Боттичелли и Лауретта

               


 Начинаю публиковать рассказы в диалогах о великом итальянском художнике Сандро Боттичелли, чьи картины украшают лучшие музеи мира. Но одна из них (я имею в виду картину «Рождение Венеры», о которой пойдет речь в первом рассказе) занимает особое места, являясь шедевром, не уступающим «Монне Лизы» Леонардо да Винчи.


              Эта картина мне явно не удалась 1


 Б о т т и ч е л л и  в своей мастерской.  Нервно делает и стирает мазки с картины.

Б о т т и ч е л л и. Не то. Не то! не то!.. Как мне  оживить это лицо?.. Санта Мария! я лишился таланта!.. Господь покарал меня, я лишился таланта!.. Лауретта!
Л а у р е т т а (не сразу спускается по лестнице с  мансарды). Что случилось? (Сладко зевает.)
Б о т т и ч е л л и. Иди скорее сюда!
Л а у р е т т а (подходит к картине). Эту картину я  уже относила заказчику. Вы что, вернули ее обратно?
Б о т т и ч е л л и. Да, Лауретта, вернул. Мне надо кое-что переделать. 
Л а у р е т т а. Эта картина получила от вас больше того, чего заслуживает.
Б о т т и ч е л л и. Нет, нет! картина мне явно не удалась… Ты посмотри на это лицо! Разве это лицо Богини любви? Что оно тебе говорит? Ничего? И мне ничего. И всем ничего! Красивая кукла и только… но она ведь  женщина! Правда, целомудренная, но все равно женщина. А где ее страсть? А любовь где?  Страсть и целомудрие… они должны  идти рядом… они должны наполнить картину, как наполняет атмосферу невидимый нам воздух, которым мы дышим и без которого нет жизни. Только тогда моя Богиня, рожденная из морской пены, выходящая из волн навстречу людям, потрясет мир! Святой Патрик! я боюсь, что это уже мне не по силам… я выдохся… это мне не по силам... Лауретта, вчера в твоем взгляде мелькнуло нечто такое, от чего я бросил всё и помчался за этой картиной, чтобы вернуть ее и запечатлеть на ней этот твой взгляд. В своем воображении я увидел новую Венеру…  Попозируй немножко мне, Лауретта, прошу тебя!
Л а у р е т т а. И ради этого вы вытащили меня из теплой постели?
Б о т т и ч е л л и. Если бы не крайняя нужда, я бы никогда не позволил себе это… никогда б не позволил этого.
Л а у р е т т а. Я думала, я уже не увижу ее, эту вашу Венеру, которая как две капли воды похожа...
Б о т т и ч е л л и. Молчи, Лауретта! Не произноси имя прекрасной Симонетты всуе! Не гневи Бога!.. До сих пор без ужаса не могу вспомнить, как оплакиваемая всей Флоренцией, она, самая прекрасная из всех женщин, была погребена в своем родовом склепе.
Л а у р е т т а. Вы никак не можете забыть ее. Ее нет, а вы страдаете и пишете ее портреты! Дева Мария! лучше б уж при жизни писали ее портреты, может быть, тогда б сейчас успокоились.
Б о т т и ч е л л и. Что ты говоришь, как я мог! Я даже близко не подходил к ней. Кто была она и кто я. Я – бедный художник. А она… недосягаемая Симонетта! возлюбленная самого Джулиано Медичи!
Л а у р е т а. Который правил нашей Флоренцией.
Б о т т и ч е л л и. Да, вместе с братом своим Лоренцо они правили тогда нашей Флоренцией. А как он был красив, этот Джулиано!.. Бог мой, как он был красив! Вся Флоренция была влюблена в него.
Л а у р е т т а. Что вы за человек, Сандро Боттичелли! Вы тоскуете о том, что уже никогда не вернешь, а то, что у вас под рукой... что перед вами вы не замечаете.
Б о т т и ч е л л и. Знаю, Лауретта, знаю. Ты думаешь меня самого это не тревожит?
Л а у р е т т а. Вы пишете только ее. Какие сюжеты вы бы ни брали, в центре картины обязательно она, ваша Симонетта. То обнаженная, то в легких как пух одеждах… она у вас всегда Богиня. Венера или Паллада, укрощающая Кентавра… но обязательно Богиня.  Вы работаете как одержимый. А работа над этой картиной вообще сделала  вас сумасшедшим… Да! да! не смотрите на меня так... И что? Вы говорите, что картину вы не закончили, и начинаете всё сначала.
Б о т и ч е л л и. А тебе самой она нравится… эта картина?
Л а у р е т т а. Разодрала бы ее в клочья и измазала грязью! 
Б о т т и ч е л л и. Что ты говоришь, Лауретта? Зачем ты это сказала?
Л а у р е т т а.  Не знаю... Санта Мария! я борюсь с этим озлоблением… Сандро, борюсь!.. Э! Давайте лучше работать. Где мне встать?

              П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии