Гнусная песенка Окуджавы

Сразу сообщаю возмущённым поклонникам Булата Шалвовича, что очень люблю и почитаю его талантливые произведения. Но, сколь люблю и почитаю ТАЛАНТ, столь же не люблю и не почитаю творения бездарные и халтурные, поскольку считаю, что в таких оценках всегда надо соблюдать меру и «равновесие» между плюсом и минусом. Это сразу отучает от добровольного холопства перед Автором и, одновременно, от злобной зависти и неприязни.

Итак, о песенке, точнее, сразу о нескольких.
«Из окон корочкой несёт поджаристой...» явно смахивает по стилю и  мелодии на «Купите бублички, гоните рублички..» (Интересно, как это базарный мотив незаметно проник в сознание сразу нескольких композиторов.)

«Шарманка, ты шарманка» –  тут, действительно,  Окуджава преуспел в воспроизведении.
Его шарманочно-кудахтающее исполнение этой песенки вызывает  (у меня, по крайней мере) лёгкое подташнивание. Текст тоже, соответственно мелодии, глуп: «Расплата за ошибки – она ведь тоже труд, хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют».
Значит, по Окуджаве, получаемые от кого-то побои есть ТРУД???!!!
А, поскольку, тов. Энгельсу принадлежит глубокомысленное высказывание «Труд создал человека», значит били, били питекантропов и сделались  те Человеком Разумным? Наблюдая этих «Разумных»  в прошлом и настоящем могу лишь посочувствовать: МАЛО БИЛИ! 

«Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола» – Баллада о Лёньке Королёве.
Ну, не скрою сомнения,  в том, что ДО войны в Советском Союзе так уж были распространены «во дворах» «радиолы», это появилось уже заметно после! Тем паче, питание их было не от батарей, а от сети. Значит выкидывали из окна длиннющий провод, сносили вниз на скачмеечку для посиделок тяжеленную «радиолу» и пр?
 Но гнусность не в этой фактической оплошности Окуджавы.
«Все ребята уважали очень Лёньку Королёва и присвоили ему званье Короля».
Итак, герой неизвестно на что жил, чем питался, где спал.
«Как некий херувим» он слетал с неба, «протягивал свою царственную руку, свою верную руку и спасал». Всех, кого попало...
Кроме того, Окуджава почему-то всё время просит извинений то ли у цензоров Главлита, то ли у публики:
«Потому что, ВИНОВАТ...»
«Уж извините...»
Совершенно неясно, за КОГО он просит: За героя-ангела Лёньку Королёва или за себя, автора баллады?
(Если Лёнька был Херувимом, Ангелом, то они, по авторитетным сведениям из Библии – бессмертны!)

И, наконец, одна гнусная фраза:
«ДА НЕКОМУ ОПЛАКАТЬ ЕГО ЖИЗНЬ,
Потому что наш Король был один, уж извините
Королевой не успел обзавестись.»
Значит родителей, которые оплакали бы его смерть в таком юном возрасте, у  него не было?
А любовницей или женой ещё не «обзавёлся»?
Но тогда мы возвращаемся к началу песенки: На что и где он жил? Кто его одевал и кормил, дабы он мог протягивать свою «дружескую руку», не протянув задолго до этого ноги?
Работал? Так, как он мог крутиться днями во дворе после полновесного рабочего дня? Ему бы пожрать да поспать, потому что утречком ранненько : «Вставай, труба зовёт» или «Кудрявая, что ж ты не рада, призывному пению гудка?»
Не получилась у Окуджавы эта песня-баллада о БОМЖе Лёньке Королёве.
7  III 2018


Рецензии
Прочла, как анекдот или пародию на действительность. Каждое время рождает свои песни. Для меня 'Горячи бублички', как настальгия и поклонение тому
прошлому времени, я как бы переношусь в то время и живу в нём. Я начинаю понимать и ощущать тех людей, их жизнь. Для вас это всё кажется пониженным и творчество
простого народа вы не признаёте и не способны его объять.
Представляю ваше отношение к творчеству Высоцкого.
Я вижу - вы врач и вы ближе к телу, а вот к душе человеческой вам доступ
закрыт. Вы хотя бы холодным рассудком проанализировали, какое число людей
любят это, неуважаемое вами творчество. Или мы в большинстве своём недоразвиты,
темнота, нищеброды в искусстве? Но это уже другая история.

Лилия Еременко 2   08.03.2018 06:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко 2,
Благодарю Вас за интересный и эмоциональный комментарий!
Без иронии или сарказма говорю это.
В нём Вы задели много тем и посему постараюсь ответить хотя бы на некоторые.
Если Вы восприняли мою заметочку «как анекдот или пародию», это прекрасно – предоставилась возможность посмеяться или хотя бы поулыбаться. Рад этому!
Вы правы в том, что я не испытываю ностальгию по «Горячим бубличкам», не чувствую ни малейшей склонности к такому занятию.

«Творчество простого народа» – его просто не существует. НАРОД, тем паче «простой», не собирался на вече или на базарной площади и НЕ ТВОРИЛ коллективно произведений искусства. Творили единицы, но они – НЕ НАРОД.
Я же к любому произведение человеческой мысли подхожу лишь с одним критерием – СЕБЕСТОИМОСТИ. Талантливо или нет! Неважно, кем это создано, никому неизвестным творцом или всемирно признанным и избранным. Вновь, где Окуджава был талантлив – там я признаю и восхищаюсь его творением. Где глуп или бездарен или неморален, там я без восхищения высказываю кртитику в его адрес.

Вы вновь правы «представляя» моё отношение к творчеству Высоцкого.
Он талантливый подонок. И ему уже посвящено немало моих заметок. Опять же, есть безусловно очень талантливые произведения, коих, к сожалению, немного. Есть бездарные, просто пьяно-бредовые и даже внушающие отвращение.

Насчёт врачей.
Мне кажется, возможно я опять ошибаюсь и не постигаю того, что мне недоступно, что есть специальность ПСИХИАТРА. Это, по-моему, касается как раз психики. Я бы не стал употреблять слово «ДУША», поскольку это нелепое приложение к телу у подавляющего большинства давно изъято из обращения. За ненадобностью.
Ещё раз, моя искренняя признательнсоть за Ваш комментарий!
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   08.03.2018 18:09   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри,
Прочла определение 'подонок - человек, вызывающий отвращение, презрение',
для Высоцкого жестковато, большинство с этим не согласится.
Про душу - здесь вы меня действительно повеселили.
Есть понятие 'физики и лирики'
Вы материалист, реалист, раскладываете тело по частям и души там не находите.
По нему мнению, такая 'холодность' свойственна немцам, прибалтам.
(Хотя учёные...но не об этом) не признаёте духовную сторону, не верите в бога.
Все определяют какие-то 'химические процессы' в организме.
И сильная любовь вам не свойственна, - это всё самообман, заложенный
природой для продолжения жизни.(а о русской душе в литературе и здесь
на портале много пишут)
Дискуссия наша не продуктов на, каждый останется при своём мнении.
Как гласит надпись на воротах Бухенвальда: 'каждому своё'

Лилия Еременко 2   09.03.2018 07:20   Заявить о нарушении
В портале 'робот' изменяет слова по своему усмотрению
Читайте:'Дискуссия наша непродуктивна...'
С уважением Лилия

Лилия Еременко 2   09.03.2018 07:29   Заявить о нарушении
Jedem das seine!
Уважаемая Лилия Ерёменко,
Благодарю Вас за труд по написанию дополнительного комментария.
В целом согласен с Вами – дискутировать, действительно, не о чем!
Равно и Ваша оценка оппонента.
Осмелюсь лишь внести некоторые дополнения.
ПОДОНОК, на мой взгляд, это склад «души» раба, Верно, вроде бы внушающий отвращение и презрение, но в этом, приведённом Вами определении, даётся характеристика СЛЕДСТВИЯ, а не ПРИЧИНЫ. Кроме того, в обществе подонков никакой подонок никаких отрицательных эмоций у окружающих никак не вызовет! Но останется ПОДОНКОМ!
«Я твёрдо убеждён, что мир имеет форму пирамиды, поскольку самая большая её грань – ДНО!»
Станислав Ежи Лец.

