То, не кино - сплошная правда

То, не кино - сплошная правда.

Посвящено -  балерине Матильде Кшесинской.

Первая часть.

1890 год.
В училище, раз, театральном,
То, в императорском, тогда,
Волнительным, день оказался.
Экзамен выпускной там был.

Там балерины выступали,
На выпускниц пришли глядеть,
Члены  царской семьи, В то время,
Александр Третий царил.

За выступлениями,  юных,
Сам император там следил.
Никто не мог там и подумать,
Что с тайной миссией тут был.

Александр - Третий задумал,
Сыну, любовницу найти.
Цесаревичу Николаю (2),
Ему  22 - года лишь.

Краснел наследник, попадая,
В общество разных там девиц.
Застенчив был ещё в то время,
Отец исправить, то, решил.

Было обыденною вещью,
Роман с «артистками» вести.
Но, не с простыми – балерины.
Были в любовницах царей.

Царь аплодировал всех больше,
Кшесинской, среди всех других.
Она там очень выделялась,
Изяществом, не красотой.

Было Малечке той, Кшесинской,
Неполных 18 - лет.
Был выбор судьбоносный сделан,
Отцом, для сына своего.

Родители Матильды были,
Танцовщиками. Знали их.
И их тринадцатым ребёнком,
Последним – «Малечка» была.

(Третий сын царя Николая (1),
Николай Николаевич,
Его «избранницей» там стала,
Числова «Катя» - с балерин.

Она тогда ж была партнёршей,
Танцовщика  Кшесинского,
Отца Матильды. Феликс – имя,
Великий князь бы с ним на «ты».

Кстати Числова Катерина,
Князю много детей родит.
Пожаловали им дворянство,
Став, «Николаевыми», там(.

Коль, посмотреть в какой там страсти.
Родители Матильды, той,
Детей рожали, значит, в ком – то,
Потомков их – огонь горел.

(Матильда с малых лет, там знала,
Романовы – неравнодушны все,
К женщинам,  там, с мира балета,
Осело это в голове)

И он горел, в этой Матильде.
Стала та, балериной, там.
К тому ж, любовницей, известных,
С рода Романовых, мужчин)

Родители имели связи,
При дворе, и в театре там.
И мать там для детей добилась,
Различных привилегий  им.

В училище  Мали  училась,
Как, в интернате - не жила.
В отличие от всех, Матильду,
Лишь привозили на урок.

(Кстати, та, не одна училась,
Старшие сёстры, её брат-
Учились так же там с Матильдой,
На тех же основаньях там.

Артистами балета станут,
Юлия – то, её сестра,
И брат Иосиф, танцевавший,
Уж после Революции).

В 17 лет, уж танцевала,
Та, в «Мариинке». То – успех.
Представили, ту - Николаю(2),
На вечере, том, выпускном.

После экзамена, в костюмах,
Приглашены все на обед.
Со всей семьёю венценосной,
Матильда ж – лишена того.

 Простой тогда была причина:
Не любят в обществе совсем,
Рождённых,  с «золотою ложкой,
Во рту». Матильда же из тех.

Вольнослушательницей была ж,
Вот, педагоги те тогда,
За общий стол – не посадили,
Матильду праздновать, как всех.

Но тут, раздался зычный голос,
Царя: «Кшесинская же, где?»
Нашли Матильду – усадили,
Между наследником – царём.

И Александр (3) там пошутит:
«Смотрите же – он вслух сказал:
Не слишком много там флиртуйте!»
Но, флирта – не случилось там.

Был Николай (2) застенчив, робок,
Опыта флирта не имел.
Заняты были мысли, сердце -
Аликс Гессенской, уже там.

Отец, то - не желал и слышать,
Про эту Аликс, ибо он,
Прочил в невесты тогда сыну,
Выгодную партию, там.

Французскую принцессу сватал,
Елену Арлеанскую.
Поэтому сводил он сына,
С Малей. Чтобы отвлечь Ники.

Матильда заинтересует,
Наследника. Хотя тогда,
К сближению, шагов не примет,
А та ж, по девичьи -  в мечтах.

В мечтах - примерила корону,
В реальной жизни же её,
Ничего яркого не ждало,
И выдающегося, там.

Даже на сцене «Мариинки»,
Именовали Малю там,
«Кшесинская вторая», ибо,
«Первая» – старшая сестра.

«Я Кшесинская вторая, он – будущий император Николай (2).
Сама судьба велит быть вместе!» - мечтала Матильда.

Вторая часть.

Что думала тогда Матильда:
Чтобы увлечь любой ценой,
Наследника, хотя и знала:
Не женится он всё ж на ней.

