Стройбат

https://proza.ru/2020/06/21/928
http://www.stihi.ru/2019/02/21/8384
http://www.stihi.ru/2019/09/02/7269
http://www.stihi.ru/2019/04/13/4395
http://www.stihi.ru/2019/04/29/6726
          Предисловие
          13 февраля 1942 года вышло постановление Совнаркома СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимающегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобождённых от немецкой оккупации. Эта дата могла бы считаться «Днём рождения» военно-строительных войск, да как-то не слышно об этом... Может, пока?.. На самом деле, военно-строительные подразделения были и раньше – и в Красной Армии, и в армии дореволюционной России. Были и есть они в армиях других держав.
         Служба в строительном батальоне – «стройбате» по многим причинам считалась непрестижной и пугающей для призывников. Отсутствие «мальчишеской» армейской романтики, характерной для некоторых других родов войск – это не главное. А вот служить там, где по слухам, намного больше и сильнее даёт о себе знать «дедовщина», засилье криминальных элементов и велика вероятность самых разных неприятностей, включая и влияние мифов о количестве самоубийств – перспектива совсем не радужная. Ведь в стройбате служили, в основном, как говорилось тогда,  «узбеки, зэки и калеки».   
        Как своеобразный протест на «непрестижность» стройбата – многие военнослужащие, увольняясь в запас, несмотря на неминуемые проблемы при встрече с патрулём, аккуратно снимали с погон буквы «СА» («Советская Армия») и клеили выпиленные из латуни своими руками буквы «КВ», что означало «королевские войска». История этого термина проста: ещё с 50-х эти войска в неофициальных разговорах называли «королЁвскими», в честь Сергея Королёва. Космодромы-то кто строил?!
       Ни один календарь не указывает на 13 февраля, как на памятную дату для военных строителей. Ни тебе торжественного концерта в Кремле, ни пьяного купания в проруби (фонтаны-то в феврале не работают, как, например, в «День ВДВ»). И сами бывшие стройбатовцы далеко не все знают об этой дате. Да и самого стройбата уже не существует. В годы моей службы в нашей части профессиональный праздник отмечался в День Строителя – второе воскресенье августа. Но даже то, что сам термин «стройбат» до сих пор у всех на слуху, до сих пор живы мифы, байки и анекдоты о нём - что-то всё-таки значит!
       Некоторые из мифов и баек стоят того, чтобы отметить их в этом многословном предисловии. 
       О «зелёных бушлатах». Распространена была байка: «Есть в армии  голубые береты – это десантники, есть чёрные – морские пехотинцы. Элита! А есть – зелёные бушлаты. Это – особые войска, эдакие «русские берсерки ХХ века», «стройбат» называются. Им даже СВОИ оружия не доверяют!». Да уж, глянь на фото в Интернете – бушлаты на солдатах стройбата смотрятся аляписто и нелепо. Не так, так тельняшки и бравые береты.      
      Но, как известно, в каждой байке, в каждой шутке – лишь доля шутки…
      В Афганистане тоже были военно-строительные части. Строили. А как же без них? И, по слухам, первое время они строили В ТЕХ УСЛОВИЯХ без оружия. ВЕДЬ ВОЙСКА-ТО НЕСТРОЕВЫЕ! И ОФИЦИАЛЬНО – ВОЙНЫ-ТО НЕТ… /Да ладно! Это – конечно же, только слухи…/
        Чернобыль. Кого, как не военных строителей можно и нужно было послать в первую очередь на ликвидацию аварии. И там тоже первое время солдаты стройбата работали без достойной защиты…И это – только то, что хоть как-то можно пока рассказать. Вот вам и «зелёные бушлаты»…
      Миф «в стройбате служат лишь узбеки, зэки и калеки». Начну с «узбеков». Теме «Ай, камандира, моя твоя не панимай!» я не стал посвящать отдельных строчек. Не посчитал нужным. Всякое бывало, в том числе и весьма комичное. Но в памяти осталось и то, что некоторые из тех, кто призывались из республик Закавказья и Средней Азии, с кем  приходилось общаться, были весьма образованы и эрудированны, отлично говорили  по-русски, без акцента. Вот  вам и «узбеки», разные они были…
       Про «зэков». «Засилье криминальных элементов» - это, скорее, не о людях, а о настроениях. Немалое количество безобразий в стройбате творили не столько условно осужденные или побывавшие в местах лишения  свободы, сколько несудимые «блатующие» нЕдоросли. Отдельное слово – о тех, кто призвался «прямо из зоны». Похоже, что замполиты в исправительных учреждениях работали и ещё как: большинство призванных на службу «сидельцев» были убеждёнными «мужиками». Таким «не западло» работать и заводить семью. Даже при том, что тело было «всё в наколках». Держались они уверенно, сурово, но «беспредела» себе не позволяли. Некоторые из них, особенно те, что были осуждены за валютные операции, за спекуляцию или за хулиганство, были рады тому, что оказались в армии – после службы с них снималась судимость. «Отмороженные» тоже были, но их было гораздо меньше. Как раз «сидевшие», в непростых ситуациях зачастую вели себя взрослее и мудрее многих. Возможно, потому, что кое-что поняли в жизни.
       Про «калек». Они тоже разные были. На втором году службы, в должности санинструктора, не раз доводилось сопровождать комиссованных домой. Слышал от некоторых из них истории о том, что «диагноз был известен заранее» (особенно – в «тех ещё» регионах Союза). Но родственникам «чего-то стоило», чтобы в военкомате это «проглядели». Особо запомнились те, немногие, что были пьяные от счастья после выписки из госпиталя: «здоров!», и «служить - до самого дембеля». Зачем? Почему?! В армии было гарантированное и качественное лечение, после которого парень возвращался домой с дембельским альбомом и отметкой в военном билете: «ОН СЛУЖИЛ, ОН – МУЖЧИНА!». С кого-то стройбат снимал судимость, а с кого-то – диагноз.  Вот вам и «калеки».
         Про «тех, четверых». Известная история о том, как в 1960 году четверо военных строителей («группа младшего сержанта Зиганшина») на острове Итуруп оказалась на барже, оторвавшейся в шторм от причала и унесённой в Тихий океан. Без воды, без пищи, без связи, на дрейфующей посудине, солдаты сумели выжить в открытом океане 49 дней. А потом – ещё и пережив стресс пребывания в недружественной стране, вернулись, не потеряв себя!
       Про «Фолкленды». На Фолклендских островах в 80-х, как известно, была не наша война. Но наши сумели  и там достойно отметиться и отличиться. И были это не спецподразделения, а военные строители. Так уж получилось – строить взлётно-посадочную полосу прилетали они туда… История в чём-то туманная, загадочная. Но когда-нибудь о ней узнаем больше. Как и о многих других…Стройбат не только байками богат.
            
