Мамаша Кураж - прейскурант смерти

Мамаша Кураж - прейскурант смерти.
(Литературно музыкальный этюд с элементами ярмарочной торговли, по мотивам пьесы Б. Брехта "Мамаша Кураж и её дети").
Авторы стихов, диалогов: Б. Брехт, А Соловьёв, музыкальное оформление А. Соловьёв.

(Пролог)
Лампада зажжена, псалмы пропеты,
Фрамуга чуть открыта, за окном
Стихом завороденно входит лето
И затевает новое кино.

А мы опять творим эксперименты,
Изобретая путь и костыли,
Отодвигая утра, экскрименты
Закапывая в прошлое земли.

И вот уже новейшие кумиры
Стремятся наши души осязать.
Амы? А мы всё те же пасажиры,
Как два тысячелетия назад.

Еда и сон нас накрепко связали.
Какой-то век, какая-то страна.
Изменно всё: вагон, места, вокзалы
И неизменно  царствует война.

ОБЪЯВЛЕНИЕ: Уважаемые пассажиры, просим вас занять места согласно купленным билетам. Наш поезд отправляется.
(Увертюра)
"Эй, командир, дай знак привала
Своих солдат побереги.
Успеешь в бой, пускай сначала
Солдаты сменят сапоги

И вшей кормить под гул орудий
И жить и превращаться в прах
Приятней людям, если люди
Хотя бы в новых сапогах

Эй, христиане тает лёд, спят мертвецы в могильной тьме
Вставайте, всем пора в поход, кто жив и дышит на земле.

Без колбасы вина  и пива
Бойцы не больно хороши,
А накорми, забудут живо
Невзгоды тела и души

Когда поест, попьёт военный
Ему не страшен злейший враг.
Какой дурак во тьме гиены
Гореть захочет натощак?

Эй, христиане тает лёд, спят мертвецы в могильной тьме
Вставайте, всем пора в поход, кто жив и дышит на земле".

(Действие)

ПОЯВЛЯЕТСЯ МАМАША КУРАЖ.
Уважаемые пасажиры, вашему вниманию предоставляется обувь крупнейших мировых производителей на все случаи жизни, от тапочек до сапог, включая валенки и выходные туфли. Подходите, не стесняйтесь, спрашивайте, по каждой паре вам будет дана полнейшая консультация.
Кому в войне не хватит воли
Тому победы не видать.
Коль торговать, не всёль равно ли
Свинцом иль сыром торговать

Эй, христиане тает лёд, спят мертвецы в могильной тьме
Вставайте, всем пора в поход, кто жив и дышит на земле.
Ф. Стоп, обоз! Вы чьи будете?
МК. Второго финдляндского полка.
Ф. Где ваши бумаги?
МК. Бумаги? Вы что меня не знаете? Я же мамаша Кураж.
Ф. Кураж? В первый раз слышу. Почему тебя зовут Кураж?
МК. Кураж меня зовут, фельдфебель, потому что я боялась разориться и сквозь пушечный огонь вывезла из Риги пятьдеся т ковриг хлеба. Хлеб плесневел, того и гляди пропал бы. Выбора у меня не было.
Ф. Шутки долой, где бумаги?
МК. Вот мои бумаги, вот, пожалуйста - целый требник, огурцы заворачивать, он у меня из Альтенинга, а вот карта Моравии, Бог весть, случится ли мне там побывать, - если нет, то нужна она мне, как собаке пятая нога. А вот, видите?- тут печатью удостоверяется, что моя лошадка не больна ящуром. Ну, что, довольно с вас бумаг?
Ф. Ты хочешь заморочить мне голову. Я тебя отучу от наглости. Ты прекрасно знаешь, что у тебя должна быть лицензия.
МК. Выбирайте выражения и не говорите всё это в присутствии малолетних детей. С чего вы взяли, что я хочу морочить вам голову?-это не прилично! Мы с вами не знакомы! Лицо порядочной женщины - вот моя лицензия во втором полку и я не виновата, что вы не умеете читать такие лицензии. А печать на лицо я себе ставить не дам!
Ф. Из этой особы так и прёт непокорность. А в полку главное - дисциплина.
МК. Я-то думала - колбаса.
Ф. Имя!
МК. Анна Фирлинг.
Ф. Значит это у тебя всё - фирлинги?
МК. Почему? Фирлинг - это моя фамилия, но не их.
Ф. Но это же всё твои дети?
МК. Да, мои, но разве поэтому у них у всех должна быть одна фамилия? Вот этого, например, зовут Эйлиф Нойотцкий. Отец его заверял, что он Кайотский или Мойотский. Мальчик его хорошо помнил. А впрочем, помнил он уже другого - француза с бородкой клинышком. Но вообще-то смышлёностью он в отца. Бывало стянет у  крестьянина последние штаны с задницы, а он и не заметит, вот и получается, что у нас у каждого своя фамилия.
Ф. Что, у каждого другая? Тогда вот этот, наверное - китаец.
МК. Швейцарец.
Ф. После француза?
МК. После какого француза? Не знаю о каком французе вы говорите - не путайте, или мы простоим тут до ночи. Он - швейцарец, но фамилия у него Фейош и эта фамилия не имеет ни какого отношения к его отцу. У него была совсем другая фамилия. Он строил крепости и спился.
Ф. Так почему же его фамилия Фейош?
МК. Не хочу вас обижать, но воображение у вас не богатое. Когда он появился на свет я водила знакомство с одним мадьяром. Вот он и Фейош! А мадьяру было уже всё равно, у него была атрофия почки. Очень честный был человек. мальчик в него.
Ф. А это?
МК. А это - Катрин Гаупт, девочка, немка.
Ф. Милое семейство, нечего сказать.
МК. А теперь, господа, не нужны ли вам пули, пистолеты, ремни, пряжки? Выша пряжка, господин фельдфебель, совсем истёрлась.
Ф. Мне нужно совсем другое. Я хотел бы знать, почему твои дети уклоняются от службы?
Из всех мирских измученных затей
Дороже всех - рождение на свете.
Вы, матери рождаете детей,
Но что оставят эти ваши дети?