Но, дальновидная – Матильда:
Связь с Николаем (2) ей даёт,
Прочное положенье в свете,
Особенно, там, при дворе.

Очаровательной брюнетке,
С невинным взглядом карих глаз,
Когда по улицам ходила,
Бросали многие там взгляд.

Она ж гуляла у дорожек,
Где любил ездить Николай (2),
В прогулочном, там экипаже,
Обменивались взглядом, те.

Робкими взглядами, и только,
С полгода продолжалось, то.
Наследник же её боялся,
Мали  - не отступала ж там.

О ней, с фантазией - уехал,
Наследник в путешествие.
В разлуке же, любовь крепчает.
Решился на «поступок» он.

После приезда, робкий «Ники»,
С поверенным, там передал,
Кшесинской:  «Что желать имеет,
Её… фото!?» И все дела.

Не передаст фото Матильда:
«Пускай, помучается он!»
И он, мучился, в самом деле,
Не выдержал, в конце концов.

Отправился сам к балерине,
Не долгой встреча их была.
За ней последуют другие,
И вот – остался до утра!

Он навещал эту Матильду,
Под видом уж, гусара там.
«Волкова». И она влюбилась,
Ей драгоценности дарил.

Он, особняк приобрёл Мале,
Прелестный, маленький совсем.
То, на Английском, там, проспекте,
Где её уже посещал.

(Тетрадь Матильды сохранилась,
Записывала в ту, она,
Все драгоценности, презенты,
Их стоимость, отметив там.

Узнал когда отец Кшесинской,
Как дочь его «упала» там,
Он рвал, метал тогда от злости,
Кричал – что род позорит, та.

Лишь успокоился родитель,
Матильду он спросил тогда:
«Знает ли, на что обрекает,
Она себя, гуляя с тем?»

«Я хочу испить отпущенную мне
 чашу любви до дна!» - та, раздражённо скажет отцу.

Четыре года те встречались,
Но, продолжения у них,
Не будет. Ники – всё ж женился,
Став императором, потом.

Кшесинская отдаст той Аликс,
Любовные письма Ники.
Доверие, той, к Николаю,
Так велико – отдаст ему.

(Тот особняк, на том проспекте,
Великий князь там приобрёл.
То – Константин, своей «подруге»,
То, Кузнецовой Анне, там.

Была та, тоже балериной,
Была любовницей его.
Под сто тысяч особняк стоил,
Потом Матильде перешёл).


Про встречи сына, Николая (1),
Узнает мать его тогда.
Не одобряла дело это,
Что с балериной связь имел.

Мария Фёдоровна, эта,
Узнает. В ужас, та придёт.
Отец же, рад был, Николая:
«К сыну опыт мужской придёт!».

1894 год
В этот год Николай (2) женился,
(Гессен Дармштадтская Алисс,
С Германии – была, принцессой)
А в осень на престол взошёл.

И пришло время сделать выбор,
Перед обручением он,
Вмиг разорвал все отношенья,
С Матильдой. Напрочь. Навсегда.

Чувство привязанности всё же,
К  Кшесинской, царь там сохранил.
Он разрешил ей обращаться,
К себе на «ты». Ей – помогал.

Третья часть.

И «отпустила» она Ники,
Осыпав поцелуями.
Любовными клятвами так же,
Своё же, на уме держа.

Маля – горе изображала.
Но, артистически всё ж, там.
Других уже в уме держала,
С Рода Романовых, опять.

Знала, что совестливый Ники,
Ту, покровительства уже,
Там не лишит, никогда в жизни,
Получит «отступные»  та.

То, особняк тот, На Английском,
Проспекте, куда бегал он.
Фундамент восхожденья Мали,
Заложен был теперь уже.

Тем временем, тогда в театре,
Дела ж её – плохо уж шли.
Ролей ей главных не давали,
А метила та – высоко.

Главную партию хотела,
В балете Дриго, та, тогда,
«Жемчужина». В борьбу вступила,
Чтобы танцовщицу сместить.

Которой, эту роль там дали,
Матильда обратилась там,
К одному человеку – видя,
Что с благородным сердцем тот.

К великому князю «подъедет»,
Владимир Александрович,
Дядя царя, плюс к Николаю (2),
И получила ж эту роль.

Другие -  главные все роли,
Композиторы ради той,
Музыкальные вставки пишут,
В готовые спектакли, там.

Чтоб партию её расширить,
Перешивали платья ей.
Худенькой не была ж Матильда,
Не носит, что - её полнит.

С Владимиром «дело» не выйдет,
Но, ту уж – не остановить.
Поняла – нравится мужчинам,
Романовым, породы той.

