Слыть
Мы не бываем, а слывем:
Едва ль один найдется на сто
С самостоятельным лицом.
За неименьем лиц – личины,
Все заголовки без голов,
Блеск пышных рамок, а картины?
Еще Бог не дал мастеров...
Везде подмостки, маскарады,
Все – театральный гардероб,
Где напрокат берут наряды;
Свое – лишь спесь да медный лоб...
Кн. П.А. Вяземский.
Что это за слово такое «слыть»? Какие однокоренные ему еще есть в русском языке? В этимологическом словаре Г.А. Крылова читаем: «Общеславянское слово индоевропейской природы, восходящее к той же основе, что и «слух».
Шанский уводит еще дальше: «Того же корня, что «слово», «слава», «слух».
Понимаете, «слыть», «слово», «слава» – однокоренные слова. В древности так и говорили: «И от тех варягов находников прозвашося Русь, и оттоле словет Руская земля, ижи суть Новгородстии людие и донынешняго дне. Прежде бо нарицахусь Словене».
«Называться» – от «звать», «зов»,
«нарекаться» – от «ректи», «речь»,
а «слыть» – вначале то же, что и «славить» – от «слово». Сюда же относятся и «словно», и «дословно». «Словить» – почти то же, что и «говорить», «говорить на славянском наречии». Вначале словом называли не то, что мы подразумеваем сегодня. Слово – это и есть наш язык, именно поэтому мы – словене, а затем и славяне.
Со временем мы утратили понимание связи между «словом», «слышать», «слух» и перестали воспринимать их как родственные, вышедшие из того корня, которым наши предки называли собственный говор. Видимо несколько столетий назад «слышать» и «слушать» еще не разделились, а общий их предшественник означал «воспринимать слово», «понимать славянскую речь».
Потом «слыть», «прослыть», «ославиться» приобрели негативный оттенок в отличие от «славить», «прославлять». А «словить» в значении «говорить» мы уже не употребляем, но остались такие производные, как «славословить», «баснословный», «острослов», «пословица» и др.
Слово молвили – молва слыла. Родственные слова: «мова», «молвь», «молвица», «безмолвие», «помолвка», «размолвка», а возможно и «молитва».
Подумав о словообразовании лексемы «слово», можно прийти к выводу, что оно типичное и одинаковое с такими древними словами, как «древо», «тулово», «яство», «пиво», «чрево», «право», «диво», «зарево», «варево», марево» и пр., которые по сути являются отглагольными существительными, образованными при помощи суффикса –в-. Это похоже на образование кратких притяжательных прилагательных среднего рода, отвечающих на вопрос «чье?»: «дедово», «царево», «волково», «паново», «фролово», «уварово» и т.п. Налицо сходство и с наречиями: «вправо», «влево», «заживо», «заново», «здорово» и др. Но смешивать их не стоит. Также не нужно обобщать суффиксы –в- и –ств-, который мы видим в существительных: «бегство», «буйство», «царство», «земство», «рабство», «барство», «волшебство», «новшество» и пр. Это более поздние образования.
Итак в «слове» мы выделили суффикс –в-, а что же было древним корнем? Дело в том, что исходный гласный звук расслоился, образовав несколько производных, еще до появления письменности. Поэтому в разных лексемах мы находим отличные буквы: «слЫть», «слОво», «слАва», «слУх».
Думается, что «у» в этом случае наиболее позднее образование. Ср. «Слыхом не слыхивал», «слышь ты», «где это видано, где это слыхано» и др. Замещение исходного «ы» произошло вследствие сближения со словами «ухо» и «глухой», который хоть и похожи своей центральной частью, не признаются учеными за родственников с лексемой «слух».
Превращение «ы» в «о» могло произойти по нескольким причинам. Вот лишь одна из них. Предшественница буква «ы» называлась «Еры», и состояла из двух других букв древнесловенской азбуки «Ъ» и «I», представляя дифтонг. Первая часть – буква «Ер» обозначала звук близкий к «о», только краткий. Позже, там, где «ер» был в ударной позиции, он заменился полнозвучным «о», а там, где в слоге не было ударения, его написание сочли излишним или заменили твердым знаком.
Прочитать древнее написание «СЛЪIТИ» можно и как «слыти», и как «слоити» (с ударением на первом слоге). При быстром произношение эти звуки почти не различить.
Кстати, такое «мерцающее» поведение гласного в старинных словах – не редкость. То же самое мы наблюдаем и со словом «звук». Сегодня «у» в его корне кажется нам устоявшимся, но даже краткий обзор позволяет связать в группу такие слова, как: «звать», «звенеть», «звякать», «зычный», «зов».
Под воздействием влияния «аканья» «о» заменилось на «а» с фиксацией нового значения на письме. Сегодня нам кажется, что почти полное совпадение звуков в словах «слово» и «слава» является случайностью, так разнятся их смыслы. Но стоит немного погрузиться в изучение языковых явлений, как их родство становится несомненным.
Таким образом, существительное «слово» является производной глагола «слыть», обозначающего устную речь, а о том, что раньше речь воспринималась как нечто непрерывное, целостное как вода в реке, и все слова писались слитно можно прочитать в статье «Пробелы в русском языке». До сих пор ученые не могут определить, что же это такое – отдельно взятое слово.
Свидетельство о публикации №118021602568