      Моим сослуживцам и командирам посвящается

1
Судьбе военкомы нас сдали, дурёхе,
На пИке наивной застойной эпохи, -
Условно осУжденных, водкой отравленных,
Нетрезвой роднёй по повестке доставленных
Вчерашних студентов, калек недолеченных
И «белым билетом»*  не-до-обеспеченных.

- Элита!
           - Как нас угораздило, брат?
- Какой вам «десант»?  - Вы попали в стройбат!

А в бане – всех нАголо, и сгоряча
Уж кто-то словИл по зубам кирзачА*.
«И это – начало!» - сержант  прокричал.

СТРОЙБАТ - НЕ "ЗАРНИЦА", ВСЮ ВОЛЮ - В КУЛАК!
«БУЛЬДОЗЕР В ПЕТЛИЦАХ»* - НАШ ФИРМЕННЫЙ ЗНАК!

2
Казарма. Присяга. И всё – как положено,
Все планы на жизнь на два года отложены.
Пилотка, ремень, ну а где же погоны*?
Надменные вопли дедОв: «салабОны!»*.
ЗемлЯчество стало ценнее вдвойне* -
Когда жёсткий мАхач* – «спиною к спине».

Косяк*? – Гауптвахта! Потом  по росе
Шагали – не «ах ты!», и зубы – не все.

Там плац потопчи и побегай немножко,
Узнай, как начгуб*, он же – прапор Гармошко
Объявит «дэпэ»* - и воркУшку* ладошкой.

СТОЙ СМИРНО, НЕ ОЙКАЙ, И  - СДАЧИ  НЕ ДАЙ*!
КИНО, ДА И ТОЛЬКО! И ГДЕ БЫЛ ГАЙДАЙ?

3
Ещё лазарет был порой очень кстати
И кто-то со скальпелем в белом халате -
Опухший, уставший, когда их – штук сорок,
Зашитых им  ран от пацанских разборок.
Закончит писать он бумажки не скоро,
Мол, «это - прыщи» - на запрос прокурора*.

Ведь срок бы грозил, и немалый! – Обидно.
А так – нормалёк, под повязкой не видно.

Сложнее вот тем, кто поймал с голодухи
«Вай-вай»* от залётной одной молодухи,
Солдатской хлебнувшей чуть-чуть «ломовухи»*…

БЫВАЛО, ЧТО МЕДИК БРОСАЛ НЕВЗНАЧАЙ:
«УЖ ТЫ ОТ ПОНЯТИЙ УСТАВ ОТЛИЧАЙ!»

4
Команда: "подъём!" Держим  строй! Дисциплина!
То - днём и в казарме. Другая картина
На стройке и после отбоя. Получится -
Так сможешь остаться собой и не скрючиться,
На всех и на всё чтобы не обозлиться,
Не спиться, не скурвиться, не опуститься.

Не зная покоя, шуршал самиздат.
Писали такое! – Но не про стройбат.

Вот так: школа жизни, никак не иначе.
Раз армия – значит, любые задачи
Решать самому лишь, и - без пересдачи!

СТРОЙБАТУ – НЕ ЖАЛКО, НО НЕ РАЗДОБЫТЬ
ШПАРГАЛКУ-ГАДАЛКУ  ПРО «БЫТЬ, ИЛЬ НЕ БЫТЬ»!

5
Под дембель – сухой и суровый остаток
Негласной статистики: «минус десяток» -
Под краном стоящих на стройке, задавленных,
От всей дедовщины петлёю избавленных,
ЖигАнским пером* поножовщиной встреченных,
Суровым дисбатом* за шалости меченых.

Сирены не выли. Не били в набат.
Какая война? Это просто стройбат!

Сюжеты трагичные, мрачные, но
Про это тогда не снимали кино –
Бродила молва, как плохое вино…

И ПРО "НЕПРЕСТИЖНЫЕ" ЭТИ ВОЙСКА
МОЛЧАЛИ ПОКА ДИРЕКТИВЫ ЦэКа.

6
Добавив иронии, только слегка,
«Королевскими» звать стали наши войска.
В казахском ауле, отнюдь не в Кремле,
Две точки моргнули - и «ё» стало «е».
Была Королёву дружина нужна, -
И космос освоила первой страна!

Стоят космодромы, ракеты летят.
Кино уже сняли. Но не про стройбат.

Сменились вожди и плакатные стенды,
Но долго ещё не утихнут легенды
«Про тех четверых», «про Афган», «про Фолкленды».
 
ПУСТЬ БУДУТ ВОЙСКА - «ЧТОБЫ КРЕПОСТИ БРАТЬ»,
СТРОЙБАТ – ЭТО АРМИЯ «ЧТОБ СОЗИДАТЬ»!

7
До ночи устав, отпахав без греха -
Кто – спит, как удав, а кто - письма в стихах,
Поделки любимым, чеканки, картины…
Иные – мол, «вот, чего ждут от мужчины!»
И в то, чем не стоит орехи колоть*
«Шары» загоняли  под крайнюю плоть…

Любовь… – это да, она разной бывает.
А почта всегда у солдат - полевая.

- Письмо, Гена, - пой! – Аж слеза подкатила:
«Ну, здравствуй родной  мой, единственный, милый!»
…Был тихим и сдержанным плач Крокодила.

А МАТЕРИ  - НАМ ВЕДЬ ПОРОЙ НЕ ДО НИХ –
И БРАВЫХ, И ПЛАЧУЩИХ - ЖДАЛИ ЛЮБЫХ.

8
Как будто оценки в контрольной тетради -
Для всех командиры видней на параде*.
- Смотрите, у ротного-то –  ордена! 
И мало, кто знает, где шла та война.
-  Морпех – и в стройбате! Он что натворил?
 - Он правду начальству в глаза говорил!

Летёхи* - ровесники нам, «пиджакИ»*,
Как правило, все -  от интриг далеки.

«Про Родину» пело ворьё разной масти,
Её же – лишь дай – всю растащат на части*.
И зрела к ним ненависть - гнидам во власти.

В МАСШТАБЕ ТАКОМ, КАК ПОД ЛУПОЙ ВИДНЫ
ГЕРОИ И СВОЛОЧИ ЦЕЛОЙ СТРАНЫ.

