Максим спешит на помощь. Помним

На фото: Максим Супрунюк. Чукотка.

«Над великой Гномией,
над Гномией моей
и тучка не поместится…
Зато и нет дождей!»

Это строки из гимна, написанного Максимом Супрунюком в 1991 году к выходу первого номера журнала «Гном». Во многом благодаря его неудержимой энергии этот журнал увидел свет. Максим тащил меня на заседание профсоюзного комитета РАФа, затем мчал на Лигатненскую фабрику менять раздобытый кузов микроавтобуса на бумагу. Подхваченный его верой, понесся и я по кабинетам, коридорам и цехам. И вот – журнал вышел к маленьким читателям.
Многие идеи Максима, какими бы в начале они не казались нереальными, осуществляются. У него многое получается: ему подчинялись самолёты – пять лет Максим отработал авиадиспетчером на Чукотке, с ним дружит море-океан – Максим ходил а дальние морские рейсы, он умеет любить и дружить и не говорить о людях плохо…
Максим Супрунюк родился 25 января 1958 года в Москве. В этот день Владимир Высоцкий праздновал свое двадцатилетие. Думаю, что они родились под одной звездой.
Максиму было четыре года, когда он написал свое первое стихотворение:

Поросенок жирный,
Поезд пассажирный,
Если поезд отойдет,
Пассажир с ума сойдет.
Работая на Чукотке, он пел свои песни под гитару:

…Все сказано, все к лучшему.
Лети!
На сопки нахлобучены снега.
И ты уже воздушная почти.
И я опять простуженный слегка…

В 1986 году, после семинара молодых писателей Чукотки, Максим Супрунюк понял разницу между песней и стихотворением и, вдохновленный открытием, серьезно занялся стихосложением. А вскоре любовь уносит его в Латвию, где он переводит десятки стихотворений с латышского на русский. Среди поэтов, привлекших его внимание, Ояр Вациетис, Янис Балтвилкс, Леон Бриедис…
В 1994 году выходит книга его переводов детских стихов латышских поэтов «Лимпата-лямпата», включающая более сорока стихотворений пятнадцати авторов. Многие из них переведены так, словно являются оригиналом. Они легко доступны восприятию ребенка. К примеру, стихотворение Леона Бриедиса:

Как встретит МЯВ
В дороге ГАВ,
То нет уже
Ни МЯВ,
Ни ГАВ,
Но есть уже такой МЯВГАВ,
Что удерет и лев стремглав.

Один из пишущих сказал о Максиме Супрунюке: «Да он совсем не работает над стихом. Пишет, что слышит…» А я тогда подумал: «А зачем соловью репетиция?»
И в самом деле, должно быть, спешит поэт. Даже знаки препинания в стихах (для взрослых) не ставит… Да здесь уже читатель приглашается к сотворчеству! Расставляй запятые, как в указе из известной сказки: «Казнить нельзя помиловать». Чувства в этих стихах выражены не восклицательными знаками. Порой образы бегут, порой спотыкаются, тонут, взлетают. И меня, читателя, приглашают быть живым. Таким, как русский язык.
Его стихотворения перечитываешь ещё и ещё раз. Отсутствие знаков препинания сам автор называет «мета-метаморфизмом», иначе – двойной метафорой. Это заставляет слово «работать в две стороны». Но и стихи для детей, хотя в них старательно расставлены все запятые-точки-тире («Ребёнок должен быть грамотным», - считает   Максим Супрунюк), открывают все новые образы.
Каждый пишущий мечтает преподнести читателю неожиданность хотя бы в конце стихотворения. А у Максима неожиданности встречаются порой по нескольку -  в одной строке. В детских стихотворениях он не наклоняется к ребенку и не возвышается над ним. Поэт разговаривает с детьми на равных. Его стихи полны юмора, делающий нашу жизнь надежнее, а нас – увереннее.
Удивительно, но в этих умных стихах нет и капли дидактики. Автор рассказывает ребенку о батарее отопления, которая вдруг стала «батареей затопления», о манной каше, которую герой так любит, что никогда не съест, о коте, поспорившем со своим хвостом, - о неожиданном в привычном нам окружающем мире, который живёт в нас самих. Кажется, что можно написать про тень? А в великолепном стихотворении Максима Супрунюка за теленком вышагивает «тенёнок» и…