Ах, этот мир - узилище греха,
Им в этом веке остаётся только
Набить дерьмом и снедью потроха
Иль славу принести своим потомкам!

Быть иль не быть? - Вот каверзный вопрос,
Не время размышлять на перепутье.
Не выше доблести, как завещал Христос,
Чем друга заслонить своею грудью!

А горе, слёзы - это только миг,
Лицо и грудь порядком освежают,
Война скудеет лучшими людьми,
Но матери их снова нарожают!

Написано Евангелие святым,
Перелестни зачитанные главы
И триех дев останутся пустыми
Сосуды не наполненные славой.

Так не жалей для мира храбрецов,
Отдай всё то, что лучше и дороже.
Да не угаснут доблести отцов
На плодоносном материнском ложе!

МК. Ну, попробуйте, возьмите их. Пойдём рыбу удить, сказал рыбак червяку.
Я вам покажу! Мы люди мирные, торгуем тут бельём и ветчиной!
Ф. По твоему ножу видно, что вы - мирные люди. Совести у тебя нет, отдай нож, шлюха! Ты ведь сама призналась, что кормишься войной, а какая же война без солдат?
МК. Солдаты пусть будут не мои!

Одних убьёт ружьё,других проткнёт копьё, а дно речное - чем не могила?
Опасен лёд весной. Останься со мной - солдату жена говорила.

Но гром барабанов и грохот войны
Солдату милее, чем речи жены
Походной понюхаем пыли.
Мы будем шагать за верстою версту,
Копьё мы сумеем поймать на лету,
Солдаты жене говорили.

Дают совет благой, ты вникни, дорогой, не в удали а в мудрости сила.
На всех и вся плевать. Добра не видать. Солдату жена говорила.

Мы бабам не верим - трусливый народ.
Река на пути - перейдём её в брод,
Мундиры отмоем от пыли.
Когда загорится над крышей звезда
Твой муж возвратится к тебе навсегда -
Солдаты жене говорили.

Ах, подвиги его не греют ни кого, от подвигов нам радости мало.
Пропал мой муженёк, храни его Бог, жена про солдата сказала.

В мундире с копьём неразлучным в руке
Солдат угодил в быстрину на реке
И льдины его подхватили.
Над самою крышей горела звезда,
И что же, и что же, и что же тогда
Солдаты жене говорили?

Ах, подвиги его не грели ни кого
И дно речное- та же могила.
На всех и вся плевать, добра не видать
Солдату жена говорила.

Ф. Хорошо - не хочешь отдавать. Ну, тогда предскажи будущее господину фельдфебелю.
МК.Будущее? А вдруг я предскажу правду? По всему видно, что ты похож на покойника в отпуску.
Ф.Болтовня.
МК. Дай-ка твой шлем.
Ф. Эти гадания - дерьма не стоят.
МК. Вот, Эйлиф, Швейцейкес и Катрин, и вас пусть разорвёт также, как я разрываю эту бумагу, если мы через чур увлечёмся этой войной. Я помечаю их крестом. Крест - это смерть, а остальные бумажки - чистые. Сталю один для вас, фельдфебель. В виде исключения я делаю это бесплатно. Теперь я сложу их, перемешаю, потому , что все мы перемешаны в материнском чреве.
Теперь тяните.
Ф. Чепуха, жульнечество.
МК. Он вытянул крест! Не жить ему!
Ф. Ты меня надула!
МК. Ты сам себя надул, когда пошёл в солдаты. А теперь мы поехали, война бывает не каждый день. Мне не когда!
Ф. Нет, Бога душу! Ты меня не проведёшь. Сосунков твоих мы заберём в солдаты!
МК. Вот новое дело. Придётся тянуть жребий всем троим.
Вот, Эйлиф. Боюсь он вытянет крест. Если он станет солдатом - он не выживет. Слишком он смелый, весь в отца. Если он не будет умником, то разделит участь всего остального.
Ф. Тяни же, ну!
МК. Крест?
Ф. Крест. вот и отлично. мы сделаем  из него солдата. Давай, тяни следуюшего. не сомневайся - задаток у меня с собой!
МК. Швейцеркас - мой средний, ведь ты же меня не подведёшь? Не вытянешь крест? Верно, ты честный малый и будешь вести себя честно, как с пелёнок приучен, даже покупая себе хлеб ни когда не прикарманишь сдачу.
Крест? Поглядите ка фельтфебель, это ведь не чёрный крест?
Ф. Да. это он. Похоже она говорит правду, чёртова гадалка, только вот не пойму, почему я тоже вытянул крест. Я ведь ни когда не лезу вперёд. Ну, да, ладно, поторопись - у нас мало времени
МК. Но это же Катрин. совсем девочка. Войне не нужны женские руки.
Ф. Не тебе рассуждать, старая ведьма. какие руки нужны войне. Пусть сама выбирает.
МК. Ладно, Катрин. За тебя-то я спокойна. Ты сама себе крест. У тебя доброе сердце.
Крест?
Не может быть! Отдайте. Я, наверное ошиблась, когда перемешивала. Не может быть, чтобы у неё был крест.Она ещё мала. она  - девочка, она немая!