9
И если два года уж не воевали,
Бои «на гражданке» иных поджидали.
Особо лихие – давно на погостах.
Они там легли ещё до девяностых.
Чернобыль, Спитак…Доброволец-воитель,
Как правило, – бывший военный строитель.

Вон – купол блестит, а вот – свечки горят.
Господь всех простит, ни при чём здесь стройбат!..

Как стройки хорошей большое начало -
Добычею пахнет для крыс и шакалов
И трудно отвадить их без криминала…

ХИЧКОК С ТАРАНТИНО ТВОРЯТ, ЧТО ХОТЯТ,
НО СНЯТЬ  ИМ КАРТИНУ СЛАБО ПРО СТРОЙБАТ!

10
Холодной войной мир газеты пугали,
Но нам-то бояться войны - на фигА ли? 
В ответ - наши байки: про «зелень бушлатов»,
«Зачем экскаватор - ведь есть два солдата».
Коль верить словам, то от давних веков
Войска так и мерили: «сколько штыков».

Задумались и над услышанным в НАТО:
«Острей нет штыка, чем в стройбате лопата!».

И вот, как дошло - уж почти что, до бровки
В той мЕждунарОдной  крутой обстановке,
То новый объект - поважнее винтовки!

И МИР ВЕДЬ ДЕРЖАЛСЯ НА ЭТИХ ШТЫКАХ -
ТЕХ, ЧТО У ЛОПАТ В "КОРОЛЕВСКИХ" ВОЙСКАХ!

P.S.
У солдатской шпаны нет за службу наград,
Но зато у страны был особый отряд
Бесшабашных, блатных, но надёжных ребят.
Я увидеть иных был бы искренне рад.
Где вы все, пацаны? – Клич архивы хранят*.

Всё, тема закрыта. Кирпичики - в ряд.
Не снимет Никита кино про стройбат.
………
А  как бы не так! И вот сопли – отставить!
Нашлись, объявились, - кто мог бы представить?
Солдатские шутки – как сабли из ножен:
«Здорово, Витёк! Ты живой? Ну, и рожа!»
Друзей вспоминали, чаёк попивали -
Все, с «чем покрепче», давно завязали.

Кто там? - Участковый. У вас, говорят,
скандал, драка, пьянка, короче - шумят.

Соседка смутилась, опешив назад:
- Как?!. Трезвые лица, осмысленный взгляд…
Пришлось извиниться, без гневных тирад.

- А КАК ЖЕ ФИНАЛ? – А «СОРИНКА В ГЛАЗА»?
- …СТРОЙБАТ ЕЩЁ МНОГО, ЧЕГО НЕ СКАЗАЛ!


Пояснения и примечания:

* «белый билет» - документ, освобождающий от службы в армии.

* кирзач - солдатский сапог.

* бульдозер – элемент эмблемы военно-строительных войск.

* повседневная форма одежды рядового военного строителя – пилотка, ремень, сапоги и ВСО – военно-строительная одежда, роба защитного цвета без погон.

* салабоны – на солдатском сленге - вновь призванные на службу. В период 60-80-х годов почти во всех частях Советской армии негласная градация по срокам службы была одинаковой: в начале службы – «салабоны», «салаги», «духи», позже – «черпакИ», а уж потом – «дедЫ».  Оттого и «дедовщина». Мало, кто из новобранцев не проходил процедуру-экзекуцию, когда их, группу свеже-остриженных, неопытных, приводили в часть, а вокруг собиралась орущая толпа: «салабоны, вешайтесь!».

* о «землячестве». Там, где довелось служить самому, землячество было наднациональным. Например, оренбургские казахи, если что, держались своих земляков-оренбуржцев, а немцы из Казахстана - своих. Конфликты на узко межнациональной почве тоже случались, в том числе и среди земляков, но реже. Безусловно, так было не всегда и не везде.
 
* мАхач – драка.

* косЯк – в данном случае – оплошность, проступок.

* начгуб – начальник гауптвахты.

* дэпэ – дополнительный срок ареста, который мог объявить начальник гауптвахты за малейшую провинность.

* воркУшка – особый удар ладонью, сложенной «лодочкой», как правило – по уху. Со стороны выглядит почти, как дружеское похлопывание. На самом деле – как правило, травмируется барабанная перепонка. А ещё – это очень больно…

* сдачи не дай! – На самом деле, рукоприкладство офицеров в стройбате – особая тема. Отправить провинившегося солдата под арест на гауптвахту – крайняя мера. Потому, что может пострадать производственный план. Работать-то кому?! А зарплата начальства от плана зависит и очень даже! Вот командиры и перевоспитывали нерадивых, провинившихся, как могли, сами. А могли – по-разному. НЕКОТОРЫЕ из них обустраивали комнату ротной канцелярии с шиком – стены «под мягкую мебель» и «под кожу». Возможности стройбата позволяли. Почему «под мягкую мебель»? – Чтобы живая боксёрская груша дополнительно не травмировалась об острые углы. Почему «под кожу»? - А кровь смывать удобнее! А сдачи – не дай! В начале 80-х, в «андроповские времена», отмашка командиру могла стоить трибунала и приговора лет на  … . Поди, докажи, что не ты первый начал. Особенно, когда знаешь, за что бьют. Вот и «не ойкай»… Конечно, всё это – бред, выдумки и подлая клевета на Советскую Армию!.. /а это – уже ирония/ Оттого и ненависть к НЕКОТОРЫМ из них. На их фоне офицеры, которые себе такого не позволяли, вызывали ещё больше уважения. 

* запрос прокурора – в период активной кампании по борьбе с неуставными взаимоотношениями в армии («борьбы с дедовщиной») в начале 80-х, за драку военнослужащих «с последствиями», то есть – «телесными повреждениями малой и средней тяжести», была значительно усилена уголовная ответственность. Сроки давались немалые. А если дерущихся было много? В стройбате групповые конфликты были нередки. И если бы все случаи «доходили до прокурора», то очень скоро служить было бы  некому, - все были бы уже за решёткой.  По-разному, конечно, но НЕКОТОРЫЕ командиры вместе с медиками пытались решать такие вопросы, не доводя «до прокурора».

* «вай-вай» - здесь: ЗППП (заболевание, передающееся половым путём).

* «ломовУха» – брутальный солдатский алкогольный напиток, готовится особым образом на сильном морозе. Гадость несусветная, но рецепта всё равно не дам – военная тайна ;)

* перо – нож на уголовном сленге.

* дисбат – дисциплинарный батальон, солдатская тюрьма, в который военнослужащие по призыву отбывали срок по приговору военного трибунала. Сроки в дисбате могли быть от нескольких месяцев до двух лет. Освобождённый из дисбата должен был дослуживать срок, который пропустил за время отбывания наказания. Но направлялся он при этом, как правило, не свою родную часть, а в стройбат. Перспектива оказаться в дисбате была одним из самых жутких кошмаров для солдата. Даже для военного строителя, хотя уже сам стройбат для других был кошмаром.

* и в то, чем не стоит орехи колоть… - И да простят меня читатели и читательницы, для которых эти две  строчки – как бы на другом языке. Это – только для тех, кто уже в курсе. Цивилизованным людям об этом вообще лучше не знать. Попытаюсь лишь дипломатично намекнуть, о чём там речь: одно из маргинальных проявлений юношеского максимализма реализуется в форме стремления к экстремальным сексуальным «подвигам» в интимном общении с женщинами. А как бывший санинструктор (в последующем – несколько более подготовленный медик), отмечу: для кого-то из этих «героев» всё заканчивалось осложнениями  в области самой деликатной части организма мужчины. Така любофф!..
   
* праздничные парады в стройбате были такими же, как и во всей Советской армии. Но заметнее было то, что парадная форма офицерам, как и солдатам, выдавалась лишь один раз. И по парадной одежде в праздники было видно, «кто и откуда». Тут  и эмблемы в петлицах самые разные, и сама форма. Бывших танкистов, морских пехотинцев, десантников было видно издалека. А уж боевые награды, кои в те времена были редки, несомненно, вызывали повышенный интерес и уважение среди солдат. 

* летёхи – лейтенанты.

* «пиджакИ» - офицеры, призванные на службу на два года после окончания вуза, имевшего военную кафедру.

* про воровство в армии уже писано-переписано – одни только репортажи и истории «про генеральские дачи» чего стоят…

*"...архивы хранят" - к 2006 году  военно-строительные войска в Российской Армии окончательно расформированы.

На фото (из Интернета): петличная эмблема военно-строительных войск Советской Армии
   


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.