Метапоэтические фантазии. Часть третья

Литературные практики март 2018
Метапоэтические фантазии (в трех действиях)

Первая часть: http://www.stihi.ru/2018/03/04/10727   
Вторая часть: http://www.stihi.ru/2018/03/08/4339 

Мини-сборники:
Метапоэтические фантазии, выпуск 1 http://www.stihi.ru/2018/03/08/11444
Метапоэтические фантазии, выпуск 2 http://www.stihi.ru/2018/03/09/2350
Подборка стихотворений 4-х стопный хорей. Классика http://www.stihi.ru/2018/03/05/9505
Метапоэтические фантазии, выпуск 3 http://www.stihi.ru/2018/03/09/4201
Метапоэтические фантазии. Криптопатетика 4 http://www.stihi.ru/2018/03/09/5557
Метапоэтические фантазии Выпуск 5 http://www.stihi.ru/2018/03/09/10711
Метапоэтические фантазии. Темперация 6 http://www.stihi.ru/2018/03/09/11776
Метапоэтические фантазии Выпуск 7 http://www.stihi.ru/2018/03/10/2956
Метапоэтические фантазии. Криптопатетика 8 http://www.stihi.ru/2018/03/10/4132
Лакейский театр. Лубянка. ЛП Мини-пьесы http://www.stihi.ru/2018/03/05/4767
-------------------------------
(любой автор, в любой момент может стать участником данного действа)

Задание (Действие третье, заключительное):
.
1. Напишите стихотворение, не менее 8-ми строк,
2. стихотворный размер: четырехстопный хорей,  только с мужской рифмой. 
3. Схема: 1о1о1о1 (где «1» - ударный слог, «о» - безударный слог), но изломанная, по максимуму измененная, ИПОСТАСАМИ и за счет этого, получившая уникальное звучание.


--------------------------------
.
Понятие ипостасы было перенесено В.Я. Брюсовым в теорию силлабо-тонического стиха, где при помощи ипостасы пытались объяснить характерное явление пропуска ударений на теоретически ударных, и появления ударений на теоретически безударных слогах. Считалось, что в таком случае одна стопа ипостазируется другой, равносложной но разноударной. Метрическая ипостаса не меняла характера и значения стопы как структурной единицы стиха; сохранялись длительность стопы и положение икта, варьировались только элементы стопы. В применении к стиху силлабо-тоническому концепция ипостасы приводила к коренному противоречию: силлабо-тоническая ипостаса постулирует, что фиксированный ритм, фундаментальное свойство стиха, может создаваться стопами произвольного состава. В метрическом стихе икт (ритмическое ударение стиха), и сильная доля стопы (обязательное место долгого слога) — не одно и то же; в силлабо-тоническом икт и сильная доля стопы, наоборот, одно и то же (то есть стоповое ударение, объединяющее и вычленяющее стопу, одновременно является ритмическим ударением, формирующим ритмическую схему для создания фиксированного стиха). Таким образом, квантитативная и силлабо-тоническая ипостаса в таком понимании не аналогичны. В связи с этим понятие ипостасы в силлабо-тоническом стихосложении вышло из употребления.
.
Но мы его вернем к жизни и воспользуемся им следующим образом.
.
.
Теоретически (через ипостасы) можно легко  определить все доступные нам ритмические вариации, выбранного нами размера.
.
1.  1o1o1o1 (классический хорей/ для 7-ми слогов)
2.  1111111  (все стопы ипостазируются спондеем)
3.  1o11111 (2,3 стопы ипостазируются спондеем)
4.  111o111 (1,3 стопы ипостазируются спондеем)
5.  11111o1  (1,2 стопы ипостазируются спондеем)
6.  1o111o1  (2 стопа ипостазируются спондеем)
7.  1o1o111  (3 стопа ипостазируются спондеем)
8.  111o1o1  (1 стопа ипостазируются спондеем)
9.  oooo1oo  (1,2,4 стопы ипостазируются пиррихием)
11. oo1oooo (1,3,4 стопы ипостазируются пиррихием)
12. oo1o1oo  (1,4 стопы ипостазируются пиррихием)
13. oo1ooo1  (1,3 стопы ипостазируются пиррихием)
14. oooo1o1  (1,2 стопы ипостазируются пиррихием)
15. 1ooo1o1   (2,4 стопы ипостазируются пиррихием)
16. 1ooooo1  (2,3 стопы ипостазируются пиррихием)
17. 1o1oooo (3,4 стопы ипостазируются пиррихием)
23. oo1o1o1 ------------------------------------- итак далее
24. oo11oo1
25. 111ooo1
26. 1o1oo11
27. 1o1ooo1
28. 1o11oo1
29. oo111o1 
30. oo11oo1
31. oo11111
32. 111о1о1
34. 1111оо1
35. 111оо11
36. оо111о1
37. oo1oo11

Потом (пусть занятие и нудное, но не смертельно) вывести статистику использования ритмических вариаций в отобранных текстах http://www.stihi.ru/2018/03/05/9505   .

