Боттичелли и Лауретта 2

             Во мне живут два человека 2

В комнате Сандро Боттичелли и Лауретта. Речь идет о картине Боттичелли «Рождение Венеры».


Б о т и ч е л л и. Тебе нравится эта картина?
Л а у р е т т а. Разодрала бы ее в клочья и измазала грязью! 
Б о т т и ч е л л и. Лауретта! это же вся моя жизнь!.. Зачем ты сказала это?
Л а у р е т т а.  Санта Мария! я борюсь со своим озлоблением… но ничего не могу поделать с собой. Сандро, прости, и давай лучше работать. Где мне встать?
Б о т т и ч е л л и. Ты никогда мне не говорила так о моих картинах.
Л а у р е т т а. И сейчас жалею, что сказала. Давай лучше работать, Сандро.
Б о т т и ч е л л и.  Подойди ко мне ближе, к свету, и встань, как обычно, вот на это возвышение. Вот так, хорошо, лицо достаточно освещено… А теперь я попрошу тебя раздеться.
Л а у р е т т а. Чтобы писать лицо, тебе нужно, чтобы я стояла перед тобой обнаженной?
Б т и ч е л л и. Взгляд… который вчера у тебя был… ты его уже никогда не повторишь!… а мне он жизненно нужен! его я должен увидеть в своем воображении… для этого мне нужен стимул, во мне должна загореться страсть… разденься Лауретта! Сделай это для меня. Богом заклинаю, сделай!.. Свою страсть я должен передать обнаженной Богине на холсте; эта деталь оживит ее.
Л а у р е т т а. Деталь! Я для тебя стала деталью! Твоя  Богиня на холсте – точная копия Симонетты, которую ты любишь до сих пор, хотя ее давно уже нет в живых, а я только деталь.
Б о т т и ч е л л и. Не тревожь прах той, по которой скорбит Флоренция.
Л а у р е т т а. Для чего я тебе позирую! На картине меня нет. Ты смотришь на меня, а видишь ее.
Б о т т и ч е л л и. Я сам себя проклинаю за это…Но что я могу поделать. Ее лицо с детскими чертами не отпускает меня. Бывают минуты, когда оно явственно рисуется мне, и тогда я лихорадочно хватаюсь за кисть. Но это случается все реже и реже. Ее образ удаляется от меня с каждым днем.
Л а у р е т т а. А вы научитесь писать его издали! А меня оставьте в покое.
Б о т т и ч е л л и.  Что с тобой, ты сегодня не в духе.
Л а у р е т т а.  Дева Мария! зачем я связалась с художником? Правильно мама мне говорила, что у всех у вас в голове ветер. Как можно жить с одной женщиной и рабски любить другую, которой давно уже нет на свете.
Б о т т и ч е л л и. Я обещал твоим родителям заботиться о тебе... 
Л а у р е т т а. Мои родители всю жизнь выращивают  оливы, и я была свободна как птица,  когда жила с ними. Пока вы не увезли меня в эту проклятую Флоренцию...  В последнее время мы сидим здесь без денег. А ведь была у нас возможность разбогатеть. Сам Папа  вам сделал однажды заказ на несколько фресок для Сикстинской капеллы. Я, помню, вздохнула тогда с облегчением: теперь-то мы заживем, подумала! И что? Вы промотали  все деньги, которые вам дали за эту работу.
Б о т т и ч е л л и. Это верно. Деньги протекают сквозь мои пальцы как воды нашей реки Арно протекают через нашу Флоренцию... Но ты думаешь, я печалюсь об этом? Нисколько! Скупые люди предостерегали меня не раз: «Зачем без оглядки тратишь ты деньги?» На это я им  всегда отвечаю: «Короли духа тратят их не жалея, потому что хотят жить в роскоши. Счастлив тот, кто в своем расточительстве приятен себе и людям». А мой незабвенный учитель Филиппо Липпи выражался еще круче: «Щедрые люди подобны небожителям, а жадные жалким ослам». И сейчас у меня так… вот перед нами весит наша корзина. В нее я и моя ученики кидаем деньги, которые зарабатываем, а потом каждый берет из нее, сколько ему вздумается.
Л а у р е т т а. Знаю я эту вашу корзину, она всё время пуста… Удивляюсь, как можно такому легкомысленному человеку быть знаменитым художником.
Б о т т и ч е л л и. То хочешь уничтожить мои картины, то я у тебя знаменитый.   
Л а у р е т т а. Ты никогда о себе ничего не рассказывал.
Б о т т и ч е л л и. Ты хочешь, чтобы я рассказал?.. Что я могу о себе сказать. Во мне живут два человека: один веселится и прожигает жизнь, другой работает день и ночь над картинами. Чем это всё кончится, я не знаю.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии