Музей миниатюрной книги Омск и омичи

МУЗЕЙ   МИНИАТЮРНОЙ  КНИГИ   Омск и омичи

В студенческие годы часто появляясь в столице, и реже в Питере, когда торжественно объявляла, что я из Омска, из города, где родился М.Врубель,  отбывал ссылку Ф.М. Достоевский и правил  адмирал Колчак – эти три имени была  в моем сердце и памяти, питерские  высоколобые студенты обычно сообщали, что  у нас там такой  музей ИЗО, что стоит все бросить и туда отправиться только ради этого. Часто они свои угрозы осуществляли, тогда они мне показывали наш музей, и то, что им нравилось там, из-за каких картин стоило к нам приехать, бросив все дела.

Так вот сегодня кроме этого великолепного   Музея Живописи, который  они заставили меня полюбить так, как любят сами,  у нас появился еще один уникальный для всей страны Музей миниатюрной книги. Это  еще большее чудо, потому что  организовать его было значительно  сложнее, аналога ему нет нигде в стране,  о чем и говорил вчера человек, которого знают во всей России и далеко за ее пределами – Анатолий Коненко, наш Сибирский Левша, всю сою жизнь посвятивший творению миниатюры.

Лично я в первый раз увидела его по ТВ, на встрече с президентом, когда он показывал  свое творение  на срезе  волоска человека. И это видели все в мире, кто-то и лично приобщился, заглянув в микроскоп, кто-то только узнал из новостей, что нет предела совершенству. У нас так часто бывает, что со своими знаменитыми земляками нас знакомят новостные  передачи, а увидеть и услышать их тут, в Омске, далеко не всегда удается.

И вот вчера члены Омского отделения РСП, которые встречались  с Мастером не в первый раз, отправились в тот самый музей книжной миниатюры, расположенный в Библиотеке им. Пушкина.

И надо было видеть,  с какой гордостью Мастер показывал все, что удалось собрать из изданного за эти годы по стране, и львиная доля произведений там принадлежит ему самому, сотворено и издано им.

В наше время, когда просто книги уже не так актуальны, как  лет 20 назад и плавно переходят  в разряд электронных, заниматься миниатюрой значительно сложнее, потому что  эти издания очень красиво оформлены, у каждой книжки «лица не общее выражение»,  и она вбирает в себя все лучшее, что есть к книгопечатании. Над ней трудятся мастера так же, как над ювелирными изделиями, и она сама по себе становится драгоценностью, совсем как рукописные книги наших предков.

Могу об этом судить не понаслышке, потому что  аж в 1986  году такую книжку подарил мне любимый поэт Михаил Александрович Дудин, она называется «Стая». Оформлена она  просто великолепно, изданная тиражом 7000 экземпляров к его юбилею, с золотым тиснением, с алой закладкой, с автографами поэта на многих страницах.

И  что самое удивительное, еще один вариант этой книжки я  увидела на витрине в музее миниатюры, словно снова в 1986 году  мы встретились с поэтом на берегу Невы и вместе листали это чудо чудесное. Тогда на ледяном  ветру  он прочитал все-таки мое любимое стихотворение

У меня не смертельная рана!
Я ещё доползу до огня.
Улыбается мальчик с экрана,
Бесподобно играя меня.
Добреду, опираясь о стену,
До палатки с кровавым крестом.
Зал внимательно смотрит на сцену,
В жизнь мою на ходу холостом.
Жизнь моя мельтешит и мелькает
И у смерти висит на краю.
Удивляюсь, откуда он знает
Обнажённую душу мою.


Такие  вот воспоминания через тридцать лет нахлынули. И в этом музее у каждого они свои, потому что каждый найдет ту книгу, которая ему была дорога и любима, может не в миниатюрном издании, но все-таки.

А как вдохновенно  Анатолий Коненко  говорит о планах, о том, что здесь еще появится, как будет расти и шиться его музей, какие новинки должны появиться   в стеклянных витринах. И главное, конечно оцифровка всех книг, хранящихся в музее, чтобы каждый посетитель смог  полистать их почитать, полюбоваться на экране своего компьютера, и на работу  художников в первую очередь, ведь это действительно тот уровень книгоиздания, которым можно гордиться.

Поделился Мастер и планами об издании книжки стихотворений об Омске, иллюстрации,  к которой у него уже готовы, осталось только написать стихотворения, что он нам и предложил сделать…

И то, что он  патриот славного нашего города, конечно, согревает наши сердца.
Музей открыт, он живет своей жизнью, и теперь можно спокойно сказать всем  знакомым о том, что только у нас есть такой музей, и он с теплом и радостью встречает своих посетителей. И жизнь его в культурном пространстве только начинается. Омичам  действительно есть чем гордиться, и это вдохновляет


Рецензии