Получилось:

1.  1o1o1o1..............144 (раза)
27. 1o1ooo1 ….......106
23. oo1o1o1 ….........32
13. oo1ooo1  …........31
6.  1o111o1….....….19
8.  111o1o1...............17
7.  1o1o111..............11
25. 111ooo1..............11
28. 1o11oo1................8
26. 1o1oo11 …...........7
36. оо111о1 …...........4
32. 111о1о1 …...........3
22. 111o1oo................3
4.  111o111................3
5.  11111o1................3
3.  1o11111................2 
14. oooo1o1  …..........2
24. oo11oo1 …...........2
29. oo111o1 …...........2
31. oo11111…...........1
34. 1111оо1 …...........1
35. 111оо11 …...........1
37. oo1oo11................1
2.   1111111...............0
15. 1ooo1o1   …........0
16. 1ooooo1 …...........0


И посмотреть, что получится, если написать стихотворение, используя только ритмы двух заключительных позиций



*** Каменное  (16.) 1ooooo1

Проклятые холода.
Каменные города,
Брошенные навсегда,
Сваленные в никуда.

Прожитое оборвись,
Прошлое преобразись
В розовые небеса,
В радостные голоса.
---
………………И тогда поверю снам.
Нудным, правильным часам,
Отмеряющим мой срок
Скучным словом между строк.
.
.
*** Сказка (15.) 1ooo1o1   

В сказке победил герой,
Мёртвый обезглавлен зверь.
Страшное окно закрой.
В чёрную скребутся дверь.

Тени королевства стен,
Всполох прогоревших свеч...
Господи, со всех сторон
Слышится чужая речь.

Тише пожеланье верь
Громче  полуночный вой
Разве обезглавлен зверь?..
Разве победил герой?..


Сегодня многие говорят о том, что классические метры себя изжили. НЕ ВЕРЮ! Гармония легко проверяется алгеброй. Внутри классических ритмов есть огромный невостребованный, не используемый в современном творчестве пласт возможностей.
.
Спящие, пусть спят дальше. Умные пусть умничают.
.
А люди творческие, должны развиваться.. Здесь им всегда рады.
.
От ведущего данной страницы (всем заглянувшим: респект)


Рецензии
Валдис, после того, как написал сти еле нашёл это задание ! :)
Сейчас размещу его на своей странице и дам ссылку.
С уважением.
*
*
*
нам бургундского вина
*
Задание (Действие третье, заключительное)

... едоки ждут поросят оо11оо1
позажаристей ждут все оо1оо11
если сыро - не простят 1о1ооо1
лучше кость во всей красе 1о1о1о1
чтобы жир по рукавам 1о1ооо1
чтоб ломился от яств стол 1о1оо11
жареное – пополам? 1ооооо 1
нет, - себе каждый мосол! 1о 11оо 1
но трактирщик, - здесь не всё! 1о1о1о1
нам бургундского вина 1о1ооо1
угостил бы карасём... 1о 1ооо 1
... и ещё, - а где Она! оо1 о1 о1

доченька, что всех милей 1оо 11о 1
чтоб за ж*пу ущипнуть 1о 1ооо 1
буду ждать... а ты – налей! 1о 1о 1о 1
... позади нелёгкий путь... оо1 о1 о1

11.03.18.

Николай Сыромятников   11.03.2018 16:56     Заявить о нарушении
нет, - себе каждый мосол! - данную строку лучше изменить воспринимается как ритмическая ошибка
.
и ж*пу - лучше поменять на ляжку
.
но сам принцип работы с ритмом правильный

Психоделика Или Три Де Поэзия   16.03.2018 19:23   Заявить о нарушении
Валдис, согласен! ... там - спотыкач ! :)

Николай Сыромятников   16.03.2018 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.