Следующей жертвой, той, станет,
Двоюродный дядя царя,
Сергей Михайлович, уже там,
Великим князем так же был.

Напоминал он Николая (2),
Робкий, и не общительный,
И нелюдимым, там, к тому же,
Светских «тусовок» избегал.

Женатым, никогда он не был,
Его робость, Малечка та,
Очень быстро там растопила:
Матильде – Ники, заменил.

Рассказывал ей простодушно,
Как вспоминал о ней монарх.
Тепло, и где – то с сожаленьем,
Подарки от царя вручал.

Сергей Михайлович по жизни,
Довольно скучным был для той,
Затосковала там Матильда,
Желала молодых страстей.

Те не заставили ждать долго,
Очередной романтик там,
Робкий, ей на крючок, попался.
 Из царственного рода вновь.

Андрей Владимирович, это,
То, двоюродный брат уже,
Там, Николая (2). Он моложе.
Её был на 6 лет тогда.

Та, тактику, там применила,
(Играла с Николаем, как)
Робкие взгляды, и улыбки,
Встречи «случайные» везде.

И этот бастион, пал быстро,
С 1900 – по 1902, там год,
Любовники проводят время,
Счастливо. Но, в Европе уж.

Женщины с царственного рода,
Спокойно не могли тогда,
Произносить имя Кшесинской,
И, та – решила дать отпор.

Июнь 1902года
И родила Матильда сына,
Хотела же назвать его,
Там Николаем. По советам,
Владимиром, та, назовёт.

Сергей Михайлович, был рядом,
Придерживала та, его.
Не сразу понял, той – измену,
Что не является отцом.

Но, он, как благородный рыцарь,
Дитю дал отчество своё.
Фамилию своему сыну,
Присвоили – «Красинский», там.

(А забегая вперёд скажем.
В руке расстрелянного там , (1918)
Большевиками всё ж, Сергея,
Был медальон с Матильдой, той).

Теперь надо было уж срочно,
В театре поправлять дела.
Матильда же там танцевала,
До «шести месяцев» родов.

Из – за рождения ребёнка,
Пришлось полгода пропустить,
На пятки молодёжь давила:
Анна Павлова, там уже,

Ещё ж Карсавина Тамара.
Кшесинская там всё равно,
При помощи уж высших связей.
В балетах воцарилась вновь.

Сделала для того всё, это,
Чтоб, «выскочкам» тем доказать:
«Кто в доме том, хозяин» всё же,
Потом с театра та уйдёт.

А воцарилась она в доме.
В собственном, Петербургском, там,
То, на Большой Дворянской.  Ныне -
Улица Куйбышева, та.

Ещё ж на даче – уже, в Стрельне,
Сына воспитывала та.
Опеки не теряя так же.
Гражданского мужа, её.

Четвёртая часть.

Тут Революция случилась,
Кшесинская тогда жила,
Такой тихой прекрасной жизнью,
Что не могла поверить в то.

Она тогда ж с гражданским мужем,
С сыном, и с матерью того,
(Матильду, та, не признавала)
В Анапу перебрались все.

Сергей Михайлович, несчастный,
Остался всё ж в столице там,
Имущество спасти пытался,
Кшесинской, так же и своё.

И его там – арестовали,
Большевики. В расход – его…
В «20 –ом» Маля обвенчалась,
С Андреем (Вл). То – великий князь.

То – через двадцать лет знакомства,
Всё это время тот Андрей,
Мать умолял, признать Матильду,
И та – сломалась. Не до склок.

В начале же уже «20 – ых»,
С мужем и сыном, та Мали,
До собственной виллы добралась,
Во Франции. Осевши, там.

И, энергичная Матильда,
Откроет собственную, там,
Школу балетную в то время,
И многое там поняла.

Что правильно, та поступила,
В своё время, там уступив,
В балетах партии все роли,
Павловой и Красавиной.

Теперь охотно те уж стали,
Преподавателями тут.
Школы её. Сюда приехав.
Было много учеников.

Войну с фашистами в то время,
Сносно она пережила.
А в «56 – ом» - муж умер,
Мали его переживёт.

Что, в этой женщине, всё ж было,
Стройное тело? Но, ведь там,
Её коллеги все – не хуже,
Что – красота? Не хуже есть.

Нет, главный дар Матильды этой,
Жалованный ей, там, судьбой,
То – очаровывать, уменье,
Мужчин, из царской той семьи.

Трудно сказать, как бы сложилась,
Судьба Кшесинской дальше, там,
Не судьбоносная, коль встреча,
С наследником? Было бы - что?

Достигла ли б она успеха?
А вот, таланта нужного,
Данного Богом – не имела,
Давалось ей там всё с трудом.