Не верю в Бога, поскольку не нуждаюсь в неком иллюзорном убежище для душ слабых и напуганных сатанинской жестокостью жизни. Ибо идея Бога – это утешительная выдумка для двуногих, обнаруживших с неизбежным опазданием, что родившись, попали не в благоухающий рай (для дураков), а в кровавую клоаку, где все жрут всех.

Не верю в какие-то «русские», «немецкие», «прибалтийские» и прочие средиземноморские или океанически-архипелагные души. Душевный склад человека может быть только двух качеств: Стадный раб или свободный человек. И НИКАКОЙ связи с этническим происхождением человека в этом нет! Все этнические стада по сути ОДИНАКОВЫ. Различны они лишь по форму, но никак не по содержанию.

Есть НАСТОЯЩАЯ любовь, но к процессу размножения она не имеет отношения – это глубокая психологическая совместимость, взаимоуважение и взаимопонимание, когда не постельные, очень сильные и часто трудно преодолимые инстинкты, запрограммированные жёстко в наших (ещё от животных) генах связывают двуногих на короткое время, а когда людям приятно общаться друг с другом всегда! А не только и не столько в случке. Последнее – это вынужденная плата запрограммированному телу. Но я никоим образом не проповедую обет целибата и умерщвление плоти. Телу - телесное, но не надо делать из этой физической потребности привычного и надо всем господствующего КУЛЬТА! (Любимейшего занятия двуногих.)
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   09.03.2018 17:45   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри,
В общем я с вами согласна, но
- невозможно постричь всех под одну гребёнку;
- про пирамиду интересно, но вся пирамида держится на своём дне;
- семья у вас идеальная. Хотя вы это не приемлете, но моё мнение - такие
семьи 'свойственны' евреям. Умение сдержать свои 'дурные' эмоции, пусть
на душе кошки скребутся, но показать это, а тем более выплеснуть на
окружающих - табу - это большое искусство и далеко-далеко не каждому дано.
В любом случае кто-то будет под коблуком.
С уважением Лилия Еременко

Лилия Еременко 2   10.03.2018 07:05   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко,
Вновь, моя признательность за Ваши замечания.
По сути дискуссии, давно отдалившейся от темы первоначальной и ушедшей в дебри морально-этических размышлений.
Никто не собирается стричь всех под одну гребёнку, не я, во всяком случае.
Пирамида – моральная и на дне не держится, в отличие от материальной.
Семья у меня, действительно, идеальная, ибо представлена в единственном числе.
Но, в отличие от Ваших дальнейших рассуждений, мира в ней нет и одна её часть весьма часто обзывает другую ласково-уменьшительными прозвищами: ИДИОТ! КРЕТИН! ДЕГЕНЕРАТ! ДЕБИЛ! ИМБЕЦИЛ! НЕДОУМОК! И так дальше, в том же добром взаимном согласии...
Не считаю, что в семье должен быть кто-то подкаблучником, это или добровольное холопство или домашняя тирания. И то и другое – типичные признаки стадного духовного рабства.
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   10.03.2018 16:50   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко,
Возможно Вам будет небезынтересно прочитать дискусию об этой заметке с автором на другом портале СамЛибе. Ссылка ниже.
Ваш Эспри
http://samlib.ru/comment/e/espri_d_l/uglysongofokuga

