Живые звёзды
И звёзд так много, как песчинки,
Но не найти такого государства,
Где каждый другу половинка.
У человека свой характер,
У каждого своя душа,
Мир внутренний его абстрактен,
Продаст её за деньги он не мельтеша.
Ведь для него всё общество - никто,
Как марш слонов, они все также неуклюжи,
И в тёмном бежевом пальто,
Укрылся он от гневной стужи.
А стужа помыслов плохих,
Порвала все защиты в клочья,
Обильными ветрами дум лихих,
И предложение его окончилось на многоточье...
Свидетельство о публикации №118022710176
Если это философская лирика, то слишком громко заявлено. Какую ФИЛОСОФСКУЮ идею хотел отобразить автор? При всем желании идею подобрать невозможно.
О соотношении понятий. Если под Вселенной понимать нечто абстрактное, то более корректен переход к мирам, планетам, но не к такой конкретности как государства. Неестественен резкий переход от космического к политическому, а от него – сразу к психологии (от государства к дружбе). Похоже, это набор слов для рифмы в ущерб смыслу. Данные образы не цельны, не ясны, с разорванной внутренней связью.
Во второй строфе декларируется банальность: у каждого человека свой характер и душа, а внутренний мир абстрактен. Исходя из диалектики абстрактного и конкретного, все предметы, процессы и явления в мире абстрактны и конкретны одновременно. Итак, автор допускает формально-логическое противоречие: он говорит, что у каждого свои душа и характер, то есть конкретные явления, и в то же время говорит, что внутренний мир, то есть опять же душа и характер, абстрактны. В логике суждений это называется нарушением закона непротиворечия. Если бы автор сказал, что душа и характер абстрактны и одновременно конкретны, это была бы тоже банальность, но из области диалектической.
Дальше автор выдаёт сентенцию: человек продаст за деньги душу и почему-то «не мельтеша». Не понятно, как эта строка связана с предыдущими. Получается, что оттого, что у человека свой характер и душа, он их продаст или продаёт из-за абстрактности его внутреннего мира. И ещё: из-за выше указанных причин (характер, душа и абстрактность внутреннего мира) – всё общество для него – никто. Здесь нарушен закон логики «достаточное основание». Разве достаточно оснований, чтобы утверждать, что лишь при наличии характера, души и абстрактности внутреннего мира для человека общество – никто? Получается так: раз есть душа у человека, то общество – никто.
Дальше тоже не ясно: кто же «неуклюжи»? Если это общество, то это «оно», а не «они». Потом кто-то, то ли человек, то ли характер… «укрылся вдруг в пальто от гневной стужи». Какой такой стужи – погодной или душевной ? Просто какой-то непонятной стужи. Налицо отсутствие связи между смыслами. Суждения, с логической точки зрения, оборваны. Одним словом, мысль развёртывается сумбурно. Далее появляется «стужа плохих помыслов», которая порвала все защиты в клочья. Какие, чьи, от чего защиты - не ясно, догадайся, мол, сама. Зато ясно, что порваны эти защиты «ветрами дум лихих». И вдруг внезапно его какое-то предложение (какое и чьё, но, видимо, человека) оканчивается многоточием. Вообще, о чём это? Не только цельности, но и ясности образов нет, если вообще есть образы.
Какая здесь смысловая ёмкость? Никакой. Кругом банальные сентенции с перемешанными неясными смыслами.
В стихах явно страдает формальная логика во взаимосвязи и самом построении фраз.
Теперь о рифмах. В основном рифмуются слова одних частей речи, только в одном случае рифмуется прилагательное с существительным. Рифмы, как правило, сплошь прямые, хотя есть неплохие.
Немного об идеях стихов. Автор поведал читателю следующее:
1) Вселенная – пространство со звёздами.
2) Не найти государства, где каждый – другу половинка.
3) У каждого есть характер и душа.
4) За деньги человек продаст душу.
5) Для человека общество – ничто, потому что у человека есть душа и характер, но человек продаст одну свою душу (без характера, видимо) за деньги. Гениальная мысль!
6) Человек в тёмном бежевом пальто (это важно!) укроется от гневной стужи плохих помыслов, даже если обильные думы лихие порвут в клочья какую-то защиту (наверное, то самое пальто).
По-моему, это просто плохо связанные между собой банальности.
В стихотворении хромают и грамматика с орфоэпией.
Кроме того, что в первой строфе – некорректное сравнение ( песчинок чего – пустыни или песочницы?), неверен падеж - не «песчинки», а «песчинок», правильное ударение в слове «порвалА» не вписывается в ритм строк, то есть в угоду ритму приносится в жертву правильное произношение.С уважением!
Юрий Тютюников 03.03.2018 22:08 Заявить о нарушении