Василий Верещагин

***

Василий Васильевич Верещагин — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства.
Художник Василий Васильевич Верещагин по праву может считаться предшественником современных фотокорреспондентов. Кадровый офицер, выпускник морского кадетского корпуса, он был настоящим военным человеком – смелость и любовь к опасностям были у него в крови. Войну он хорошо знал и не то, чтобы любил, но она была той стихией, которая властно влекла его к себе.

*«Послужной список» В.Верещагина выглядит так: 1867 г. – поездка в Туркестан, где в то время происходили военные действия. В 1874-1876 и 1882-1883 гг. художник совершил две поездки в Индию. В 1877-1878 гг. – участие в русско-турецкой войне, тяжелое ранение в одном из сражений. Затем, до конца столетия Верещагин побывал в Палестине, Сирии, в Америке, на Кубе, Филиппинах и в Японии. В 1904 г. уехал в последнюю командировку – на русско-японскую войну…

Солдат и художник в Верещагине слиты нераздельно. Вот что он вспоминал об осаде Самарканда: «Я, как услышал выстрелы и крики «ура!», схватил револьвер и побежал в самое опасное место, где пробыл девять дней. Я поспевал всюду, на всех вылазках был впереди…». Верещагин признавался также, что когда шел на дело, то чувствовал не страх, а скорее ту веселость и удаль, которые, по свидетельству Льва Толстого, охватывают солдат перед атакой. Кстати, за оборону Самарканда Верещагин был награжден Георгиевским крестом.
В своем искусстве он стремился быть объективным и донести до зрителя войну как часть человеческого бытия и мировой истории. Он первый, не оглядываясь, перешел границу допустимого изображения жестокости, которую веками соблюдало мировое искусство. На многих своих картинах Верещагин дерзнул изобразить не страдание и даже не смерть, а сам процесс наступления смерти. Его метод сравним с методом фоторепортера: поймать самый острый кадр, заставляющий нервы зрителей «зашевелиться». И они шевелились, да еще как! Очереди на выставки Верещагина стояли огромные – их посещали сотни тысяч человек.
Жанр своей знаменитой картины «Апофеоз войны» Верещагин описал так:
«Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…»

Подобно Толстому, Верещагин понял войну как событие, не зависящее от воли отдельного человека, как столкновение огромных масс людей  готовых к смерти. Он и сам был готов к ней. (31 марта) 13 апреля  1904 года Верещагин разделил судьбу адмирала Макарова и сотен русских матросов, погибших во время взрыва броненосца «Петропавловск» у берегов Порт-Артура.

***
Художник – воин вдохновенный,
Душою весь мир воспринимал,
Талант от Бога, был священный,
Судьбу свою в руках держал.

Не ведал перед роком страха,
Живую смерть правдиво рисовал,
Войну считал страшной плахой,
И смерть свою он  дерзко ждал.

Кисть художника находил все тропы,
Для восхищения, людских глаз,
Картины славились по всей Европе,
На выставки  шли сотни тысяч масс…

Но  рок предъявил ему своё наследие,
Взяв его бесстрашным воином в бессмертье.


Рецензии