Черный квадрат- конец мира!

В декабре 1915 года на футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич и его друзья -единомышленники, экспонировали 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди выставленных работ почётное место заняло его знаменитое произведение «Черный квадрат». Картина – часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Черный квадрат- конец мира!

                Супрематизм, как и абстракционизм,               
                это отказ от изображения действительности, 
                игра с композициями, с сочетаниями фигур и 
                цветов. И не ищите в нем скрытый смысл!

Создал Малевич новый мир,
В нем только форма, цвет.
Круг, крест, квадрат, и красок пир,
Мадонн в помине нет,

В полотнах не ищите смысл,
Ни скрытый, ни прямой,
Так супремат на сцену вышел,
Рождая мир иной!

Прошли года, ученье стало
Почти, как Божий глас:
Есть только формы, их немало,
Священные для нас!

Но вот беда: в квадрате черном
Сокрыт бомбёжек мрак,
А в красном- кровь и боль и стоны,
В крестах погромов знак!

Я вижу бездну в белом цвете,
У ней мы на краю,
Стоим и ждем, что на Планете
Армагеддон забьют!

О, супремат! Ты всё предвидел,
Ты знал, ты всё то знал?
Быть может нас ты ненавидел,
Что слова не сказал!
    ****
Чёрное, чёрное, чёрное небо!
Чёрны деревья, спалёны войной.
Чёрны глазницы домов смотрят слепо,
Вот, что квадрат” представляет собой.

Нет не дома, то кварталов руины,
В круге Малевича, чёрном, глухом,
Руки дрожащие, согбенны спины,
И канонады растаявший гром.

Сила искусства! Сивилла святая,
Вовеки веков ты нам знанья даёшь,
Малевича крест, нам с тобой намекает:
Ты, кто посеял, то сам и сожнёшь!


Рецензии
Вспомнилась книга Николая Носова "Незнайка на Луне":

"Ты, братец, лучше на эту картину не смотри,- говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить. Видишь, как рассуждают!"

Так что не будем ломать голову зря, чай не золотая середина между богачами и народом, не интеллигенция… Это только ей под силу смысл в понятиях и формах искать…

Ты ж с интеллигентами, с гениями науки и культуры, только свяжись… Они ж тебе нафилософствуют, что квадраты находят нас везде и даже там, где мы совсем не ожидаем, что это одна из самых простых геометрических фигур, на самом деле она имеет множество до сих пор не разгаданных до конца тайн… Художники поведают, что у Малевича и белый квадрат есть -"Белое на белом (Белый квадрат)", а до Малевича квадраты рисовал и Альфонс Алле, который никогда не называл картину Черным квадратом, а так - битва негров в глубокой темной пещере темной ночью, или (про белый квадрат) – малокровные девушки в белых одеждах идут к причастию в снежной бури…

Ты, Саш, богатый, и так всё понимаешь, а я бедная и глупая, мне не нужно ничего понимать… Конечно, может я и сглупила… Саша, а ты часом не интеллигенция?


Ирина Петал   07.03.2018 11:20     Заявить о нарушении
Дорогая Ирочка! Спасибо, что приходишь. И читаешь, и даже рецки пишешь! А по поводу Малевича скажу: ты же профи в этом деле и лучше меня разбираешься, что, да, всё было до него, но он обобщил и сформулировал канон. Вполне случайно, если бы на той выставке 10-ти он не засекретил свою экспозицию, то всё разлезлось бы, растеклось по древу и не было эффекта внезапности. Ты же помнишь весь антураж и черный квадрат в красном углу, как икона? И слово супрематизм! Странное и завлекающее. Вроде бы выпендреж леваков, нет Мадоннам, да формам, из этого вылезло направление дизайнов, текстильного, архитектурного, промышленного! И то, что казалось детской мазнёй, обернулось прорывом в будущее! Другое дело Кандинский: у его кривых стен нет внятной идеи. Его абстракции не имеют логической основы, белый шум. Не знаю, я во всем ищу идею, что творец хотел сказать, пусть сам не зная что. Ты художница, счастья тебе!

Александр Гейфман   07.03.2018 14:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша. Я не профи, а профан, в чём не вижу смысла, нафантазирую :))

Ирина Петал   07.03.2018 19:45   Заявить о нарушении