскапады, драматические окраски в музыкальном произведении, по его мнению, очень важны для правильного донесения темы. Всегда стремится к лаконизму при общении дирижёра и с музыкантами оркестра, и с публикой. Одним из памятных событий в жизни считает своё участие мальчишкой в звукозаписи к 1-й серии фильма "Иван Грозный" в составе симфонического оркестра 23 ноября 1943 г. в Алма-Ате. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич Прокофьев. Фуат Мансуров играл в составе оркестра на виолончели. Знает около десяти иностранных языков: русский, польский, татарский, испанский, итальянский, немецкий, французский, турецкий, последним изучает английский. Родной язык - казахский. На нём закончил с отличием среднюю школу.
Захватывающее своей стремительностью интервью:
11 марта, в перерывах между репетициями и 12 марта 2006 года., после концерта, Фуат Шакирович подробно ответил мне на все вопросы. Общение с великим музыкантом за кулисами меня потрясло не меньше, чем встречи с ним в концертном зале. Дирижёр за два часа доехал из Казани в Ульяновск, сразу приступил к работе, а в перерывах и после репетиции терпеливо отвечал на мои вопросы, пошутив, что устаёт только от фальшивых звуков. Видимо, репетиция прошла очень удачно, он был бодр, красив и весел. Музыковед Ульяновской филармонии Ольга Ивановна Нецветаева, которая организовала эту встречу, сказала мне, что Мансуров очень лёгкий в общении и на подъём человек. Всегда приезжает по первому звонку, привозя с собой прекрасных исполнителей. На этот раз Гульнара Мурзиева - прекрасная пианистка и солистка Казанского оперного театра - осчастливит нас своим выступлением. И в отличие от многих звёзд," Мансуров никогда не рядится из-за гонораров. Она попросила меня не волноваться при встрече, но это было практически невозможно.
...На вопрос: "Каким образом сохранилась такая лёгкость и гибкость в суставах? Как юноша Вы в течение нескольких часов порхаете с дирижёрской палочкой у пюпитра с партитурой, не заглядывая в неё. Хотя спортсмены, достигшие в спорте ваших результатов, обычно в вашем возрасте, если, конечно, доживают до него, - тяжело больные люди?", - он уверенно высказал личную точку зрения:
- Нужно вовремя остановиться. Не стоит работать на износ, чтобы любой ценой победить соперника. Нужно жалеть себя. При постоянных перегрузках в организме начинает выделяться молочная кислота, что приводит к необратимым процессам разрушения.
Кроме того, он посоветовал выбирать разумно вид спорта. Он абсолютно уверен, что если бы занимался такими видами спорта, как тяжёлая атлетика и бокс, а не скоростной бег на коньках, альпинизм, шахматы, то такой лёгкости в суставах у него не было в его возрасте при достижении тех же результатов. Правда, Юрий Власов, проигравший когда-то Жаботинскому и ушедший спокойно из спорта, сохранил прекрасную форму, а его соперник прикован к постели."
Музыкант "... Мастер спорта по альпинизму. Покорил все семитысячники в СССр, кроме пика Победы: пик Коммунизма - 7 495 м, пик Ленина - 7 134 м (Заалайский хребет), пик Крыжжижановского на Памире; пик Хан-Тенгри - 6 995 м в центре Тянь-Ханя, 7 раз покорял двувершинный конус потухшего вулкана Эльбруса (5 642 м - западная вершина, 5 624 м - восточная вершина, у подошвы 1 700 м). последнее восхождение делали с дочерью. В 1982 г. покорил г. Монблан высотою 4 807 м. Считает это восхождение для себя лёгкой прогулкой. В 1996 г. в Аваль-Море поднялся на перевал и сфотографировал всю панораму Альп.
Мастер спорта по скоростному бегу на коньках. В спартакиаде народов СССР, которая приравнивалась чемпионату СССР, 7 марта 1952 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург) выиграл у знаменитого Ипполитова, заняв 1-е место на дистанции 1,5 км, кандидат в мастера спорта по шахматах."
"И ещё. Не терять чувство юмора и быть оптимистом, не обращая особого внимания за годы за спиной.
... Он считает, что лучше отвлечься и заняться любимым делом. Взять да построить трёхэтажный том из камня и железа на прочном фундаменте по всем техническим условиям, принятым в строительстве. Одному, своими руками, начав всё с нуля.
На мой вопрос, чем он руководствуется при составлении программ своих концертов: юбилеями композиторов, юбилеями страны, временами года, своим состоянием души, заказами. он искренне ответил:
- Причины разные... В том числе и те, которые были перечислены. Но, главное, найти в исполняемых произведениях что-то новое. свежее. жизнеутверждающее. Часто забытое нами произведение требует немедленного исполнения именно сейчас. Так как в настоящий момент оно даёт исчерпывающие ответы на мучающие многих людей вопросы. И ещё очень важно только что-то открывшееся тебе новое донести до слушателя, поделиться с ним озарением  вдохновением. Исполняя каждый раз вновь 4-ю симфонию Чайковского, всегда нахожу в ней столько нового...
_ С Ваших концертов я всегда ухожу в хорошем настроении. Долгое время мир мне кажется гармоничным и уютным. И люди в нём милые, добрые и приветливые. В чеём причина? Ведь порой на концерте исполняются очень серьёзные и даже трагические произведения Рахманинова, Хачатуряна, Гершвина.
- Пабло Касальс, испанский виолончелист, дирижёр и композитор, выступавший с концертной деятельностью около семидесяти лет, сказал примерно так: "".Для того, чтобы музыкант достиг вершин в творчестве, он должен много страдать..."      
Жизнь любого большого музыканта, достигшего признания в творчестве, всегда трагична! У меня самого в жизни было много потерь, трагедий и боли. ...Ища покоя в музыке, найдя его, несёшь результат духовной работы слушателям. Постигая гармонию сам, даришь её потом людям. Музыка лечит и освобождает человека от горечи и дискомфорта.Вспомнив образ престарелого Пабло Касальса, склоненного со смычком над виолончелью, я посмотрела в энциклопедии скольно лет прожил этот человек. Оказывается, почти век - 97 лет..."
О творчестве Фуата Шакировича я обязана написать ещё очень много. Это ведь только фрагменты из моего первого интервью. А их у меня было много!

13.03.2018


Рецензии
Спасибо за интересного человека!

Вадим Константинов 2   16.03.2018 07:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, что прочитал о нём. С теплом, Надя.

Надежда Никищенкова   16.03.2018 12:17   Заявить о нарушении