На земле...
Порою в паре, а порой, по-одиночке.
Так странны свойства тела тонкой оболочки:
Не глядя, видеть, слышать, но при том не слушать.
Для торжествующего торга сдвинут полог
С необоснованности трат на глупость века.
О! Сколько мудрости вокруг для человека,
Но путь к ней из низин желаний слишком долог.
Облагороженною внешностью мздоимства
Мир бесконтрольных обладаний очарован.
В чужом кармане всяка мелочь будет новой...
И лишь в своём рука чужая - это свинство.
Натарабанена, сердечных ритмов уйма,
Поди, пойми каким причинам благодарность.
Земля молчит и терпит век за веком тварность
В пути терпимости не жертвуя ни дюймом.
Вглядись в песчинки судеб вечная бескрайность,
Тебе таких планет отмерено без счёта.
А здесь на всё лимиты, рамки, дозы, квоты...
Жизнь, опыт, смерть - во всём сакраментальность.
Совсем недавно зорька алая горела
Румянцем розовым... но почему так скоро
Заря вечерняя кровавым заговором
Пугает поле, где хлеба ещё незрелы?
Жаль, что по срокам старость слишком скороспела.
Курносой ведьме при косе быть вечным стражем:
Едва наметиться надумает пропажа -
Судьба, забыв о прежних, грезит новым телом.
13.02.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема: размышления о судьбе, человеческой природе, быстротечности жизни и противоречиях бытия. Автор затрагивает вопросы духовности, материальных ценностей, старения и цикличности существования.
Основная мысль: жизнь полна противоречий и несправедливостей; человек оказывается «на торгах» судьбы, где тело и душа становятся предметом обмена. При этом мудрость труднодоступна, а время неумолимо — молодость быстро сменяется старостью, а судьба постоянно ищет «новые тела», забывая о прежних.
Композиция:
вступление (первые 2 строки) — метафора «торгов» судьбы;
основная часть (следующие 20 строк) — развёрнутое размышление о противоречиях человеческого бытия, природе желаний, быстротечности времени;
заключение (последние 4 строки) — образ неизбежности старения и смены жизненных циклов.
Тип речи: рассуждение с элементами описания (пейзажные образы зари, поля).
Стиль речи: художественный, с ярко выраженной философской направленностью; насыщенный метафорами и символикой.
Средства связи:
лексические повторы («судьба», «тело», «время»);
синтаксический параллелизм (построение схожих по структуре строк);
антитезы (молодость;—;старость, «зорька алая»;—;«заря вечерняя», «в чужом кармане»;—;«в своём»);
местоимения и синонимы, связывающие образы и мысли.
Средства выразительности:
метафоры («судьба выводит на торги тела и души», «натарабанена сердечных ритмов уйма»);
эпитеты («алая зорька», «кровавый заговор», «необоснованность трат»);
олицетворения («земля молчит и терпит», «судьба грезит новым телом»);
символы («заря», «поле», «коса» как атрибут смерти);
риторические вопросы и восклицания («О! Сколько мудрости вокруг для человека…»; «но почему так скоро…»);
архаизмы и книжная лексика («мздоимство», «облагороженная внешность», «сакраментальность»);
инверсии («облагороженною внешностью мздоимства», «натарабанена, сердечных ритмов уйма»).
Общий тон: философско;меланхолический, с оттенком горечи и созерцательной мудрости. Стихотворение строится на контрастах и парадоксах, подчёркивая неоднозначность человеческого существования.
Свидетельство о публикации №118021301085