Символы славянской жизни. Часть 5

Добрый день, красны девицы и светлы молодцы!

Я раскажу вам о священных символах славян, продолжая своё поучительное путешествие по просторам образного мышления нашего народа и выявляя на свет сокровенные значения славянской мысли.

А просветителем в своём путешествии я возьму книгу Коршак А.М. "Пасланнi ад продкау". Используя её символический материал, собранный в дальних и ближних закутках земли белорусской, я проведу вас последовательно по забытым символам наших Славных Предков, по глубинам сокровенной памяти, по красоте и величии нашей славной культуры. Два языка, единые в своей сути,- русский и белорусский,- заиграют в вашем просветлённом уме великим гимном возрождённого солнца и наполнят вашу сирую душу великой гармонией музыки, запечатлённой красимыми знаками на вашей судьбе.

Я произношу тихо и сокровенно слово Рай, которое появляется перед вашим мысленным взором светлым образом тайной грусти. Это первый общенациональный символ, блистающий многими образами познания истины. Некоторые из вас представляют его в виде Земли Обетованной, расположенной где- то там, на небесах; Другие- в виде светлой страны, затеянной в Гималаях; Третьи- в виде сокровеной тропинки, ведущей в глубь своего доброго сердца. Но как бы не прдставляли его современники; как бы не умножали осколочным мышлением его многогранный образ, переливающийся разными оттенками знания; как бы не возвеличивали до умопомрачительных высот его величие и целостность,- всё равно они не дастигнут и толики познания его гармонии, если не обратяться к сокровенному опыту наших Славных Предков и не научаться мыслить много- образно и много- гранно...

Первый символ славянского рода - это Рай.

Вот как описывается он в книге Коршака "Пасланнi ад продкау" его славный образ:

"Рай, цi Раёк,- мiфiчная iстота з чалавечымi рысамi, якая апякуе стадолы ( гаспадарчыя пабудовы для зжатага жыта ) да поунага абмалоту зерня. Рай часта згадваецца у жнiуных песнях, звязваецца з багаццем, заможнасццю i дабрабытам." [ 1 ]

"Узор Рая мае выгляд разеткi з чатырох жытнiх каласоу, якiя перасякаюцца пад прамым вуглом". [ 1 ]

У восточных славян было и другое, более сокровенное, представление о Рае, как об Ирий- саде ( Вырий - саде ). Оно описывается пластичными красками в славной книге "Словарь славянской мифологии" Елены Глушко и Юрия Медведьева.

"Древнее название рая у восточных словян - это Ирий сад. Светлое небесное царство находится по ту сторону облаков, а может быть, это тёплая страна, лежащая далеко на востоке, у самого моря,- там вечное лето, и это- солнцевая страна." [ 2 ]

"Там растёт мировое древо ( наши предки полагали, что это дуб или берёза ), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирия были у вороны, но та прогневала богов, и клячи передали ласточке". [ 2 ]
"По свидетельству народных легенд, в Ирии, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших и добрых людей".
[ 2 ]
"Это студенцы с чистой ключевой водою, при которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки и сладко поют райские птицы". [ 2 ]

"Праведных ожидает в Ирии такое несказанное блаженство, что время для них как бы перестаёт существовать. Целый год пролетает как единый неуловимый миг. А другие триста лет покажутся всего- навсего тремя короткими, счастливыми, сладостными минутами". [ 2 ]

Подобные мысли выссказывает Артёмьев в книге "Мифы и Предания Славян":

"Ирий ( Вирий, Вырий )- в восточнославянской мифологии южные края, куда улетают птицы зимой, сказочная страна." [ 3 ]

"По преданию, ключи от Ирия сначала хранились у ворона, но та прогневала богов, и они передали клячи жаворонку. С представлением об Ирии связаны магические обряды погребения птичьего крыла в начале осени". [ 3 ]

"Славяне верили, что именно на этот небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей и добытых охотниками, и держат ответ перед "старшими"- рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда "старшие"скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводилась рыба и дичь". [ 3 ]

"В соответствии с древнеславянскими мифами, на этом острове живут прародители всех птиц и зверей. Перед название зверя, обитавшего на этом острове, говорили "старший" или "старый", это говорило об их зрелости и телесной мощи. Этот остров седьмого неба, крышей которому служили восьмое и девятое небеса". [ 3 ]

Где же скрылся Ирий- сад?

Высоко поднявшись в небо,
Ты воскликнешь: "Любо- лепо!"
И в небесной синеве
Размечтаешься вполне.

В глубине воображенья,
В глубине преображенья
Ты представишь Ирий - сад.
Рай, чей свет увидеть рад.

В Рае Мировое Древо-
Дуб славянского посева,
Мощный ствол, ширь светлых крон,
Извергают свет икон.

Корни дуба вековые
Заключают мощь России,
Простираются в миры,
На подобии горы.

Если по корням подняться,
Да по стволу вверх пробраться,
Выйдешь, друг мой, в птичий рай
И забудешь мира край.

Радуга блестнёт зарницей,
Песня- лебединой птицей,
Счастье- солнечным лучом
И божественным огнём.

Ты заметишь предков славных,
Наших Асов Род державный,
И поймёшь Наказ простой:
Песни Рода сердцем пой!

1. Примечание: [ 1 ] источник текста взят из книги Коршак А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонка 16;

2. Примечание: [ 2 ] источник текста взят из книги Елены Глушко и Юрия Медведева "Словарь Славянской Мифологии", "Русский купец" и "Братья славяне" из Нижнего Новгорода, 1996 год; страницы 184 - 185.

3. Примечание: [ 3 ] источник текста взят из книги В. Артёмова "Мифы и Предания Славян", "Олма Медиа Групп", г. Москва, 2012 год; страницы - 274 275.

4. Примечание: красота славянского Ирия взята из славянской мудрости интернета.


Рецензии