Ещё ж упорством, и интригой,
«32 фуэте» подряд,
На тот момент могла исполнить,
Только Кшесинская тогда.

У той Матильды был характер,
Там твёрже стали, кстати, то,
Способности так же имелись,
И трудолюбие, к тому ж.

Та, репетировала много,
Пахала через «не могу».
Но, балетмейстеры, начальство,
Не сильно ей благоволят.

Мариус Петипа, к примеру,
Не ставил ту, выше других.
Главный директор – Теляковский,
Считал – циничной, грубой, ту.

Пример ещё был в том театре,
Там выступала и Цукки.
В главных ролях она блистала,
Главное – в «Эсмеральде» там.

С Италии она приедет,
И вдохновит Матильду, ту.
Матильда позже вспоминала,
О впечатлении своём:

«У меня было даже сомнение в правильности
Выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему
Это привело бы, если бы  появление на сцене Вирджинии
Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне
 смысл и назначение нашего искусства Она, её танец произвели
на меня впечатление потрясающее! Мне казалось, что я впервые
начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право
называться артисткой… Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться…»

Дневники, мемуары Мали.
Пестрят восторженными там,
Записями, о Николае (2),
Внимательном,  и милым, ей.

О своей любви безграничной.
К нему. Но воспитанье той,
В служении лишь там театру,
Было на первом месте, то.

Имела та Матильда склонность,
Всё приукрашивать всегда.
Конечно, в свою пользу только,
И этому примеры есть.

Она там даже написала,
Что Николай всегда любил,
Только её одну, А Аликс,
По принуждению он взял.

Но, было ясно, то – неправда,
Для Николая, Аликс, та,
Которую он знал там с детства,
Была желанной для него.

Олицетворением была,
Далёкой, неземной тогда,
Недостижимой любви его,
Мали ж – «доступная» любовь.

Свидетельства есть – переписка,
Между Матильдой и царём.
Не прерывалась даже после.
Его женитьбе на  Гессен.

Несколько раз там обращалась,
К любовнику бывшему, та,
За помощью. И он всё время,
Её, конечно, выручал.

Оба любовника, ту память,
Об их романе пронесли,
Через всю жизнь, но их финалы,
Разные ждали там совсем.

Магия чисел наблюдалась,
В жизни Кшесинской иногда.
Одно из них, было - «17»,
Любимое её число.

Сопровождало, то, Матильду.
От Петербурга, с ранних лет,
И до Парижа, где закончит,
Великая женщина, жизнь.

Была Матильда в Монте – Карло,
Чтобы в рулетку там играть.
Ставила на число «17»,
«Мадам 17» - назовут.

А почему, ту, привлекало,
Это число, сказала та,
События, что с нею были,
Связаны были с тем числом.

Когда двадцатый век начнётся.
В коррупции ту обвинят.
Сергей Михайлович с тем связан,
Имела с ним она дела.

Курировал заказ военный,
Он в артиллерии тогда,
Не обходилось там без взяток,
Матильда с них имела часть.

Ещё имелась в мемуарах,
Оценка царской той семьи,
И очень трезвая оценка,
Личности Николая (2), там:

«Первый его импульс был всегда правильным, но он
Не умел настаивать на своём и очень часто уступал.
Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования,
Ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть.
Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от престола…»

И кто ж откажется на деле,
От роли первой там тогда,
Возлюбленной, и содержанки,
Князя и императора.

Июль 1918 года
Да, был финал у них различный,
В июле всю семью царя,
Императора Николая (2),
Расстреляют большевики.

Кшесинская, проживёт долго,
Лишь год, не дотянула та,
До 100 – летнего юбилея!
Такой вот длинный путь прошла.

Ждали её успех и слава.
Звезды балета, мировой.
Так же богатство, что имела,
От покровителей своих.
-----------------------------
Кшесинская (Кржесинская) Матильда (Мария) Феликсовна (1872 -1971 год)
В 1920 году эмигрировала во Францию.
Получила  титул княгини выйдя замуж
За великого князя Андрея Владимировича Романова.
Владимир Александрович - (1847 – 1909г) великий князь, третий сын
Александра (2) и Марии Александровны. Сенатор, Генерал – адъютант,
Мл. брат Александра (3). Умер от болезни почек.
Сергей Михайлович – (1869 -1918 год), пятый сын великого князя Михаила Николаевича, внук Николая(1). Генерал от артиллерии. Расстрелян.
Андрей Владимирович – (1879 -1956 год), четвёртый сын вел князя
Владимира Александровича, Внук Александра (2), муж Кшесинской.
 Умер в 1956 году.

 


Рецензии