Эспри Де Лэскалье   10.03.2018 23:11   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри,
Прочитала. Поискала в интернете друге отзывы, 'наткнулась' только на ваш,
сравнить не с чем.
Но прошу извинения, я вас ввела в заблуждение. Вы имеете в виду содержание,
стихи, а я воспринимаю только со стороны мелодии(это у меня с рождения -
музыка всегда вертится в голове, если мелодия произвела на меня впечатление,
я её запомню), а стихи, конечно, никакие. Можно по пальцам пересчитать,
когда стихи соответствуют мелодии. 'Бублички', 'Цыплёнок жареный', 'Мурка' -
мелодии весёлые, под них отдыхаешь, а текст я подчас и не знаю.
Конечно я и классику знаю, иногда 'наизусть', слушаю в инете.
У Высоцкого, конечно, запоминающихся мелодий не много, но юмор и точность определений,причём, исполняемых под гитару - это производит впечатление.
Так что, вот так.
Прочла у А. Стругацкого: 'Но вот не знаю, куда отнести наших бардов, а без
них(Окуджавы, Высоцкого, Кима) и обходиться не могу.
С уважением Лилия, Ерёменко

Лилия Еременко 2   11.03.2018 11:45   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко,
Относительно песен могу лишь повторить то, что не раз говорил уже и писал:
«Нет такой глупости, которую нельзя было бы пропеть»
Станислав Ежи Лец.
Мотив этой "баллады" Окуджавы тот же Высоцкий "позаимствовал" для своей блатной песенки "Ета был воскресный день и я не лазил по карманам..."
Стругацкие.
В юности глупой, очень мне они нравились, чуть повзрослел и понял: ПСЕВДО-ГЛУБОКОМЫСЛЕННОСТЬ! Заурядные, банальнейшие истины и откровенные глупости высказываются с таким важным видом, как будто это некие открытия вселенского масштаба. Одно слово: ДЕШЁВКА! («Трудно ли быть богом?»)
И вкус у одного из братьев соответственный. Самого талантливого, Александра Галича, он даже не упомянул. Не отнимаю талант ни у Окуджавы, ни у Высоцкого и пр.
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   11.03.2018 16:48   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри,
'Сталкер' прочла в далёкой молодости, по тем временам это был 'шок'
по крайней мере для меня. Фильм Тарковского не поняла, помню весь фильм герои куда-то идут и рассуждают, народ стал уходить из зала со второй серии.
На работе у меня одна интеллегентная дама говорила, что в восторге от
фильма, я не верила, хотя знаю, что 'по-себе' судить нельзя.
Песню Высоцкого как-нибудь послушаю.
С уважением Лилия Ерёменко

Лилия Еременко 2   12.03.2018 07:46   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Еременко,
Вкусы наши сильно разнятся, что естественно.
О Стругацких я уже высказался достаточно. Бездарное псевдоглубокомыслие.
Тарковского считаю бездарью, но это самое невинное его качество. Это не просто выпендривающаяся бездарь, ЧАВО-Оо пытающаяся изобразить, а патологический САДИСТ, МРАЗЬ, НЕДОЧЕЛОВЕК!
По глупости посмотрел когда-то его идиотский фильм "Солярис". НОЛЬ! Ноль художества, ноль таланта, НИЧЕГО! Единственное хорошее -- Хоральная Прелюдия Баха, и то НЕ Тарковского, а Баха!
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   12.03.2018 17:17   Заявить о нарушении
Уважаемый Эспри,
Больше всего мне нравится, какие определения вы даёте 'гениям', -
'Не в бровь, а в глаз'!
А мне свойственен романтический стиль. Могу писать о чём угодно, что меня
тронет или удивит. Я вам завидую, что вы нашли своё направление в творчестве,
вашей образованности, знаниям. Если бы у меня был такой запас, я бы писала
целые поэмы. Кстати, прчитайте хоть один мой стих, например '
'Случай в зимнем лесу', составите представление о моём 'творчестве'.
С уважежением Лилия Еременко

Лилия Еременко 2   13.03.2018 05:15   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Еременко,
Благодарю Вас за комплименты.
По моему мнению слово "гений" нелепо по сути и использовать его не следует, тем паче существам весьма склонным к стадному мышлению. Гениальность -- это коротенькие минуты или секунды, когда божественное Вдохновение вдруг просветляет наши тупые заскорузлые мозги и мы способны создать нечто интересное и оригинальное. "Гений" же -- по определению, это некое ПОСТОЯННОЕ качество, как дворянский титул или родовое имение, что абсолютно неверно.