Ф. Отлично, дело сделано. Хватит слёзы лить. Пока идёт война - ни чего ещё не кончено. Сейчас уходит последний полк. Вам надо двигаться, сударыня.
МК. Подождите, постойте, ещё минутку...может они поспят.
Шелестит солома, баю-бай.
Соседские дети хнычут пускай.
Соседские в лохмотьях, в шелку пои
Я платья ангелочков
Перешила им.

У соседских - корка, у нас пирожок.
Если не по вкусу, скажи, дружок.
Баю, баю, баю, спи детёныш мой.
Один остался в Польше, где-то другой.

Паутинка - блюдце, жемчуга-роса
Пусть на небо льются ваши голоса.
Тихо в колыбельке, ветка не скрипи.
Петелька-петЕлька, петелька-петЕлька,
Мой детёныш спит.

----------------------------------
(Эпилог)
Европпа, Россия, Африка, Сирия -
Бредёт с обозом Кураж по свету,
А лже-пророки и лже-месии
Ей всё дают и дают советы.

А мы, пожалуй замкнём фрамугу -
Лампаду холодом наклонило.
Оставь тревогу - какая мука,
Смотреть на то, что когда-то было

Уважаемые пассажиры. Поезд прибывает на станцию. Просьба, покидая вагоны, не забывать личные вещи. Помните: за вещи оставленные в вагоне администрация ответственности не несёт.

Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне.

Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон,
Но он надеется на чудо,
Пока поход не завершон.

Эй, христиане, тает лёд! Спят мертвецы в могильной тьме!
Вставайте, всем пора в поход, кто жив и дышит на земле!

(Послесловие)

Мы долго искали пьесу для этой сцены
И, глядя на звёзды, исколесили мир,
Меняли рубли, сжигали мосты, арены
И вот он явился, явился Вильям Шекспир.
Он был всегда причина, мечта, уловка:
Костры, арлекины, Гекубы вишнёвый плач,
Пускай не первый, пускай навсегда "массовка",
Пускай, кто угодно, и никогда - палач.

Но ни кто не заметил, как очерствели нервы
И вдруг вырубили софиты теней анфас,
И пришёл режиссёр, и назначил кого-то первым
И этот "кого-то" всего лишь один из нас.
И ты, мой брат, мой ловчий, пращи не трогай,
Но и меч не закладывай в ближнем трактире, нет
Для нас с тобой ни дна, ни мечты, ни Бога
Лежит дорога , и дело в цене на билет.

Захмелеем давай от смелости, или правды,
Друг-друга любить, наливай и скорее в пляс.
Горизонтов нет и нет ни какой ограды,
Кроме той, которую выдумал каждый из нас.
"Аля гер, ком аля гер" и укрыты спины,
И Гора- наш дом, если в ней живёт Магомет,
Христос, или вымысел с именем В. Шекспира,
Или бог, написавший миру новейший завет.

А Диана, Лаура, Лесбия, Беатриче?
Забыто, оставлено, брошено- памяти нет.
Ни лучины, ни угля не надо, не надо спичек
Полыхает огонь и тает летящий снег.
И тают льды и беды цена не большая,
И счёта не счесть и всё поперёк всему:
На зло, на слом, если кто -то и что-то мешает,
Ни Бога, ни дна, ни тебе ни мне ни кому.

Постойте, постойте,а как же мечты и песни,
А дети, а дети им вовсе не нужен смог,
И мы по углам, а когда-то стояли вместе,
И что же, и что же, и что же, каков итог?
Та быть или бить, какую цену назначу?
Раскручен сюжет, летуч монолога слог:
В костёр арлекина! (Гекуба вишнёво плачет)
Но идёт война и зачем-то расстрелян Бог...
       изумлённый Бог...
Мы долго искали пьесу для этой сцены...

КОНЕЦ.


Рецензии