Экфрасис по картине Б. М. Кустодиева Масленица

Картина Бориса Михайловича Кустодиева "Масленица* - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Красочна  и  живописна  масленица на Руси,
Вокруг  простой  народ   веселится  от души .
На фоне снежной белизны -  жёлтые   дома,
Мчится тройка  удалая,смех и музыка слышна.

Мороз довольно крепок, лежат пышные  снега,
Деревья и кусты,  словно сделаны из  серебра.
Меж ними в солнечных лучах сверкает Храм,
Перламутровые блики россыпью  по  куполам.

На белый снег  легли  лилово - голубые  тени,
Будто нам  Творец сбросил  лепестки  сирени.
В округе  красота  такая,   что  захватывает дух,
То  летит с небес высоких к нам  лебяжий  пух.

Ярило,пробегая путь небесный, зажигает пламя,
Оно дарит  радость,счастье, светом душу согревая.
Сияньем  дивным,лучезарным   земля  освещена,
Во  Вселенной  мирозданья властвует уже весна.

Масленица – это народный солнечный праздник, настоящая дата празднования которого в весеннее равноденствие и солнцеворот, когда солнечный свет идёт в рост, и установились эта дата и праздник под воздействием культа Солнца. Масленичная неделя должна проходить в дни весеннего солнцеворота, на которые после принятия христианства был установлен церковью великий пост, чтобы народ не праздновал солнечный праздник. Но искоренить народные празднования в этом случае было невозможно, и церковь, изменив дату с солнечной на переходящую лунную, присоединила этот праздник к церковным.
Название “Масленица” пошло с празднования равноденствия весны, то есть c начала нового года – Новолетия 21-24 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Икра на блинах – это тоже знак возрождения жизни из икринок, как из яйца на Паску - пастушеский и коровий праздник на Руси. Так же, как в наши дни первую половину января Россия предаётся празднику Новый Год (“новый бог” с почина Петра Первого), так и в древности наши предки с размахом встречали Новолетие, только происходило это в весеннее равноденствие. Отсюда и сжигание соломенного чучела зимы - Марены, хороводы, костры и прочие народные гуляния. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса – покровителя скотоводства.


Рецензии