Функция традиций и обрядов

1)__«Смелость Петра в том, что он нарушил все ОБЫЧАИ русского двора.
Никто из государей столько не путешествовал даже по России.
В те времена сиднем сидели дома. Выезжать заставляла война.
При Михаиле Фёдоровиче Романове каждого русского,
хвалившего чужое государство, укоряли.
Тот, кто желал ехать в Европу, считался преступником.
Князя Хворостина обвинили в том, что хотел отправиться за границу.
Шведские дипломаты в 17 веке отмечали – русским запрещено
ехать за рубеж, опасаются, что они возлюбят
чужеземные учреждения и устыдятся порядков Московии.»   
- (страница 64  Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим»)



2)__"ПАТРИОТИЗМ (греч. ;;;;;;;;; — соотечественник, ;;;;;; — отечество)
— (((нравственный и политический принцип))), социальное чувство,
содержанием которого является любовь к родине
и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

ПАТРИОТИЗМ предполагает гордость
достижениями и культурой своей родины,
желание сохранять её характер и культурные особенности
и идентификация себя (особое эмоциональное переживание
своей принадлежности к стране и своему гражданству,
языку, ТРАДИЦИЯМ) с другими членами своего народа,
стремление защищать интересы родины и своего народа[2].
Любовь к своей родине, стране, народу,
привязанность к месту своего рождения,
к месту жительства[3]."



3)__"И вот воображению спящего Ильи Ильича
начали так же по очереди, как живые картины,
открываться сначала три главные акта жизни,
разыгрывавшиеся как в его семействе,
так у родственников и знакомых:
РОДИ'НЫ, СВАДЬБА, ПОХОРОНЫ.

Потом потянулась пестрая процессия
веселых и печальных подразделений ее:
КРЕСТИН, ИМЕНИН, СЕМЕЙНЫХ ПРАЗДНИКОВ, ЗАГОВЕНЬЯ,
РАЗГОВЕНЬЯ, ШУМНЫХ ОБЕДОВ, РОДСТВЕННЫХ СЪЕЗДОВ,
ПРИВЕТСТВИЙ, ПОЗДРАВЛЕНИЙ, ОФИЦИАЛЬНЫХ СЛЁЗ И УЛЫБОК.

Все отправлялось с такою точностью, так важно и торжественно.

Ему представлялись даже знакомые лица
и мины их при разных ОБРЯДАХ, их заботливость и суета.
Дайте им какое хотите щекотливое СВАТОВСТВО,
какую хотите торжественную СВАДЬБУ или ИМЕНИНЫ
— справят по всем правилам, без малейшего упущения.
Кого где посадить, что и как подать, кому с кем ехать в ЦЕРЕМОНИИ,
ПРИМЕТУ ли соблюсти — во всем этом никто никогда
не делал ни малейшей ошибки в Обломовке.


Ребенка ли выходить не сумеют там?
Стоит только взглянуть,
каких розовых и увесистых купидонов
носят и водят за собой тамошние матери.
Они на том стоят, чтоб дети были толстенькие,
беленькие и здоровенькие.

Они отступятся от весны, знать ее не захотят,
если не испекут в начале ее жаворонка.
Как им не знать и не исполнять этого?

Тут вся их жизнь и наука, тут все их скорби и радости:
оттого они и гонят от себя всякую другую заботу и печаль
и не знают других радостей, жизнь их кишела
исключительно этими коренными и неизбежными событиями,
которые и задавали бесконечную пищу их уму и сердцу.

Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали ОБРЯДА, ПИРА,
ЦЕРЕМОНИИ, а потом, ОКРЕСТИВ, ЖЕНИВ или ПОХОРОНИВ человека,
забывали самого человека и его судьбу
и погружались в обычную апатию,
из которой выводил их новый такой же случай — ИМЕНИНЫ, СВАДЬБА и т. п.

Как только рождался ребенок, первою заботою родителей было как можно точнее,
без малейших упущений, справить над ним все ТРЕБУЕМЫЕ ПРИЛИЧИЕМ ОБРЯДЫ,
то есть задать после КРЕСТИН ПИР, затем начиналось заботливое ухаживание за ним.

Мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка,
беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств.
Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и кушало много.

Только лишь поставят на ноги молодца,
то есть когда нянька станет ему не нужна,
как в сердце матери закрадывается уже тайное желание
приискать ему подругу — тоже поздоровее, порумянее.