Мои "знания и образованность" никакой роли не играют. Как уже писал не раз, важно не КОЛИЧЕСТВО знаний, а умение его обрабатывать!
Кроме того, есть немало людей, многократно более эрудированных, чем я. Например молодая одарённая писательница Оксана Щербатая, чья широкая эрудиция несомненно превосходит мою.
Вашу просьбу постараюсь выполнить в самое ближайшее время.
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   13.03.2018 15:47   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эспри! Вы эдак распугаете всех читателей, которые ещё не испорчены цинизмом. Меня-то ничем не удивишь, я тут на одну рецензию отписала ответ из
'Матерных стихов' Маяковского, так рецензент 'обалдел', выражаясь его словами,
закончилось 'мировой'.( Я люблю краткость, поэтому пишу сумбурно, но понятно)
Вспомнила слова А.С. Макаренко о мнящих себя сверхумными, сидящими
на горе( пирамиде), рссуждающих о 'высоком', но в то же время, глядящих на
собственный пуп.
С уважением Лилия Еременко

Лилия Еременко 2   14.03.2018 07:30   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко,
То, что я циник, мизантроп и мрачный пессимист, это видно невооружённым глазом, так что "распугиваю читателей" всеми своими писульками.
Но мне представляется, что определение "Гений", действительно, совершенно неверно по сути и опасно для стадного мышления, ибо в стаде, ежели на кого навесят такой вот ярлык, то безвозвратно. И ВСЁ, им, "гением" сделанное -- гениально, распрекрасно и никакой критике не подлежит, о чём и последняя моя заметочка "Талант слова".
Маяковского считаю далеко небездарным поэтом, но по личностным качествам -- подонком! А автор "Псевдопедагогической поэмы" в прозе -- мне не представляется заслуживающим внимания.
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   14.03.2018 16:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эспри!
Я про лес. Конечно я давно знаю, что название не соответствует,
но я пишу 'в стол', так, развлекаюсь для себя. Оно никому не нужно.
'Вневременным' - сомневаюсь, что это слово вообще, кто-то поймёт, а уж
глубину мысли тем более. Не заметила, чтобы кто-нибудь, кроме вас, проник
в смысл отсутствия времени.
Про гениев, вот, хотя бы о 'звёздах' эстрады. Если пробился любым путём,
то примут и тазики с глазиками и Николая с да-ла-лаем.
Для меня пока один кумир - Магомаев, природа одарила его прекрасным голосом
Впрочем, я многого могу не знать.
С уважением Лилия Ерёменко

Лилия Еременко 2   15.03.2018 08:21   Заявить о нарушении
Уважаемая Лилия Ерёменко,
Мне представляется, что Вы противоречите сами себе: если Вы пишете "в стол", то Вам должно быть абсолютно безразлично, поймёт кто-нибудь глубину Вашей мысли или нет. Если же Вы пишете для публики, то, вновь, зачем себя принижать до низкопробного уровня всеядной толпы, с упоением читающей "Гарри Поттера"?
Коль скоро Вы всё же публикуете свои произведения, значит Вы отдаёте себя на суд читателям и должны быть к этому готовы.
С другой стороны, есть некие правила и требования, предъявляемые к произведениям так называемого искусства и им, на мой взгляд, надо следовать.
Что касается Магомаева, то я к нему просто равнодушен, не говоря уже о том, что у меня вообще нет кумиров.
С уважением Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   15.03.2018 16:07   Заявить о нарушении
Здравствуйте Эспри!
Спасибо, что уделяли мне внимание, очень вам за это благодарна, я узнала
много нового. Но я не могу наравне с вами дискутировать.
Ничего нового предложить не могу.
Ещё раз спасибо, извините за беспокойство.
Желаю всего самого-самого доброго!
Лилия Еременко

Лилия Еременко 2   16.03.2018 07:03   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за интересную дискуссию.
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   16.03.2018 16:02   Заявить о нарушении