Философ Зенон Элейский

Зенон Элейский, учитель Перикла,
И лучший ученик Парменида,
В Элеи, в Лукании родился,
Труд Парменида оценил,
Дополнил и развил,
А жизнь его была,
Противоречива и сложна,
Трагична и туманна,
Весьма разнообразна,
О нем легенды существуют,
Им восторгаются, критикуют,
Но все лишь сходятся в одном,
Трудами интересен он,
В сочинениях изложены они:
"Против философов",
"Споры" и "О природе",
Не исключено, что названия эти,
Все вошли , в содержание одной книги,
А школы Элейской основатель,
Его учитель Парменид,
Гениальнейший мыслитель,
Всех ученьем удивил,
А выводами поразил,
Его суждения,
Парадоксальные размышления,
У многих вызывали возражения,
И нужна была строгая,
Аргументированная защита,
Труда Парменида,
И Зенон применил довод,
Аргументацию от противного,
Задавая оппоненту обдуманные вопросы,
Вопросы от обратного,
Заставлял его увидеть,
Абсурдность и нелепость мнения,
Противоположного суждения,
И назвали их апориями,
Их известно около сорока пяти,
Но упоминаются, около пяти,
Которые главные, которые важны,
Их делят на две группы:
Против множественности,
И против движения,
Против множественности,
Суждение такое,
Допустим, что сущее - вещи, множественно,
То есть вещь, это сумма материальных точек («вещей»),
И если вещей много, то их столько, сколько их есть,
То есть, конечное число,
Но если их много, тогда,
Между каждыми двумя,
Может появиться третья,
И так далее, до бесконечности,
То есть, можно сущее – вещи,
Делить на более мелкие части,
Причем делить их до бесконечности,
И у нас бесконечно малый,
Неделимый элемент будет,
И таким делением превратим все,
В несуществующее Небытие,
А если неделимый далее,
Элемент умножить на бесконечность,
Получим бесконечно большое тело,
«Итак, если есть множество,
То (вещи) необходимо должны быть и малы, и велики:
Так малы, что вообще не имеют величины,
И так велики, что бесконечны»,
Источник противоречия –  понятие числа или множества:
Если существует множество вещей,
То конечная вещь, бесконечно велика и мала,
А число вещей в мире,
Одновременно конечно и бесконечно,
А поэтому нет частей у сущего,
Нет множественности вещей у него,
И всякое число, величина,
Или бесконечно велика,
Или бесконечно мала;
Но известность в мире получили,
Апории против движения,
Всего их существует четыре:
«Дихотомия», «Ахиллес и черепаха»,
«Стрела» и «Стадион»,
К апории «Дихотомия» приводит суждение,
Тело не сможет никогда начать движение,
Ведь, чтобы ему пройти какой-то путь,
Ему надо сначала дойти до половины пути,
А для этого нужно дойти до четверти,
И так все до бесконечности,
А деля все время до бесконечности,
Получаем, что тело не сможет дойти,
Ни до конца пути,
Ни даже двигаться начать,
Ведь за конечное время,
Невозможно пройти,
Бесконечное число точек,
Бесконечного участка пути;
Другая апория – «Ахиллес и черепаха»,
Самая парадоксальная, гласит,
Допустим, что быстрый Ахиллес,
За черепахой бежит,
Одновременно с черепахой,
Он начинает движение,
Бежит за черепахой и приходит,
В начальную точку черепахи движения,
А за это время черепаха доберется,
До следующей точки пути,
Следующего начала движения,
И они, эти точки на их пути,
Лежат до бесконечности;
Апория «Стрела» утверждает,
Летящая стрела, в каждый момент времени,
Занимает какое-то место в пространстве,
То есть, в каждый момент времени,
Покоится в каком-то месте пространства,
Значит состояние движения,
Есть лишь смена состояний покоя,
И за все время полета,
Стрела покоилась, а не летела;
Про апорию «Стадион»,
Утверждал следующее Зенон,
Представим, что есть три тела,
Одинаковой длины,
Два тела двигаются противоположно,
И скорость их равна,
А третье тело неподвижно,
Тогда движущиеся тела,
За одно и тоже время,
Прошли какой-то путь,
Но одно тело, относительно неподвижного,
Прошло путь в два раза меньший,
Чем, относительно движущегося,
Значит тело движется,
С двумя разными скоростями,
И в этом противоречие;
О смерти философа,
Ходит много легенд,
Что он политиком был,
Что Зенон демократом был,
И принимал участие в борьбе,
С жестоким тираном Неархом,
Но противостояние было неравным,
Был схвачен Зенон,
И пыткам подвержен,
Но страхуясь, что не выдержит их,
Себе откусил он язык,
И не предал соратников философ Зенон,
И умер от пыток в мучениях он.
Герой и мудрейший, мыслитель Зенон.


Рецензии