…И корова пожилая ест лопух пока,
Тень коровы пожевала тень от лопуха…

Чем же отличается написание стихотворения для взрослых от написания их для детей? «Для детей надо больше сочинять», - такой ответ дает нам М. Супрунюк и считает, что лучшее, что он написал, это строка из того же стихотворения:

…И бежала в тень ведерка тень от молока…

В своих произведениях автор не призывает читателя быть добрым, вступать в бой с несправедливостью, спешить на помощь униженному. Но кто знает его в жизни, знает, что он всегда примет чужую боль в свое сердце. Редко встретишь человека, умеющего так слушать собеседника. И умеющего так рассказывать в своих сказках, интервью, беседах с детьми на страницах журналов и детских рубрик газет. Ведь это он создал детскую страницу «Денек» в газете «Диена», «Смешную страницу» - в «СМ», «Лабритик» в газете «Лабрит», «Песочницу» в газете «Юрмала». Читая и перечитывая написанное М. Супрунюком, ты словно погружаешься в сказку. И так не хочется, чтобы сказка кончилась. Потому что все это сказочное – такое настоящее. К примеру, представляете, что может случится, если гном вовремя не доставит вам добрый сон, тогда «…человек мучается бессонницей. Пьет таблетки и ходит по комнате в шлепанцах. Шлепанцы, ясное дело, шлепают: шмяк, шмяк… А человеку в голову одна за другой всякие глупости лезут. Как гусеницы. Он глупостей этих под утро голова на части раскалывается. Уши, к примеру, на подушке, а нос – вон там, под кроватью. Человеку на работу пора, а он нос разыскивает…» («Ночные сказки»).
Да, Максим Супрунюк пишет веселые стихи и сказки для детей. И хочет, чтобы дети остались детьми.

Всевышний, прошу я в конце-то концов
Не лавру, не Лярву, приникшую страстно.
Я видел ребёнка со взрослым лицом…
Страшно!

И Максим вступает в бой за детство. Мне вспоминается 1991 год. Перестройка. Атмода. Лозунги. Митинги. Своеобразный «митинг» у Дома политпросвещения организует Максим Супрунюк. Это детский праздник. Шумный, веселый. Со спектаклем, с выступлениями бардов, конкурсами, даже со зверьем из зоопарка. Правда, организатор праздника немного огорчен: в зоопарке не дали напрокат слона. Не пошли ни на какие уговоры. Зато конкурсы «Мисс Кис» и «Мистер Гав» - удачны. Одних  только кошек участвуют больше девяноста! Партийные функционеры, охраняя вход в свой дом, с напускным безучастием наблюдают за праздником. В тот же вечер всесоюзная программа «Время» откликается на это «мероприятие», сообщая, что детский праздник организовал ЦК Компартии Латвии…
А у Максима – новая добрая идея. Дом политпросвещения мог бы стать прекрасным детским центром. И поэт, поставив вблизи «партийного дома» палатку, вооружившись лозунгом: «Отдайте кубики детям!», несмотря на яростное сопротивление противников-партийщиков, выдерживает несколько дней. Ему часто приходится противостоять кулакам здоровенного громилы, выскакивающего из парадного подъезда Дома политпросвещения… Зато беспартийные дети приносили ему конфеты… В 1995 году Максим Супрунюк стал лауреатом литературного конкурса, организованного Союзом писателей Латвии и Посольством Российской Федерации в Латвии. С 1997 года он член Союза писателей Латвии. А у нынешнего Дома конгрессов ( старого Дома политпросвещения) иногда раскачиваются детские качели.
                Владимир Новиков,
                бывший редактор
                бывшего журнала «Гном»   


Рецензии