Князь-птица

Кавказская тема в русской литературе – отдельный самодостаточный пласт. Конечно же  классики  - А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Поэтическим словом попытавшиеся описать чужие миры, совсем недавно присоединенные к Российской империи. Причем, присоединённые отнюдь не словом.
Но, строго говоря, зачинателем кавказской темы в русской классической литературе был ныне изрядно подзабытый А.А. Бестужев-Марлинский. Крайне популярный среди салонно-дворянской публики (а другого массового читателя в ту эпоху просто не существовало) Москвы и Санкт-Петербурга 30-40 годов 19 века.
Человек интереснейшей судьбы. Дворянин, аристократ. Декабрист. После подавления выступления декабристов, как и многие из них, был сослан в Сибирь в Якутию, где, не упав духом, даже пытался изучать местное народонаселение. Обычаи и нравы тунгусов, якутов.
После был переведен солдатом на Кавказ, воевал в Дагестане, кстати весьма храбро. Тут же и расцвел его литературный талант. «Амалат-бек», «Фрегат Надежда». Ими литературная Россия зачитывалась еще до «Героя нашего времени» и «Хаджи-Мурата». С художественной точки зрения сочинения Марлинского наверное можно посчитать эпигонством модного тогда байронизма – романтично настроенные персонажи в героических обстоятельствах. Страсти. Предательство. Коварство и любовь. Все это есть и в «Амалат-беке», прототипом которого стал один из героев Кавказской войны (со стороны горцев) – Таркийский шамхал Умалат-бек. Историческая судьба этого персонажа интересна сама по себе, даже без романтическо-байронической обработки Марлинского. Интересна в том числе и для понимании России на Кавказе и Кавказа в России. Впрочем, это совершенно отдельная история.
Интересен финал – и исторический Умалат-бек и литературный Амалат-бек после разгрома в Дагестане войсками Ермолова уходят на запад – на черноморское побережье – в турецкую тогда Анапу. Где и гибнут в ходе штурма Анапы русскими войсками.
Бестужев-Марлинский тоже был переведен на запад – на черноморско-черкесский фронт. Где и погиб в ходе т.н. Адлерского десанта – высадки русских войск с кораблей Черноморского флота на мыс Адлер (что с абхазского традиционно переводится как Атлар - пристань). С этого десанта началась последовательная колонизация русскими и казаками черноморского побережья Кавказа и постройка фортов и укреплений у впадающих в Черное море горных рек, ныне всем известных как Туапсе, Геленджик, Сочи, Адлер и т.д. Автор в некотором смысле повторил судьбу своего самого известного персонажа.
Тело Марлинского после боя так и не было найдено, что породило как всегда массу романтических легенд, что на самом деле он не погиб, а перешел к горцам, где и обрел ту свободу, которую он видимо всю свою жизнь и искал.
Тут уж, как говорится, каждый верит, во что хочет. Во что хочется верить.


Князь-Птица

Ночь перед боем
Всегда
особенно звездна
Как будто
Господа самого глаза
Неисчислимые
Смотрят из ниоткуда
Да самого дна
в души
что по утру
из клетки
грудной
прутья ребер
раздвинув
вылетят
на свободу.

Среди этих душ
Одна
не будет спешить
Взмывать в астрономически
Объективный ад птиц,
где отсутствует кислород.
Наоборот
в парящий перейдет полет
С юга на север
Прощаясь с миром.
Вот он град
Где в декабре
Князья на площадь выводят
Солдат.
В каре
В черный квадрат
Евклидовой
Аксиомой
Вопреки
Женской логике
Клио.

Император из меди
Оседлавший дракона

Увенчанный ангелом
Столп
У реки
Сфинксы
в воспоминаниях
о стране Хеопса и
Эхнатона

Стылое море
Рюрика сыновей
Исток
Ныне отринувших
Дело предка


Далее на восток.
Вот она бесконечность
Сосущая душу
Свободой
Чаще тоской
Нередко
Просто
Тягою к перемене мест

Каменный пояс
Перелетев
Птица
Чувствует
Понижение температуры

Полной мерою испытав -
градус свободы
Всегда
Обратно зависим
От сжатия и расширения
Ртути

От кочующего тунгуса
случайно оказавшегося
На пути
От костра
Преодолевшего
отсутствие кислорода
От оленьего пара

От рыбы что цепляется на крючок
Вне зависимости от древности рода
Поедающего ее плоть ловца.

От грохота шаманских бубнов
В тугую вьюгу
Мертвых отгоняющих
От еще живых

Птица
Заворачивает к югу
Под крылом
Нагорья Южного Дагестана
Сакли
На склонах проросшие
Воины Умалата
В ущельях
Поджидающие
Казаков
Череп солдата
Нижегородского полка
Выбеленный каспийским
Бризом
Из глазниц
раздваивается
Язык гадюки.
Низом
бурный поток
Низвергает камни
Как войны судьбы
стаи птиц
умножая

Замыкая круг
На северо- запад
огибая Аигбу
Вдоль Мзымты
Птица летит
Вытягивая шею
по направлению
К морю,
Прибоем выбросившее
На острый мыс
Как некогда ахейцев в Трою
Рюрика плоть
И кровь

И ее как бы голубые потоки
В море вливаются,
Что чернее
Ночи,
Что помнит воинов Митридата,
За руном приплывших
Жуликоватых греков,
кОзаков чайки
впрочем
их птицы
свое отлетали
откричали
отпрощались
с востоком
югом
скалами,
заслонившими
даль
кораблями,
ветры набравшими
в пригорошни,
как мальчик воду
много тому лет назад.

и в изначальной точке
координат
в горизонтальном полете
не найдя свободу
птица уходит на вертикаль
как прощальный
дар плоскостями
распятому
миру
криком
наносит
звуковой удар
по волнам
что внизу
без числа
без счета
набегают на мыс Атлар.


Рецензии