Фрагменты реальности в РК 1. Традиции

(отрывок статьи Своё и Общее 4.)

Есть такая Традиция Уважения юных поколений к старшим представителям своего племени, рода или народа...  И все мы понимаем, почему у кочевых народов подобное уважение возводится, практически, в Культ. - При кочевом образе жизни нет городов, музеев, библиотек, университетов.., нет массового общения и обучения, нет возможности собирать и накапливать творческие способности, знания поколений;  мало возможностей запоминать Великие Дела Простых Людей (как и низость правителей грабивших свою нацию);  мало возможностей отражать это в летописях, в трудах писателей и превращать это в науки, в историю, в сознание и культуру.., - в то Связующее, которое и делает племена Нацией, самоучек-ремесленников Профессионалами своего дела, а незнакомых людей - гражданским, Человеческим Обществом.
И все жизненные знания у кочевников собирают и хранят в себе старейшины родов, племён, кланов (в Казахстане это - жузы).  Они сами получают это в виде наследства, что-то добавляют (или забывают) и передают новым наследникам. И всё - порядок отношений и родовое самосознание, достоинство, Язык и традиции, производство благ… - зависит от их умения собирать, Формировать ЭТО и Передавать Своим наследникам в прямом, Устном общении, за что они и пользуются Данью Уважения, которая у обычных людей выражается в повышенном внимании, почтении, послушании им, в предоставлении главных мест за общим родовым столом и в любом другом собрании....
Когда-то этот обычай вышел из родовых образований и стал наипервейшим, наиважнейшим Национальным Отличием.

И всё-таки есть в родовых традициях и то, что нельзя делать общим национальным и, тем более, общим государственным: 
- Иерархическое, ступенчатое родовое наследование положений не позволяет младшим и дальним сородичам знать, думать, понимать больше старших;  не даёт им занимать более высокие-выгодные места, чем старшие и принуждает их долго быть ниже и слушать тех, кто рождён раньше и «сидит» выше в родовой пирамиде подчинения-наследования.  Кланово-родовое устройство не позволит возражать вышесидящему, ...даже если он откровенно глуп.
- Истории кочующих родов о жизни праотцов, хотя и несут знание семи поколений прошлого, не способны Достоверно это прошлое доносить, ибо они, "Благодаря" лишь Устному Внутриродовому Обращению, Вырождаются  в само-восхваляющие легенды о ханах и батырах, которые вне своего рода или клана Малоизвестны и Непочитаемы и от которых остаются Лишь Пирамидки Сородичей вопящие об их заслугах перед нацией и требующие к себе, их потомкам, высшего уважения. (Кто не хочет иметь великое прошлое и предков-воинов нагонявших ужас на врагов и бывших столпами нации, чтобы, восхваляя их, поднимать себя выше других уже в жузово-национальной ерархии!?  Так почему не добавить своим предкам славы, чтоб она возвеличивала потомков-наследников!?..)

Самовосхваляющие родовые легенды отталкивают друг друга и не вяжутся в основу, на которой формируется историческое со-знание.  Выродившиеся истории не создают новое общее ни для нации, ни для такого числа Разных наций РК,  а если кто-то и ухитряется эти истории повязать, то детище получается уродливее и смешнее, чем элементы давшие ему жизнь.

Такое «связующее» не живёт без постоянной властной протекции и не дарит людям умиротворяющее чувство уверенности в своей состоятельности и способности Дальнейшего общения, но возбуждает ещё более отталкивающее, задиристое кланово-национальное бахвальство и тайный страх потерять Это Связующее, ибо с ним "потеряются" и государственность, и язык, и возрождаемые традиции, и СТАВШАЯ СВОЕЙ ВЛАСТЬ…  Такое "связующее" ЛИШАЕТ НАЦИЮ ОБЩЕНИЯ И ВЫБОРА, искажает лучшие традиции ставшие национальными:
- Идущее С Низов Естественное Уважение простых людей к старшинству и мудрости оно перерождает Во Властно-Чиновное Требование-Вымогательство Дани с "нижних", "безродных", "чужих"...
- Понятийное Принятие родового-ступенчатого Положения-Времени превращает В Непротивление Разобщению Миллионов Людей На Круги Высших-Низших, своих и чужих для создания родо-кланово-национальной пирамиды власти и В Массовую Покорность нижних слоёв своей Социальной Судьбе или Вечной Власти слоёв элитных, состоящих из "профессиональных", "патриотичных", чистокровных, потомственных наследных управленцев.

Такое "связующее" бросает нацию даже не в досоветское, а в До-Историческое родовое прошлое со всеми его традициями - с пожизненной властью вождя и избранного Им окружения, вечной дракой «элитных» прихвостней за место подле вождя и право отбирать жирные куски у нижних сородичей…

И по законам иерархии первобытного племени начинают жить не 1 или 2 поколения племени, а множество кланов и родов многомиллионной нации. За властные положения, как за право обирать нижних и чужих, начинают драться между собой не только люди из кланов-окружений вождя, но и все подвластные им кланы, органы, СПЕЦслужбы…  И первобытная драка становится традицией отношений в обществе. А животный клановый, круговой эгоизм становится общей повязанностью и коррупцией в Национальном, государственном масштабе.

В бытность свою президентом Назарбаев в одной из телеречей высказался, что видит нашу будущее общество этаким Трёхслойным Пирогом, в котором роль Гражданского Общества он поручил самому толстому Среднему Слою-классу благополучных рабочих, мелких предпринимателей...  И назвал этот слой основой политэкономической стабильности.

Себя, своё окружение он отнёс к высшему элитному слою профессионалов-политиков занятых большой экономикой и формированием-воспитанием среднего класса-слоя.

Прочих, как я понял, он опустил в низший слой вечно несогласных, недовольных, пенсиями, пособиями, зарплатами..,  законами, правами, выборами, властью.., в слой старых, больных, озлобленных, ненужных, невезучих, не владеющих, необразованных, непрофессиональных, обездоленных, обезчещенных, безработных, преступных.., неспособных найти
себе место выше и доходнее.., в слой, который неизбежно копится-нарастает в каждом общественном государственном «пироге», Но Заботами правяще-владеющей-благотворящей Элиты остаётся тонким, безопасным и содержится, чтобы
иногда им пугать-воспитывать мелких и средних безнес-обывателей и рыться в нём со скуки или в поиске исполнителя Специфичных Потребностей «отдельных» представителей Элиты...


Рецензии