Опять настает эпоха ОБРЯДОВ, ПИРОВ, наконец СВАДЬБА,
на этом и сосредоточивался весь пафос жизни..

Потом уже начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны
не изменят декорации, но ненадолго: одни лица уступают место другим,
дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся,
производят подобных себе — и так жизнь по этой программе
тянется беспрерывной однообразною тканью,
незаметно обрываясь у самой могилы.


Навязывались им, правда, порой и другие заботы,
но обломовцы встречали их по большей части с стоическою неподвижностью,
и заботы, покрутившись над головами их, мчались мимо, как птицы,
которые прилетят к гладкой стене и, не найдя местечка приютиться,
потрепещут напрасно крыльями около твердого камня и летят далее."

- "Обломов" И.А. Гончаров.




4)__"Карась - рыба смирная и к идеализму склонная:
недаром его монахи любят.
Лежит он больше на самом дне
речной заводи (где потише) или пруда,
зарывшись в ил, и выбирает оттуда
микроскопических ракушек для своего продовольствия.
Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает.
Иногда даже и очень вольное.
Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют,
ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности
их никто не подозревает.
Если же иногда и видим, что от времени до времени
на карасей устраивается облава,
то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.

Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом;
но, чтобы ловля была удачна, необходимо иметь сноровку.
Опытные рыбаки выбирают для этого время сейчас вслед за дождем,
когда вода бывает мутна, и затем,
заводя невод, начинают хлопать по воде канатом,
палками и вообще производить шум.

ЗАСЛЫШАВ ШУМ И ДУМАЯ, ЧТО ОН ВОЗВЕЩАЕТ ТОРЖЕСТВО ВОЛЬНЫХ ИДЕЙ,
КАРАСЬ СНИМАЕТСЯ СО ДНА И НАЧИНАЕТ СПРАВЛЯТЬСЯ,
НЕЛЬЗЯ ЛИ ЕМУ КАК-НИБУДЬ ПРИСТРОИТЬСЯ К ТОРЖЕСТВУ.
ТУТ-ТО ОН И ПОПАДАЕТ ВО МНОЖЕСТВЕ В МОТНЮ,
ЧТОБЫ ПОТОМ СДЕЛАТЬСЯ ЖЕРТВОЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧРЕВОУГОДИЯ.
 
Ибо, повторяю, караси представляют такое лакомое блюдо
(особливо изжаренные в сметане),
что предводители дворянства охотно потчуют ими даже губернаторов".



5)__"В древнерусском обществе длительное время
существовали ОБЫЧАИ и РИТУАЛЫ,
связанные с культом природы и мёртвых,
но постепенно они уступили место более
организованному культу с присущей ему
внутренней иерархией различных божеств.
Каждый союз племён имел своего "главного бога".

Но процесс создания древнерусского единого государства
объективно требовал установления определённой
религиозно-идеологической общности и превращения Киева
в религиозный центр славян.

В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально
перейти к единобожию на основе культа Перуна,
но из-за сопротивления союзных племён,
поклонявшихся другим богам, реформа не удалась.

После этого князь обратился к мировым религиям:
христианской, магометанской и иудейской.
Выслушав представителей этих культов,
князь, как писал летописец Нестор,
сделал выбор в пользу христианства,
учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим.
В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская
конфессии боролись за влияние на славянских землях.
Выбирая христианство, киевский князь учитывал,
что римская церковь требовала подчинения светских правителей,
в то время, как православный константинопольский патриарх признавал:
1} Определённую зависимость церкви от государства.
2}  Допускал использование различных языков в богослужении,
а не только латыни.

Была учтена также географическая близость Византии
и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.

Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии
НАЛИЧИЕ МНОГИХ ПРАЗДНИКОВ И ПЫШНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

В ЧЁМ ФУНКЦИЯ И ЦЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРЯДОВ И ТРАДИЦИЙ НА ЛЮДЕЙ?
- ЧТОБ НЕ ДАВАТЬ УМНЕТЬ, ЗДОРОВОЙ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЁННОЙ НАЦИИ, ТОЛПЕ!


Рецензии
Ну, Вы, Ольга, способны утопить в собственной эрудиции/что, конечно же, вызывает уважение!/:)

Тамара Весёлая   17.03.2018 20:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.